Александр родом из Беларуси и более 20 лет назад уехал на ПМЖ в Чехию, где занялся сдачей машин в аренду. С тех пор жизнь перестала казаться скучной. Попытка рейдерского захвата фирмы, угон авто недобросовестными клиентами, случаи, в которых приходилось применять силу и привлекать полицию, — это не эпизоды из бандитского сериала в духе лихих 90-х, а реальные бизнес-кейсы из жизни белоруса.
Журналист av.by узнал, какие автомобили больше нравятся приезжающим в Европу туристам, как различаются вкусы у европейцев, арабов и русских, готовы ли владельцы автопрокатов переходить на электрокары и даже как арендовать в Праге настоящий танк.
Сам — без машины. Сапожник без сапог!
С Алексом встречаемся в кафе в центре Гродно поздно вечером во время его визита в Беларусь. Интервью планировалось днём, но из-за очередей на границе и длинных пограничных процедур оказалось практически на грани срыва. Наш герой приехал на кроссовере Skoda Kodiaq с чешскими регзнаками.
— Вообще-то, это не мой автомобиль. Я нищеброд! — шутит Алекс и называет себя сапожником без сапог. — В Чехии владею бизнесом по аренде авто, а личного транспорта и нет. Если нужно куда-то поехать, то беру из парка первую попавшуюся свободную машину, которая заправлена.
Правда, чуть позже собеседник отмечает, что для дальних поездок вроде вояжа в Беларусь часто выбирает Skoda. Для вылазок в лес и на природу по бездорожью — пикап Toyota Hilux (без вариантов), а для поездок по городу обычно предпочитает Lexus.
Более 20 лет назад у Алекса появилось стойкое желание уехать в Европу. Сам он родился и вырос в Минске. Окончил Минский радиотехнический колледж, затем учился в экономико-лингвистическом университете, а после его расформирования — в БГУ.
— Был у меня тогда такой период в жизни, когда задумывался о переезде в другую страну. Но я никогда не собирался уезжать навсегда из Беларуси. Желал поддерживать связь с родиной, делать проекты на две страны, — поясняет мужчина.
Хотел запустить стартап в Праге, а попал в автопрокат
После окончания университета работал в компании «Берлио» в Минске. Организация хорошо развивалась: у неё были филиалы в России, Польше, Украине.
— Я трудился техником-электроником, а коллега — программистом. У нас возникла идея организовать филиал компании в Чехии. Почему там? Во-первых, мы понимали, что чехи — люди с близким нашему менталитетом.
Во-вторых, мы увидели, что в Праге можно смело продолжать нашу деятельность. В декабре 2003 года приехали в столицу Чехии. Организовали фирму, и… дело не пошло! Оказалось, услуга по автоматизации отпуска нефтепродуктов местному бизнесу неинтересна. Поэтому мы с товарищем закрылись и разбежались — каждый пошёл по своей дорожке, — рассказывает Алекс.
Собственно, этот неудачный стартап вскоре и привёл белоруса в бизнес по аренде машин. Он принялся искать работу и устроился менеджером в одну из пражских фирм, занимающихся прокатом автомобилей. Вспоминает, что начинал с самых низов этой сферы. В Беларуси на заре 2000-х проката машин ещё не было. Но для Алекса данная тема не стала новой, так как ранее он побывал в США, во многих странах Европы и знал, как это функционирует.
— Вот так без знания чешского языка приступили к делу? Наверняка на первых порах были сложности с адаптацией и работой?
— Язык денег, как и язык любви, интернационален! Если серьёзно, тогда чешским языком я не владел вообще, но было большое желание учиться и трудиться. Помогали знание русского и английского. В общем, работодатель был доволен. У меня всё получалось, и мне это занятие очень нравилось. Бизнес достаточно интересный, к тому же на тот момент моё дело достаточно хорошо оплачивалось. Точную сумму зарплаты не вспомню. Но её хватало, чтобы содержать себя, жену, которая не работала, и ребёнка.
Рейдерский захват, санкции, пандемия…
Через пару лет Алекс прошёл путь от должности простого менеджера до совладельца фирмы по прокату машин. Правда, такой расклад его перестал устраивать. Он решил открыть собственный бизнес. В 2009-м белорус заручился поддержкой инвестора и зарегистрировал компанию RUNWELL rent-a-car. Через три года выкупил долю у инвестора и стал единственным собственником. Сейчас организация размещается в офисе в центре Праги, в парке — 25 машин.
— Вроде на словах всё просто: не знал языка, но нашёл работу, после — быстрый карьерный рост… А сложные периоды были? И вообще, какие подводные камни у этого бизнеса?
— Аренда машин — нужная услуга, ей пользовались и будут пользоваться. Но бизнес сильно зависит от политической ситуации, от решений государства. Например, пандемия коронавируса очень сильно ударила по сфере проката авто, многие закрылись. С одной стороны, конкурентов у меня стало меньше. С другой — и вырасти мы не смогли. До пандемии было 35 машин, — делится бизнесмен.
По словам Алекса, десять лет назад он и многие фирмы, которые работали в отрасли, близкой к туризму, почувствовали на себе негативное влияние санкций.
— До 2014 года у меня 80% пользователей прибывали из России. Это всегда были самые платёжеспособные и самые щедрые клиенты в Чехии. Они приезжали на отдых, всегда брали хорошие машины на длительный срок, платили наличными, достойно обращались с автомобилями, путешествовали на моих авто по всей Европе.
— Был случай, когда российский турист ездил на арендованной у меня машине в Москву. Для сравнения: клиенты-европейцы обычно очень экономят, берут маленькие авто ненадолго — только для поездки на один-два дня.
Чтобы понять, сколько стоят короткие и более длинные путешествия, мы предварительно забронировали на сайте один и тот же автомобиль — Toyota Corolla Touring. Выбирали опции проката на два и шесть дней с возвратом в офисе аренды, в курортном чешском городе Теплице и в Варшаве.
Вариант возврата в офисе оказался самым дешёвым: 140 евро за два дня и €367,2 за шесть дней. В Теплице прибавилась цена за возврат (pick up) авто в размере 80 евро. При возврате в Варшаве разовая доплата за доставку фирмой машины в офис составила 550 евро.
Сейчас в основном за услугой проката авто обращаются туристы из Европы, США, Прибалтики, Украины. Клиенты из России, Беларуси тоже есть, хотя уже не в таких количествах, как раньше.
— Однажды фирму у меня даже пытались «отжать»! У меня тогда машин десять было… Произошёл самый настоящий рейдерский захват, но такой — «местечковый», — переходит Алекс к неожиданной теме.
Рейдеров удалось приструнить. Наш герой успел зарегистрировать новую компанию и перевёл имущество на неё, а когда в офис стали ломиться незнакомые люди, пригрозил посадить их за взлом...
— Были случаи, когда арендные машины повреждали или угоняли?
— Такие ситуации стараюсь свести к минимуму. На машинах стоят GPS-датчики. Но и на этапе заключения договора аренды у меня всегда жёсткий контроль. За 20 лет работы научился практически с первого взгляда видеть, кому можно доверить автомобиль, а кому лучше отказать.
Практически каждый день нужно быть начеку. Клиенты пытались брать авто на поддельные паспорта. Однажды фирме пришлось ехать за машиной на украинско-польскую границу: транспорт хотели переправить в другую страну. Ещё одних угонщиков владелец с коллегами нашли в Будапеште и силой выдворяли из авто, а местная полиция даже не приняла заявление.
Забавный инцидент произошёл с малолитражкой, которую взяла компания молодых людей. Вместо туристической поездки они отправились… на серию грабежей! А когда их поймала полиция, сказали, что всё награбленное уже лежало в багажнике при аренде авто. Разумеется, правоохранители в такую историю не поверили.
Электрокары в прокате — это невыгодно!
Переходим к разговору о найме сотрудников. Оказалось, что подобрать хороших и ответственных людей весьма сложно. Алекс признаётся: текучка большая, не все серьёзно относятся к обязанностям. Кто-то не выдерживает напряжённый график — работа связана с частыми разъездами. Какова зарплата менеджеров? Владелец говорит, что обычно она договорная.
Но 1 000 долларов (950 евро) на руки с учётом уплаты всех налогов получить в любом случае можно. Много это или мало? Средняя зарплата в Чехии в 2024 году — примерно 1 500 евро (учтены уплаченные налоги), а минимальная — чуть больше €700.
Особенность фирмы Алекса в том, что у них клиент при желании может оставить арендованную в пражском офисе машину в любой точке Европы. Сотрудники компании или сам владелец потом забирают авто из конечного пункта маршрута.
— Такая услуга проката дороже, но всегда пользуется спросом. Например, если турист путешествует по Европе с большой семьёй и хочет посмотреть не только Чехию, но и другие страны, ему выгоднее заплатить чуть больше и оставить машину в Вене, Лиссабоне или другом городе, чем возвращаться в Прагу, а потом ехать в аэропорт или ещё куда-то с домочадцами. Мы ездили за нашими автомобилями по всей Европе, и клиенты на них катались даже на Урал.
— А какие машины лучше использовать для работы в прокате? И есть ли желание заменить авто с ДВС на электрокары?
— Только ДВС! Ну максимум гибриды. Переходить на электрокары я не буду. Объясню почему. Это экономически нецелесообразно! Такие машины не только больше стоят, но и дороже при ТО и ремонте. Современные электромобили обслуживаются только в фирменных сервисах, там цены намного выше, а исполнение далеко не лучшее.
В Чехии в небольших частных СТО работы гораздо качественнее, чем в фирменных автосервисах, при этом стоимость ниже.
Наш герой делает ремарку: техника автопарка нечасто нуждается в процедурах, связанных с устранением поломок, так как используются машины не старше 2020 г. в.
Кроме того, по словам владельца автопроката, сбыть электрокар с пробегом намного сложнее, чем авто с ДВС. В итоге машина с электродвигателем, отслужив несколько лет, сильно рискует превратиться в неликвид. И непонятно, что с ним делать.
— Кстати, легко ли продать автомобиль с ДВС, трудившийся в прокате?
— Лично у меня с реализацией проблем нет. Всегда покупаю новые машины из салона, слежу за их техническим состоянием. Продаю при пробеге 100 000 км или возрасте до трёх лет. Уходят к новым владельцам всегда быстро.
При этом собеседник уточняет: в других прокатных фирмах может быть иная ситуация. Имеются и такие, кто сдаёт в аренду технику с солидным пробегом и более старые модели. Цена на них — ниже. На подобные авто тоже существует спрос. Есть клиенты, которым важен невысокий прайс.
Арабы очень любят Mercedes, а европейцам главное — дешевле
Что касается распространённых в прокате марок машин, то в основном там можно увидеть различные Toyota. В компании Алекса чаще всего встречается модель Aygo, много Yaris, Corolla Touring. Есть пикап Hilux 4 × 4 и даже девятиместный микроавтобус Toyota Proace Verso. В автопарке нашего героя также присутствуют Skoda Kodiaq, Kia Stonic, Fiat Tipo, Volkswagen T-Roc, Lexus CT 200h и Mercedes-Benz.
— А какие автомобили можно назвать самыми востребованными?
— Всё зависит от сезона. Например, летом у нас всегда нарасхват микроавтобусы Mercedes. Обычно их арендуют туристы из арабских стран. О другой марке они даже слышать не хотят, статусность — на первом месте!
— Бусы пользуются спросом ещё и потому, что они позволяют путешествовать большими семьями, а это обычно невозможно. Зимой, когда люди съезжаются на зимние курорты, популярны полноприводные машины. У европейских клиентов нет особых предпочтений в плане марок. Европейцы банально стараются выбрать автомобиль подешевле.
— А почему в вашем прокате доминирует Toyota?
— Делаю ставку на надёжность! На 80% мой автопарк состоит из Toyota, нареканий насчёт этих авто нет. И уменьшать количество не планирую. С заводом бренда уже налажены хорошие связи, есть скидки от производителя. При покупке стоимость новой машины для моей фирмы равна цене авто после года использования. Так что как в поговорке — старый друг лучше новых двух!
По словам собеседника, многие чешские автопрокаты заполняют свои парки машинами марки Skoda, так как стоимость обслуживания этих автомобилей в Чехии ниже, чем других. Кто-то закупает корейские или французские модели. Универсального рецепта успеха нет.
О белорусском автопрокате и аренде танка
— А жители Праги часто пользуются услугой проката машин?
— У меня таких практически нет. Им больше подходит каршеринг. Но многие обитатели столицы по городу стараются ездить не на личных авто, а на общественном транспорте. Он здесь ходит очень хорошо, по расписанию. Получается и дешевле, и быстрее. Не надо стоять в пробках.
Кто-то даже не держит автомобиль: это дорого и не слишком удобно. Улицы весьма узкие, в Праге нет таких проспектов, как в Минске, парковки в центре — платные. Я сам иногда езжу по городу не на машине, а на общественном транспорте. У меня есть годовой проездной, он стоит примерно 150 евро. Это дешевле, чем покупать разовые талоны. Например, билет на 90 минут оценивается в 1,6 евро. Стоимость бензина — около 40 крон, то есть примерно 1,6 евро за литр.
— Чем различаются сфера проката машин в Беларуси и в Чехии?
— На самом деле, я присматривался к этой отрасли в Беларуси. Более того, даже пытался открыть филиал. Увы, не получилось… Партнёрам, с которыми планировал запустить прокат, бизнес-идея показалась неинтересной. Но я всё ещё не оставляю её! Если найдутся люди и свяжутся со мной, мы можем обсудить коллаборацию. Варианты у меня имеются, однако это уже отдельный разговор.
Что касается различий, то, по наблюдениям Алекса, у нас и в Чехии в сфере проката авто всё более или менее похоже. У них тоже в горячий сезон бывают ситуации, когда клиенты стоят в очереди, чтобы взять машину. А вне сезона, наоборот, автомобили есть, а водителей нет.
В Чехии, к примеру, также существуют фирмы, не включающие в прейскурант на сайте дополнительные взносы вроде платежей за обязательную мойку.
— У меня в этом плане всё прозрачно. Клиент отдаёт сумму, стоящую в прайсе на сайте. Наши пользователи — это же в основном люди, которые приезжают во время отпуска. Зачем им портить настроение, не называя сразу окончательную стоимость аренды? Лучше изначально всё открыто рассказать — потом все довольны и обращаются в нашу компанию снова.
Разговор завершается на неожиданном открытии. Листая сайт автопроката, замечаем необычные предложения — БМП-1 и танк Т-55.
— Это не шутка? Реально можно поездить на танке?
— Да, есть возможность получить опыт управления советской боевой машиной пехоты или танком Т-55. Не в городе, конечно, а на полигоне недалеко от Праги. Это мой другой бизнес — программа Military Safari и экстремальные развлечения на территории бывшего советского военного городка. Старая техника осталась после развала Союза и расформирования воинских частей. Но это к автосфере уже не имеет никакого отношения.
По прогнозам, февраль принесет нам осадки. И это будет не дождь, а снег. Обещают даже, что его выпадет достаточно много.