В Беларуси в настоящее время действует ряд преференций на ввоз электрокаров. С полноценным запуском производства «зелёных» машин в стране ситуация может измениться.
Год назад генеральный директор НАН Сергей Поддубко впервые поднял вопрос о том, что после выпуска отечественного электромобиля есть необходимость пересмотреть действующее законодательство (сейчас ввозимые в республику «электрички» освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов), пишет av.by.
— Чтобы стимулировать внутреннее производство и создать конкурентную цену для белорусских электрокаров, в будущем придётся вернуться к таможенным пошлинам, — отметил руководитель.
Во время пресс-конференции на презентации первого электромобиля белорусской сборки Geely EX5 главный редактор av.by Дмитрий Макаревич вновь поднял данный вопрос.
Вот что говорит по этому поводу директор СЗАО «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский:
— Рассмотрим ситуацию с точки зрения пользы для производства. Сегодня у нас созданы все условия для стимулирования ввоза «электричек». Это хорошо? Да, на первом этапе это так, потому что способствует развитию инфраструктуры, а также знакомит покупателя с правилами эксплуатации электромобилей в целом.
— Если мы оставим льготы, то, конечно, никакого стимула для организации производства не будет. Поясню: совершенно ясно, что сначала наши затраты будут больше, а цены хуже, чем у мировых лидеров. Поймите: сегодня BELGEE и Geely — марки, которые продаются физическим лицам, то есть 20% от цены авто (пятая часть его стоимости) сразу поступают в бюджет и пополняют его. В случае с электромобилями этого не происходит.
Также следует задуматься о том, что их покупают не самые бедные люди. Обычно те, у кого уже есть машина.
— И последнее: мы живём в Союзном государстве, а это значит, что необходимо гармонизировать требования. Электромобили можно использовать только внутри республики, их никуда не продать, поскольку есть определённый механизм эксклюзивности действующего в РБ законодательства.
Ну а теперь главное. Во время пресс-конференции БАА меня спросили: «А электромобиль — это не вредно?» Я ответил прямо, что не знаю. Всё потому, что при ввозе они не проходят никаких испытаний, кроме сверки номеров! Но мы же знаем, что требования в Китае отличаются от тех, которые действуют по «18-му» регламенту (он устанавливает правила безопасности транспортных средств, предназначенных для применения на дорогах общего пользования. — Прим. авт.).
— Я сейчас борюсь за то, что все должны получить ОТТС. Можешь завезти 150 машин — пожалуйста. Сначала проверь рынок. Если всё нормально, подумай о клиентах. Я, производственник, буду выступать за то, чтобы постепенно эти льготы переходили к производителю. Возможно, мою позицию поддержат не все, — заключил руководитель «БЕЛДЖИ».
***
Во время мероприятия Геннадий Свидерский также рассказал, что на заводе рассматривают организацию выпуска бюджетного электромобиля, который был бы более доступным по цене, чем ЕХ5. Кроме того, на предприятии уже приступили к испытаниям некой гибридной модели, информацию о которой пока не раскрывают.
Сегодня в республике проводится Единый день безопасности дорожного движения.