| ABW.BY Евгений Грачев
| ABW.BY Евгений Грачев

"После продажи машины за нее не отвечаем": как быть с хитрыми пунктами договора

Покупая автомобиль, тем более относительно свежий, каждый из нас надеется хотя бы на какое-то время избежать с ним проблем. На практике, увы, это получается не всегда.

И обиднее всего, когда вопросы появляются слишком быстро, а предъявить претензию продавцу крайне сложно, т.к. он постарался максимально себя от этого обезопасить. Другое дело – законно ли продавец это сделал.

Читательница ABW в январе этого года приобрела в автосалоне автомобиль 2020 года выпуска с пробегом около 100 тысяч километров. А через месяц узнала, что машина имеет серьезные технические недостатки. При этом договор с продавцом был составлен очень хитро.

«При продаже машины в автосалоне мне сказали, что в ней менялись только свечи – из-за того, что троил двигатель. В остальном вопросов к автомобилю не было.

Я купила его по договору купли-продажи и поставила на учет. А через месяц-полтора машина «закипела» во время движения. Пришлось доставить ее на эвакуаторе на СТО. Специалист осмотрел автомобиль и обнаружил утечку антифриза. И еще какие-то проблемы с выхлопной системой. И вообще сказал, что если пробег не скручен, то таких поломок вообще быть не должно было. В общем, в техническую часть я не вдавалась, т.к. мало в этом понимаю, а вот счет в размере 1500 долларов США за предстоящий ремонт поняла очень хорошо.

Решила перечитать договор купли-продажи. И нашла два интересных момента. Во-первых, пункт о том, что я имела возможность проверить автомобиль на СТО перед покупкой, но не воспользовалась этим. А во-вторых, оказывается, что после подписания документов автосалон не несет никакой ответственности за техническое состояние машины. Под этим договором и стояла моя подпись. Конечно, можно сказать, что сама виновата – невнимательно читала. Но как есть…

Машина очень важна для семьи, а значит, ремонтировать ее все равно придется. И кредит еще выплачивать нужно. Скажите, могу ли я требовать от автосалона компенсации с учетом озвученного выше пункта в договоре?»

Разбирает все моменты Евгений Грачев с ABW.

Проверить можете, но не обязаны

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона «О защите прав потребителей» №90-З (в ред. 2024 г., далее – закон), потребитель имеет право на проверку качества товара, демонстрацию его работоспособности, а продавец не имеет права в этом покупателю отказать.

Только это право, а не обязанность потребителя. Покупатель автомобиля вполне может отказаться от проверки, если не считает ее необходимой.

Скрутили пробег или нет

Это можно выяснить у профильных специалистов. Даже сейчас сделать это не поздно. Если скрутка пробега подтвердится, это будет нарушением. Согласно ст. 7 закона, продавец обязан сообщить покупателю достоверную информацию о товаре.

Кроме того, сделка, совершенная под влиянием заблуждения или обмана, может быть признана недействительной на основании ст. 179–180 Гражданского кодекса Беларуси.

Подобные «манипуляции» с машиной, как следует из ст. 16 закона, являются основанием для расторжения договора купли-продажи и возврата продавцом уплаченной за товар суммы.

Уже по самому факту нарушения прав потребителя покупатель может требовать от продавца возмещения морального вреда, размер которого определяет суд.

Ст. 18 закона. Компенсация морального вреда.
1. Компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией) прав потребителя, предусмотренных законодательством, осуществляется причинителем вреда при наличии его вины, если иное не предусмотрено законодательными актами.
2. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Подписал – не значит пропал

В статье 19 закона четко сказано, что условия договора, ограничивающие права потребителя по сравнению с правами, установленными настоящим законом или иным законодательством о защите прав потребителя, считаются ничтожными. Простыми словами – недействительными.

В нашей истории пункты договора купли-продажи автомобиля права потребителя ограничивают, что уже само по себе незаконно.

В очередной раз развеем миф о том, что после продажи машины, пусть даже «бэушки», продавец не несет за нее ответственности. Несет.

Согласно п. 77 Постановления Совмина №703 «О продаже отдельных видов товаров, осуществлении общественного питания и порядке разработки, утверждения и согласования перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте», покупатели, которым проданы бывшие в употреблении непродовольственные товары ненадлежащего качества, если их недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору предъявить требования, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей.

А эти требования содержатся в ст. 20 закона:

  • замена товара на товар надлежащего качества;
  • соразмерное уменьшение покупной цены товара;
  • незамедлительное устранение недостатков;
  • возмещение расходов по устранению недостатков;
  • расторжение договора купли-продажи с возвратом уплаченной за товар денежной суммы.

На выбор покупателя.

Это значит, что наша читательница имеет право на законных основаниях обратиться к покупателю с требованием о возмещении расходов на ремонт машины.

Если продавец не согласится, он обязан будет заказать независимую экспертизу качества товара, о месте и времени проведения которой должен сообщить покупателю, причем в письменной форме (ч. 11 ст. 20 закона).

С чего начать

Первым делом следует направить продавцу претензию, в которой нужно изложить суть требований и срок их выполнения. Какой-либо типовой формы претензии нет, это можно сделать в том числе путем записи в книге замечаний и предложений, которая должна быть в торговом объекте (в автосалоне).

Согласно ст. 48 закона, подтверждением отказа продавца в удовлетворении требований потребителя являются:

  • письменный ответ;
  • копия письменного обращения с уведомлением о вручении либо с отметкой о получении, если такое обращение не рассмотрено;
  • отметка о причинах отказа в книге замечаний и предложений;
  • замечание потребителя в книге замечаний и предложений, если оно не рассмотрено;
  • иное подтверждение отказа.

Дальше – обращение с иском в суд. Но тут нужно понимать, что дело это непростое, даже для тех, кто принял решение идти до конца в отстаивании своих прав.

Опубликован указ "О страховании", которым в Беларуси увеличивается лимит выплат по европротоколу, текст документа был ра...
Недавно читатель АвтоГродно заметил на одном из автомобилей бумажные номера. Мужчина в шутку назвал их "унесенными ветро...
В пятницу, 21 марта, в Гродно на улице Дзержинского загорелся легковой автомобиль. Пламя полностью охватило легковушку. ...
– Мы объявляем распродажу новых автомобилей GEELY, выпущенных до января 2025 года. Такие скидки на GEELY бывают только р...
Следите за нами в соцсетях