Норвегия долгие годы стимулировала своих жителей при покупке электромобилей всевозможными льготами. И это дало результат – электромобили стали доминировать в продажах в Норвегии, составив, например, 81,6% от общего объема продаж в ноябре 2022 года (без учета гибридов).
При таком доминировании осталось слишком мало автомобилей, которые можно обложить налогом, поэтому норвежское государство начинает активно сокращать льготы.
Какие льготы имели владельцы электромобилей в Норвегии?
История льгот в Норвегии началась с одного человека – Фредерика Хауге, который в 1989 году купил себе электромобиль и стал бороться за льготы.
Благодаря его усердиям, в 1996 году в Норвегии были введены первые льготы для электромобилей, после чего они становятся все обширнее.
С 1996 года за электромобили не платили ежегодный дорожный налог, а с 1997 года местные жители не платили и дорожный налог, владея электромобилем.
С 1999 года владельцы электромобилей получили право бесплатно парковаться на муниципальных территориях, а с 2001 года электромобили были освобождены от уплаты 25-процентного НДС, обычно применяемого к легковым автомобилям.
С 2005 года на электромобилях разрешили ездить по полосам для автобусов, а с 2009 года появилось права бесплатного использования паромов владельцам электромобилей.
Льготы сработали!
Все это привело к стремительному увеличению количества электромобилей, тем более что в мире стали появляться более интересные по дизайну и техническим параметрам модели.
В 2015 году в Норвегии было 50 000 электромобилей, в 2016-м, к концу года, их уже насчитывалось 100 000.
Электромобилей стало так много, что в 2017 году было отменено право на бесплатную парковку и автобусные полосы, а на автомагистралях была введена сниженная плата за проезд.
Норвежцы, однако, пристрастились к электромобилям, ведь основные налоговые льготы все равно оставались.
Не было НДС и налога за вес – эти платежи неизбежны при владении обычными легковыми машинами.
Несмотря на то, что сниженный годовой налог на электромобили был вновь введен с 2021 года, их количество продолжало расти.
В конце 2022 года, в Норвегии с населением 5,3 миллиона человек, зарегистрировано уже 500 000 электромобилей!
И если в 2021 году доля чисто электрических автомобилей достигала 75% продаж новых автомобилей, то в 2022 году она превысила 80%!
Электромобили в Норвегии не будут освобождаться от НДС
С этого года самые "сладкие" годы заканчиваются. Электромобили больше не будут освобождаться от НДС, а их владельцы будут платить ту же ставку НДС 25%, что и за обычные автомобили.
Но важно отметить, что НДС будет взыматься только с тех электромобилей, чья стоимость превышает 500 000 крон, что эквивалентно примерно 47 500 евро (или 125 000 белорусских рублей).
Налог за вес автомобиля
Кроме того, для электромобилей введен налог за килограмм.
Этот налог ранее существовал для обычных автомобилей. Его нюанс в том, что за первые 500 кг веса налог не будет взиматься, а каждый последующий килограмм будет стоить 12,5 норвежских крон.
1 норвежская крона эквивалентна 0,095 евро по сегодняшнему курсу или 0,25 белорусских рублей.
Таким образом, за 1700-килограммовый автомобиль нужно оплатить налог за 1200 килограмм, что составляет 15 000 крон, или около 1430 евро или около 3 750 белорусских рублей.
Причем налог будет одинаковым как для электрических, так и для бензиновых автомобилей.
Проблема, с которой столкнутся владельцы электромобилей заключается в том, что электромобили обычно тяжелее бензиновых аналогов.
Нередко электромобиль весит, например, 2,1 тонны или даже 2,7 тонны в случае более крупных моделей, не говоря уже об американских электрических моделях, таких как 3,1-тонный Rivian R1S или Hummer EV, весом 4,5 тонны.
Таким образом Норвегия перестает активно стимулировать продажи электромобилей.
А чтобы не делать автомобили с двигателями внутреннего сгорания слишком привлекательными в контексте повышения налогов на электромобили, Норвегия увеличила налоги, связанные с выбросами CO2. Поэтому электромобиль в этой стране остается более привлекательным.
// По материалам piataauto.md
Может ли наследник пользоваться машиной наследодателя до выдачи свидетельства о праве на наследство?
По данным белорусских пограничников, чаще всего безвизом пользуются литовцы, латыши и поляки.