Журналисты приехали на гродненскую станцию технического осмотра в конце года. Не самое пиковое время для прохождения ТО. Работники станции говорят, что декабрь — один из наиболее «мёртвых» месяцев: если в день приедет машин 10-12, то уже хорошо.
В первые полчаса нашего пребывания здесь стало казаться, что придется уехать отсюда, так и не пообщавшись с автовладельцами, которые прибыли за «дозволом»: кроме мастеров на площадке не было никого. Но потом всё изменилось.
Машины начали подъезжать, а в какой-то момент даже образовалась очередь.
Жизнь здесь закипела.
Пока мастера проверяли техническое состояние автомобилей, журналисты av.by побеседовали и с их хозяевами, и с начальником станции.
Узнали, сложнее ли сейчас получить разрешение на участие в дорожном движении.
«Ещё и внукам останется»
Первым на станцию техосмотра заезжает чёрный BMW X5. Его владелец отдаёт в окошко документы на авто и передаёт ключи мастеру. Тот, изучив внешнее состояние машины, отгоняет её на «ролики» для проверки тормозной системы.
Руслан хоть и отказался фотографироваться, но о своём автомобиле говорил охотно. Сомнений в том, что он получит «дозвол», у мужчины не было:
— Машину эксплуатирую с 2012 года, покупал её, когда ей было пару лет. С тех пор обсуживаюсь всё время у одного мастера, никаких вопросов по ней никогда не возникало, — рассказывает автолюбитель. — Мы с семьёй исколесили на ней почти всю Беларусь. Ездили и в Россию, катались по Европе и путешествовали по Прибалтике. На ней установлен, по моему мнению, самый лучший двигатель — дизельный объёмом 3,0 литра.
— А менять машину не планируете?
— Нет. Во-первых, мне сложно расставаться с подобными вещами, а во-вторых, учитывая её ходовую часть, она ещё и внукам останется, — смеётся мужчина.
— Техосмотр проходите ежегодно?
— До этого — раз в два года, теперь, когда автомобилю исполнилось десять лет, каждый год. Конечно, это немного сильнее напрягает, но лучше один раз съездить и потратить полчаса, чем потом платить штрафы в ГАИ, — убеждён Руслан.
— Авто в идеальном состоянии. Видно, что владелец следит за ним. Замечаний нет вообще никаких, — подводит итог техническому осмотру мастер.
«Подтяните ручник!»
Следующей на станцию ТО прибывает девушка на Nissan Almera. Она ездит на машине с 2014 года — иномарку покупали в столичном автосалоне. Пока мастер проверяет техническое состояние автомобиля, журналисты спрашивают гродненку, дорого ли обходится обслуживание «японца» и есть ли проблемы с дефицитом компонентов к нему.
— Недавно ремонтировала подвеску. Отдала за неё почти 300 долларов. Вопросов с запчастями пока не возникало, но вот обслуживание подорожало почти в два раза, — рассказывает Катерина. — Если раньше заменить масла и фильтры выходило рублей 100, то сейчас процедура на все 250 тянет.
Слабые места «японца» российской сборки — рулевые наконечники и подвеска, которую периодически приходится менять.
— Тормоза нормальные, ручник желательно подтянуть — он в нормы вложился, но сработал на самом высоком положении, — говорит автомеханик и протягивает девушке документы.
«Дозвол» получен.
А вот следующему автовладельцу повезло меньше: разрешение ему не выдали. Об этом стало известно сразу при визуальном осмотре — один из стоп-сигналов не горел. Но проверить надо было всё остальное. И, как выяснилось, не зря. Нашлась ещё одна причина, по которой машина не может быть допущена к участию в дорожном движении. И связана она, кстати, с новыми требованиями.
Renault Scenic больше 20 лет. Гродненец Сергей купил её полгода назад, а ездить начал только недавно. Всё это время мужчина занимался устранением дефектов: делал тормоза, менял лобовое стекло из-за трещины.
— Слабый ручник. Есть разница по тормозам — 27%. В старые нормы машина вписалась бы, в новые — уже нет. Требуется замена тормозных дисков, так как очень большое биение идёт. Передние сайлент-блоки разбиты — менять надо сразу четыре. Ручник слабоватый, — резюмирует мастер станции.
Похоже, ремонт недавно купленного «Рено» затянется. Его владелец забирает документы и направляется к своему старенькому авто:
— Будем, значит, всё исправлять.
На исправление, по правилам, у автовладельцев есть 20 дней. При повторной проверке проводятся контрольно-диагностические работы только в отношении узлов, систем, внешнего вида и комплектации транспортного средства, которые при предыдущем проведении техосмотра признаны не соответствующими требованиям ТНПА. И оплачивается только эта процедура (согласно установленному на станции прейскуранту). Если в течение 20 дней у автолюбителя не получится устранить выявленную неисправность, предоставить недостающие документы или по каким-то причинам он не успеет приехать в пункт прохождения гостехосмотра, придётся снова пройти контрольно-диагностическую линию в общем порядке и заплатить полную сумму за услуги проверки.
«Дело запахло штрафом — вот и приехал»
Наш следующий собеседник — владелец четырёхлетней Skoda Octavia. Мужчина купил её буквально за месяц до запрета на поставку и продажу авто этой марки в нашей стране.
— Выбрал именно её за отношение цены и качества. Сравнивать особо не с чем, так как это мой первый автомобиль, но им я доволен на все 100 процентов!
Поломок в машине ещё не было. Правда, на следующий после покупки день мужчина попал в ДТП — пришлось менять бампер. До недавнего времени «Шкода» находилась на гарантии. Сейчас пришлось отказаться от процедур у «официалов» из-за дороговизны:
— С этого года гарантия «слетела», так как начал обслуживаться в другом месте. Официальный сервис стал очень дорогим — 800 рублей, а я прошёл его на иной СТО за 220. Разница, конечно, ощутимая.
Белорус слегка волнуется перед техосмотром: это его первый опыт. Три года машина не нуждалась в прохождении ТО, а потом почти год ездила без «дозвола». Собеседник признаётся, что посетил станцию, чтоб не получить штраф:
— Недавно гаишник остановил. Вынесли мне предупреждение, сказали, в следующий раз будет взыскание, если не пройду техосмотр. Поэтому и приехал.
Но штрафа уже можно не бояться: машина получила разрешение на участие в дорожном движении на два года.
— Состояние идеальное, — вынес свой вердикт мастер.
«На ней только на рыбалку и охоту»
На 27-летней Lada Niva следующий клиент станции технического осмотра ездит не так часто — только на охоту или рыбалку. Несмотря на это, ТО проходит регулярно. К слову, получить «дозвол» в этом году мужчина пытается уже не первый раз:
— Был здесь в конце ноября. Но возникли нюансы по подвеске, из-за которых разрешение не дали. Устраняли их вот, ремонтировали. Надеюсь, сейчас всё будет хорошо.
— А часто вообще автомобиль ломается?
— По двигателю есть вопросы. Проводку иногда замыкает — лампочки перестают гореть. Но я эксплуатирую машину только в сезон охоты и рыбалки. По городу передвигаюсь на другом авто. А для бездорожья она, конечно, вариант хороший — берёт любые препятствия.
Вторая попытка оказалась более удачной для автовладельца. «Дозвол» получен!
«Основная причина непрохождения ТО — тормозная система»
Как мы уже писали, с сентября прошлого года в прохождение техосмотра были внесены некоторые изменения. Теперь правила диктуются не техническими нормативными правовыми актами РБ, а техническими регламентами Таможенного союза и ЕАЭС.
Журналисты уточнили у начальника станции: повлияли ли как-то новые нормы на ТО и стало ли сегодня сложнее получить заветное разрешение?
— Какова основная причина для отказа в получении «дозвола»?
— Неполадки в тормозной системе всегда были главным фактором непрохождения техосмотра, — говорит Денис Садовничий, начальник станции ТО. — А в связи с новыми регламентами нормы для неё ужесточились. Так что эта тенденция, думаю, будет только набирать обороты.
Согласно нововведениям, к тормозной системе стало больше требований. Если раньше получить разрешение на участие в дорожном движении можно было при относительной разности тормозных сил колёс оси в 30%, то теперь это возможно при 20% для дисковых, 25% — для барабанных механизмов.
— Некоторые автовладельцы, конечно, возмущаются этому. Приезжают машины, которым только три-четыре года, например Polo или Tiguan, и у них разница тормозных сил колёс — 22%. Всё — система ставит несоответствие. Хотя технически автомобиль исправен и по старым нормам вписался бы в требования. Но по новым мы вынуждены отказать в разрешении.
— А как реагируют на другие нововведения и регламенты?
— В остальном не каждый автолюбитель в них вникает. Что-то ужесточилось, что-то смягчилось. Те же шторки стали разрешены при наличии боковых зеркал. В прежних правилах были запрещены все иные предметы в оконном проёме, а теперь по техническому регламенту шторки разрешены.
О многих позициях, проверяемых нами, посетители даже не знают. Вот, например, отсутствие подголовника — причина не дать «дозвол». Ведь в случае ДТП он является страховкой и мерой безопасности. Но не все водители в курсе такого нюанса. И некоторые удивляются, когда не проходят ТО из-за этого.
— Много шума наделал катализатор. Согласно актуальным требованиям, если в машине его нет, «дозвол» водитель не получит. Покупать новый не каждый ведь сможет: он стоит больше тысячи рублей, а то и дороже. Были ли у вас случаи отказа в получении разрешения уже после введения изменённых правил? И как водители реагируют на эти требования?
— Вопросы возникли, так как запчасти очень дорогостоящие. Сегодня есть механики, которые при помощи компьютера «перепрошивают» катализатор. Чем платить 1 000 рублей за деталь, многие выбирают услуги гаражного мастера за 100 «условных» и таким образом решают эту проблему. Что касается прохождения техосмотра, то визуально наличие катализатора мы не определим. Мы можем увидеть или явное его отсутствие, или какие-то признаки вмешательства в него: вырезки, сварочные работы и другое. Конечно, это уже причина отказать в «дозволе».
— Если указываете на неисправность, водители устраняют её и возвращаются? Или «забивают» на эти «косяки» и ездят без ТО?
— Как правило, большинство возвращается уже с отремонтированным автомобилем. Ведь даже самый прожжённый автомеханик не сможет оценить реальное состояние тормозного усилия, например. Бывает, люди меняют цилиндрики, целиком тормозную систему перебирают. И вроде всё работает хорошо, но где-то трубка будет загнута. Поэтому обычно автовладельцы ответственно подходят к устранению поломок, понимая, что это не ради галочки, а для их собственной безопасности.
— С появлением на дорогах камер, фиксирующих отсутствие техосмотра, к вам приезжали уже автовладельцы с «письмами счастья», напоминающими о необходимости прохождения ТО?
— Лично на нашей станции людей с такими письмами я ещё не видел. Может, они и есть, но нам пока не встречались. Есть водители, которые ездят без ТО до первого штрафа. Вот когда уже получают его, тогда и идут за разрешением.
— А стимулируете как-то к прохождению ТО?
— Этим занимаются сотрудники ГАИ, как правило. Мы больше обращаем внимание автовладельцев на техническое состояние их машин. Есть автолюбители, которые проходят ТО, но которым надо позаботиться через два месяца, например, о тормозных колодках: мы видим, что спустя некоторые время они могут дать сбой. Или изъяны стоек стабилизатора, к примеру, сами по себе не являются основанием, чтобы не дать «дозвол», но мы замечаем, что у них подразбиты резинки, и говорим владельцу, чтобы при появлении характерного стука ехал в мастерскую уже.
Не прошёл ТО — заплати штраф!
Напомним, что наказание за участие в дорожном движении без соответствующего допуска регламентируется статьёй 18.11 Кодекса об административных правонарушениях РБ.
С 1 января 2023-го размер базовой величины вырос. Было 32 рубля, стало — 37. В связи с этим штраф за непройденный ТО увеличится. Теперь за езду без «дозвола» придётся заплатить до 111 рублей.