Какова сейчас ситуация с трудоустройством дальнобойщиков? Может ли рассчитывать водитель без опыта на хорошую работу? С какой оплатой? Все эти и другие важные вопросы мы задали руководству школы "Код 95 у Марка". Курсы в этой школе заканчивают белорусы перед тем, как трудоустроиться. И в школе о ситуации знают не понаслышке.
Справочно: после обучение в Беларуси на категории C, CE, D и другие, начинающему дальнобойщику необходимо пройти курсы на "КОД 95". Сертификат "КОД 95" позволяет трудоустроиться в транспортные компании ЕС. Такие курсы для белорусов уже на протяжении нескольких лет проводит автошкола "Код 95 у Марка" в Варшаве. Обучение длится 30 дней, 5 или 3. Подробнее можно узнать здесь.
Получил "Код", а что дальше?
– Какова сейчас ситуация с трудоустройством водителей без опыта?
– Последние годы мы регулярно получали запросы от надежных транспортных компаний на трудоустройство наших учеников. Но в январе 2023 компании сказали "Стоп". Мы стали искать варианты трудоустройства, но в целом по рынку все было сложно, отрасль переживала определенный застой. К началу мая вновь начался спрос на "водителей без опыта". Сейчас спрос нарастает. Компании прогнозируют стагнацию в августе из-за массовых отпусков, но затем снова должна быть работа до конца года. Вообще замечено, что второе полугодие лучше первого в отрасли грузоперевозок.
– На какую работу может рассчитывать молодой водитель?
– Начинающие водители обычно едут в простые и длинные трассы с загрузкой раз в три дня. Но все транспортные компании стараются отправить новичка сначала с опытным водителем, чтобы они вместе поездили 1-2 недели. В такой паре транспортная компания платит от 80€ за дневку опытному водителю и бонус 5-10€ за ученика. В таком тандеме молодой водитель может рассчитывать на 30-40€ за дневку. Когда начинающий водитель самостоятельно отправляется в рейс, он может рассчитывать на 75€ за дневку, это реальность рынка, хотя обычно водители просят чуть больше.
– Нужно четко понимать, что отношение у транспортных компаний к молодому водителю и опытному – совершенно разные. Есть мнение, что 70% водителей покидают профессию после первой каденции. Да, у новичка "горят глаза", он наслышан про романтику профессии, но вдруг выясняется, что нужно проехать через узкое место, нужно искать место на переполненном паркинге, когда заканчивается время, нужно готовить себе еду, думать про гигиену. Поэтому новичок должен сделать первые шаги в профессии, а потом навстречу пойдут к нему. Мы в школе "Код 95 у Марка" построили обучение так, чтобы уже на курсах водители научились справляться с этими задачами лучшим для себя способом.
Сколько нужно поработать, чтобы перейти в ранг "опытного"?
– Для начала нужно отъездить 1 каденцию – это 1,5 - 2 месяца. После этого у работодателя отношение к водителю резко улучшается, он видит, что человек в этой профессии надолго. В целом нужно поработать полгода или год на условиях транспортной компании, зарекомендовать себя, а затем можно искать транспортную с более высокой заработной платой и лучшими условиями труда. Мы настраиваем на это своих учеников. Объясняем, что на водителя с годовым стажем смотрят совсем иначе – ищут его, а не он ищет компанию.
– Как найти хорошую транспортную компанию?
– Сразу скажу, что отзывам в Google верить нельзя, там обычно собирается лишь негатив, хорошие мнения не пишут. В итоге можно упустить достойную фирму. Лучше всего искать компанию через знакомых – запросить названия, потом найти чаты этих фирм и в личных сообщениях расспросить водителей об условиях труда – насколько лояльно руководство, насколько серьезно штрафуют за отклонения от графика и за пережог топлива, выплачивают ли вовремя зарплаты? Еще один вариант, это прийти в отдел кадров транспортной компании и запросить телефоны 5 водителей. Обычно не отказывают. Да, дадут контакты лояльных водителей, но и по разговору с ними вы все поймете. Есть такая закономерность, если в компании до 20 грузовиков, то отношение к водителям очень теплое, как в семье. Если свыше 20 грузовиков – внимание руководства уже распыляется, водитель уже чаще "сам по себе".
Тема выбора транспортной компании - огромна. Вместе с "Код 95 у Марка" мы напишем об этом отдельный материал. Если вы можете поделиться своим опытом выбора работодателя - напишите нам.
"Код 95 у Марка" закупил новую фуру и оборудование для обучения
– Что нового появилось в вашей школе за последнее время?
– Как и раньше, мы продолжаем обучать на "Длинном" и "Коротком" курсе, изготавливаем "Чип-карты" для тахографов. Наш лекционный зал переехал прямо к автодрому и стал больше. Мы закупили еще одну фуру Scania, чтобы наши ученики не стояли в очереди к грузовикам. Теперь у нас три фуры на автодроме. Наши лекции стали еще более практичными. Мы закупили макеты крепления грузов, ADR-бочек, катушек. Учим на макете правильно затягивать и крепить сложный груз.
В "Код 95 у Марка" говорят, что учеников стало заметно больше. И основная часть ребят – мужчины в возрасте 30 - 35 лет.
– Но знаете, в последние полгода все больше и больше становится девушек на обучении. Причем даже совсем молодых и они рушат стереотипы о профессии! Недавно у нас отучилась 21-летняя девушка, скоро мы запишем с ней интервью, опубликуем у нас на странице.
Что говорят ученики про школу "Код 95 у Марка":
– Если ищете качественное обучение на "Код 95" – добро пожаловать в нашу семью! – говорят в автошколе.
Школа "Код 95 у Марка" находится в Варшаве: ul. Opaczewska 60 D.
Консультации можно получить по телефону: +48 573 569 999 (говорят на русском).
Актуальные цены на курсы, а также дополнительную информацию можно найти на сайте startruck.pl.