В 30-е годы XX века в Гродно фабрика "Старовольских" выпускала велосипеды, мопеды и мотоциклы "Niemen". До наших дней сохранились единичные экземпляры – встретить такой велосипед сложнее, чем Деда Мороза. И вдруг на польском Аллегро появляется объявление: "Продам культовый велосипед гродненского завода". Цена кусается.
Продавец пишет, что велосипед был приобретен в Гродно польским солдатом и привезен в Польшу. Экземпляр хранился в укромном месте 74 года, когда в 2009 году его купил мужчина, начавший реставрацию. На сегодняшний момент велосипед почти отреставрирован и его выставили на продажу за 7 900 злотых (это 4500 белорусских рублей или 1800 долларов США).
Насколько это объективная стоимость и действительно ли перед нами легендарный "Неман"? С этим вопросом АвтоГродно обратился к белорусскому коллекционеру и реставратору велосипедов Андрею Комоско. Именно этот мастер восстановил велосипед, который затем купила Юлия Коледа, известная по деятельности "ВелоГродно".
Мы отправили Андрею ссылку на объявление.
– Я знаю этот велосипед. Знаю, кто его реставрировал. Этот мужчина покупал у меня реплику значка-фирменного шильдика "Niemen". Когда-то я сделал несколько таких экземпляров.
– Перед нами тот самый известный "Неман"?
– Перед нами однозначно велосипед 1930-х годов, а вот дальше нужно разбираться с рулеткой, детально изучать элементы и сварочные швы. Дело в том, что все велосипеды того времени похожи друг на друга как две капли воды и в целом отличаются лишь шильдиками. Велосипед в объявлении в таком продажном виде это «сборная солянка». Вид и профиль деталей соответствуют 1920-30-40-м годам, однако покраска низкокачественная, очевидны спешные недоделки крыльев, такая же спешная попытка укомплектовать и обвесить раму тем, что есть.
Андрей говорит, что эталонного описанного и детально изученного велосипеда в Беларуси и Польше нет. Сравнения, анализ совпадений и различий элементов рам и запчастей дают возможность вычислить кое-какие закономерности. Но все это догадки без документального подтверждения.
Адекватна ли цена? 1 800 долларов за 90-летний велосипед
Ради интереса мы посмотрели, какие велосипеды можно купить в Гродно за 4 500 рублей. В некоторых гродненских веломагазинах таких дорогих велосипедов вообще не нашлось, в одном были экземпляры – либо электровелосипеды, либо обычные с топовым оборудованием Shimano.
– Андрей, цена заявленного "Немана" на Аллегро адекватна?
– Если перед нами действительно "Неман", то да. Но я все же склоняюсь, что это не "Неман" и цена этого экземпляра из объявления около 1000 рублей (400 USD, прим. ред). Реставратора можно понять, он вложил много сил и времени в свою работу, возможно, верит, что перед ним оригинал. Кстати, этот же велосипед еще летом 2022 стоил на 1500 рублей дороже (600 USD).
Андрей рассказывает, что самая некомплектная\пустая рама от "Немана" с честным оригинальным шильдиком обычно в Беларуси стоит 50-70-120 USD (как повезет договориться, дело случая и везения), но вся остальная цена формируется за счет навесного оборудования и аксессуаров. Например, недавно в Польше продавались оригинальные педали с логотипом "Неман" в состоянии «с хранения» за 600 злотых (135 USD, 340 рублей).
– Сколько велосипедов "Неман" вы видели за свою жизнь?
– На данный момент я держал в руках около 20 рам или велосипедов "Неман". Моя мечта – собрать все 12 моделей велосипедов, которые выпускались на фабрике "Старовольских" в Гродно.
Андрей рассказал, что на фабрике выпускались еще 2 модели мопедов (мужская и женская рама), а также 3 модели мотоциклов, которые отличались кубатурой двигателей.
– А сколько велосипедов "Неман" есть в Беларуси?
– У меня есть 6 "Неманов", три из которых уже полностью восстановлены, в Гродно есть 3 "Немана" (у Юлии Коледы, Михаила Нарынкевича и еще одного мужчины), в частных коллекциях есть еще 3 таких велосипеда. Итого мне известно о 12 велосипедах на территории Беларуси. Оригинальных мотоциклов и мопедов у нас нет.
– Как-то корреспондент АвтоГродно разыскал мотоцикл "Неман" в Белостоке, вы его видели? Сколько такой техники в других странах?
– Да, я ездил его смотреть. Только это мопед, женский вариант. К сожалению, в Польшу было продано большое количество "Неманов". Они разбежались по частным коллекциям, некоторые выставлены в музеях. Известно примерно о 10 публичных образцах, которые находятся на территории Польши.
Кстати, Андрей выставил свою коллекцию в 30 старинных белорусских велосипедов в Мирском замке. Среди них есть и 3 "Немана".
– Белорусы начинают понимать и уважать свою историю. Я это замечаю последние несколько лет. Просыпается и интерес к технике, которая выпускалась в Гродно в межвоенный период. И хоть формально Гродно находился в другом государстве, но это были наши люди, белорусы. Фабрика "Старовольских" прекрасный пример успеха, наша гордость, – добавил Андрей.
"Люди сдают на вторчермет старые железяки и даже не подозревают, что это сокровище"
– Увы, мы приучились массово сдавать в металлолом любое ржавое железо. Пытливые коллекционеры и спекулянты-старьевщики просто физически не успевают "фильтровать" весь поток чермета. Стоящие реконструкции и реставрации экземпляры сегодня можно пересчитать по пальцам. И цена любого воображаемого "Немана" тоже закономерно растет, – говорит Андрей.
Наш собеседник обращается ко всем, кто будет убирать весной свой гараж: будьте внимательны и бережливы к любым старинным вещам. Возможно, среди ржавой ржавчины вы отыщете алмаз нашей истории! По любым вопросам опознания "железяк" можно обращаться к Андрею Комоско.
P.S. К слову, буквально недавно в Молодечно в огороде раскопали тормозной рычаг от велосипеда "Неман". Редкая вещь, артефакт:
В тему:
Мотоцикл "Неман" - история и фотографии сохранившегося экземпляра из Белостока
История гродненского мотоцикла, о котором многие даже не слышали. А он – первый белорусский!
Раритетные мотоциклы и велосипеды "Неман" представлены на международной выставке в Минске. Фото.
(с) АвтоГродно
// Перепечатка материала и его фрагментов с разрешения редакции