Чем закончилось тестирование щадящей смеси в Минске, рассказали в "Горремавтодоре".
Зимой 2023-2024 гг. в Минске проводился пилотный проект Академии наук, когда на локальных участках улиц Свердлова и Ульяновской применялась техническая соль "Беларуськалия" с ингибиторной добавкой, которая в лабораторных условиях показывала неплохие результаты по снижению коррозионного воздействия на покрытия различных типов и зеленые насаждения.
"Предполагалось, что эта смесь на 30-40% снизит агрессивное воздействие соляной смеси", – рассказал заместитель генерального директора по содержанию объектов благоустройства ГПО "Горремавтодор Мингорисполкома" Артем Ганчар в пресс-центре БЕЛТА.
С учетом этого ингибитора одна тонна соли становится в 2,5 раза дороже, но это вопрос не стоимости. Благодаря этому проекту планировалось определить, насколько использование этой смеси будет выгоднее для экологии, машин и людей.

"Получили незначительные отличия. Поэтому экономически нецелесообразно этот ингибитор применять. В данный период улицы обрабатываются стандартной технической солью и песчано-соляной смесью", – пояснил Артем Ганчар.
В Минске из года в год (что проверено опытом и обусловлено экономической целесообразностью) применяется стандартная техническая соль – минеральный галит марки А, который добывает "Беларуськалий", и смеси на его основе.
"В этом году ничего нового не применялось", – подчеркнул специалист.
"Жить реалиями своей экономики и использовать собственный ресурс"
Опыт показывает, что стандартная техническая соль (минеральный галит марки А), добываемая "Беларуськалием", и смеси на ее основе – лучшие материалы для обработки дорог от гололедицы.
Техническая соль на данный момент наиболее эффективный, дешевый и безобидный продукт для обработки автомобильных дорог в зимний период, такое мнение выразил начальник управления производства работ и содержания дорожной сети предприятия "Минскавтодор-Центр" Дмитрий Демидович, пишет Sputnik.
Помимо хлорида натрия, который применяется в Беларуси, имеется еще хлорид кальция, но этого реагента в республике нет. Гипотетически его можно покупать в России, однако его стоимость в 80 раз больше, а расход может быть в два раза меньше.

"Есть нюансы: из-за того, что материал дорогой, естественно нужна очень тонкая дозировка. Москва в свое время перешла на хлорид кальция, но он имел обратный эффект. У него очень странное свойство: он работает при узком диапазоне температур, например, при -1,5°С все нормально, а при -2°С все это замерзает, становится еще хуже. И люди еще жалуются на "эффект приклеивания", обувь буквально приклеивается", – отметил Демидович на пресс-конференции в пятницу.
По его словам, в Беларуси в этом плане должны жить реалиями своей экономики и использовать собственный ресурс, который довольно дешевый – соль.
"Кто-то начинает рассуждать, что она вредная...Это та же соль, что мы дома едим. Кто-то любит посолонее, кто-то любит меньше. Но если что-то найдут дешевле у нас в стране, то это будет (применяться). А нашу соль покупают – и Европа, и Россия. И точно также, как и мы, ей работают. Это наиболее эффективный, дешевый и безобидный продукт", – добавил специалист.
Цинк вместо краски
Подготовка дорог к весне – это целый комплекс работ, которые, как правило, завершаются к майским праздникам. По словам Дмитрия Демидовича, дорожные службы уже начали убирать мусор вдоль проезжей части, в том числе песок, оставшийся после применения противогололедных смесей. В ближайших планах – вымыть мостовые сооружения и остановочные пункты, покрасить дорожные знаки и ограждения.
"Но мы сейчас взяли курс – за 2025-2027 годы все опоры дорожных знаков и ограждения на республиканских дорогах заменить на оцинкованные. Мы уйдем от этих ежегодных окрасок", – добавил он.