На дачной дороге под Гродно в районе Коробчиц уложили новый асфальт. Примечательно, что финансирование работ шло из двух источников – частично деньги собрали местные жители, частично финансы были взяты из городского бюджета. Инициатором и главным мотиватором выступила гродненка Алена.
Сами дачники называют свою ситуацию ярким примером взаимовыгодного и полезного государственно-частного партнёрства. Первого в Гродненской области. Инициативность, с одной стороны, и желание пойти навстречу людям, с другой, позволили решить многолетнюю проблему. Хотя подводных камней на пути хватало, рассказывает newgrodno.by.
Гродненка Алена Маркевич несколько лет назад приобрела участок в СТ «Железнодорожник». Это одно из многочисленных товариществ в лесных местах в районе Королино и Коробчиц. От кольца у Юбилейного озера сюда идет асфальтированная дорога, а вот подъезды к самим СТ — гравийки или грунтовки.
«И в теплое время года каждая проезжающая по такой дороге машина поднимает облако пыли. Оседает пыль везде – на одежде, на растениях в огороде, стенах и окнах домов, в наших легких», — рассказывает Алена.
Она подчеркивает, это СТ и соседние товарищества – многочисленные и живые. Летом транспорта много. Иногда облако пыли просто целыми днями висело над дачами.
«Маски были востребованы еще до эпидемии коронавируса. В рейсовом автобусе дачники ездили в них. Иначе от пыли можно было задохнуться. Форточки наглухо во время движения закрывали и в личных автомобилях», — рассказывает дачница.
Понятно, что об комфортном отдыхе в таких условиях говорить не приходилось. Да, Алена добилась, чтобы на дороге появились ограничивающие скорость знаки, но пыли от этого меньше не стало. Кто-то даже сам пытался поливать дорогу, но в жаркие дни это особой пользы не приносило.
Единственный выход – укладка асфальта. Но и тут дачников ждало разочарование. Ответ на протяжении нескольких лет был один: дорога лесная, неперспективная, причин для масштабных работ на ней нет.
Но в 2024 году людям предложили выход. Надо было просто «скинуться» на дорогу. Схема простая: половину платят дачники, еще половина – за счет средств местного бюджета.
Сумма внушительная. Например, на 400 м требовалось около 50 тыс.бел. рублей. Каждому садоводческому товариществу обсчитали свою протяженность дороги.
«В товарищество несколько заездов. Мы посчитали, что дорогой пользуются владельцы около сотни участков. Вот им и предложили поучаствовать финансово в строительстве дороги», — рассказывает Алена. Она возглавила инициативную группу по сбору денег, от ее имени заключался и договор с местными властями.
Любой, кто пытался организовать что-то подобное, скажет, что работа с людьми, особенно, если надо их уговорить отдать свои деньги – дело неблагодарное. Алена подписывается под этим утверждением.
Она признается, хватало всякого, в том числе и пустых обещаний, а еще сброшенных телефонных звонков, игнора и других неприятных историй.
В итоге «скинулись» на дорогу владельцы 41 участка из 100. В какой-то момент сбор шел по принципу «кто сколько может». В итоге люди вносили от 80 до нескольких тысяч рублей! Около половины всей суммы закрыли владельцы 7 участков: пыль от дороги их достала, видимо, больше всех.


Власти также свои обязательства исполнили.
В конце мая дорогу через СТ – около 400 метров – заасфальтировали. Одновременно асфальт появился и в нескольких соседних товариществах: дачники, узнав, как решается вопрос, также «скинулись» на ремонт. Плюс, дорожники заасфальтировали отрезок дороги между СТ.
Всего новое покрытие появилось на участках суммарной длиной около 2 км.


«Сложно сказать, сколько сил и нервов было потрачено на все это. Но самое главное, что у нас появился асфальт. И пыль больше не будет мешать отдыху на природе. Правда, хочется, чтобы водители бережно относились к новой дороге. Асфальт не для того, чтобы ставить тут рекорды скорости», — подчеркивает Алена.
Государственный таможенный комитет Беларуси прокомментировал ситуацию с лимитами ввоза электрокаров в страну.