Минск на один день словно вернулся в прошлое. На авторынке в стиле 90-х ожили воспоминания об эпохе, когда автомобили были не просто транспортом, а настоящими членами семьи.
Журналисты ABW рассказали, как это было.
На площадке «Автохауса Большой» в Валерьяново собрались десятки советских машин: от ухоженных раритетов до «рабочих лошадок», сохранивших следы времени.
Владельцы охотно делились историями, обсуждали неисправности и искали необходимые им запчасти прямо на месте – благо выбор советской атрибутики и оригинальных деталей был впечатляющим. Стоит отметить саму атмосферу, которая получилась очень теплой, почти домашней – как на настоящем авторынке тех лет.








На ВАЗ-2106 до Гибралтара
Как пришла в голову идея возродить такой формат и собрать владельцев в стиле 90-х? Об этом журналистам портала ABW рассказал главный организатор выставки Александр.
«Начну с того, что, уже 3 года я являюсь идейным вдохновителем ретроклуба «Железяки СССР». В нашем клубе состоят владельцы автомобилей до 1991 года: «Жигулей», «Москвичей», «Запорожцев», «Волг» и еще нескольких эксклюзивных моделей. Каждый четверг мы собираемся на кофе. Приезжает примерно 10–15 машин, чтобы пообщаться и проехать красивой колонной по городу. За эти 3 года мы активно путешествовали по Беларуси, ездили в Россию и множество раз принимали участие в выставках ретроавтомобилей.
«Авторынок» задумывался не как классический автомобильный рынок, а как место для тусовки выходного дня, где собираются владельцы старых машин. Либо просто приезжают люди постарше, чтобы поностальгировать – ведь у многих в молодости были такие автомобили. Некоторые привезли на продажу запчасти, кто-то – атрибуты времен СССР, найденные в гараже или на балконе.




Это уже наш второй «авторынок». Пока проводим его в тестовом режиме с 10 до 15 часов, но в этот раз машин приехало намного больше, чем мы ожидали. Представлено четыре «Запорожца», все уникальные и в очень хорошем состоянии, приехали красивые «Москвичи», почти все модели ВАЗ. Не хватает только «Волг», но, думаю, исправим это в следующий раз.
У меня есть идея организовать более масштабное мероприятие, куда со всей Беларуси съедутся именно советские классические автомобили. Надеюсь, когда-нибудь это удастся.
А пока думаем, как провести третий «авторынок» более масштабно и удобно для всех. Уверен, формат будет жить – это место для крутого нетворкинга и красивых машин.
В последнее время сильно вырос интерес к советской классике – цены на нее растут как на дрожжах. Если где-то появляется автомобиль интересный в продаже, час-два – его уже нет. Если раньше можно было «Запорожец» купить за $50–100, то сейчас за $1000 не найдешь ничего в хорошем состоянии.


На выставке представлен и мой автомобиль – ВАЗ-2106 1982 года. У отца был «Москвич» 1986 года, который долгое время оставался в семье, пока не врос в землю на даче. В молодости все хотел его восстановить, но, когда уже был готов к этому, оказалось, что отец отдал его на запчасти. А я ведь уже загорелся! Очень долго искал машину именно 1982 года – год моего рождения – и в итоге ко мне в руки попал этот ВАЗ-2106 в стоковом состоянии с пробегом всего 85 000 километров. Важно, что в нем есть задние ремни безопасности – можно поставить детское кресло.
Сейчас моя мечта – доехать на нем до Гибралтара. Надеюсь, когда-нибудь это случится!»
Редкий Wartburg и запчасти от «Копейки» дедушки
Автомобилей с каждым часом становилось все больше, и пока журналисты разговаривали с Александром, на «Авторынок в стиле 90-х» приехал очень необычный экземпляр – Wartburg.
«Это Wartburg 353 1987 года – один из самых оригинальных, с двухтактным трехцилиндровым мотором, – с гордостью рассказывает его владелец Владимир. – Интересная во всех отношениях машина: рамная конструкция, независимая пружинная подвеска – мечта поколений ГДР.




С 1993 года я был владельцем похожего автомобиля с кузовом универсал, а в 2000-м мы с энтузиастами создали клуб Wartburg, форум которого до сих пор кое-как существует. Но в 2010-х моя машина попала в аварию – была серьезно повреждена передняя часть. Тогда мои московские коллеги по гэдээровской технике предложили обменять ее на этот восстановленный седан. У него тоже интересная судьба. Машина в послеперестроечное время была привезена офицером из Западной группы войск. И вот, с 2018 года я регулярный участник олдтаймерских тусовок, ралли и прочих подобных мероприятий».
На «Авторынке в стиле 90-х» царила особая атмосфера – мы будто вернулись во времена, когда машины продавали «с багажника», а главные разговоры велись не в чатах, а у капота. Владельцы увлеченно обсуждали технику, делились опытом и просто наслаждались общением. Среди этого хаоса мы заметили стоящий в сторонке «Москвич-412». Его владелец Яков поделился историей покупки автомобиля.
«Владею им недолго, всего полтора года. Машина в родной краске, куплена была, как сейчас модно говорить, «из-под деда». В Ракове. Всю жизнь была у одного хозяина, который купил ее в салоне и эксплуатировал только летом. Так что, несмотря на ее возраст, я всего лишь второй владелец!




А здесь продаю запчасти от дедушкиной «Копейки» – вдруг кому-то пригодятся».
Ответ всем хейтерам «Жигулей»!
DVD-диски, советские аптечки, стопки руководств по эксплуатации, редкие запчасти – глаза разбегались от того, сколько всего можно было найти на этом импровизированном авторынке. Здесь каждый экспонат и каждый человек были частью живой истории.




Пообщались еще с одним энтузиастом – фанатом ВАЗ, который даже внешне соответствовал духу 90-х.
«Этот экспортный ВАЗ-2105 появился у меня ровно 2 года назад, – рассказывает Алексей. – Купил его у дедушки как дешевый транспорт, а потом как-то втянулся, увлекся советскими автомобилями и ретротематикой.






И даже спустя два года это чувство меня не покидает, держит. Могу ответить всем хейтерами, что зря на «Жигули» наговаривают – не ломаются они так часто.
Все, что я сейчас здесь продаю, – это из гаража дедушки моего знакомого. Все хранилось долгое время на полках, пылилось, а сейчас вдруг всем стало вновь интересно – мода циклична!»
Осталось ощущение, что «Авторынок в стиле 90-х» – это не просто выставка, а настоящее погружение в прошлое. Здесь, и правда, все дышит той эпохой: автомобили, детали, разговоры, музыка…
И даже случайные прохожие останавливались, чтобы рассмотреть экспонаты и вспомнить былое. Надеемся, этот «авторынок» станет доброй традицией и будет собирать все больше участников, зрителей и просто неравнодушных к советской автомобильной истории.
Один из владельцев электросамокатов нашел нестандартный способ заряжать свой транспорт.