Уже с 1 августа 2024 года каждый таксист в стране должен пройти обязательную регистрацию. Ожидается, что нововведения позволят снизить количество нарушений в сфере перевозок.
А как накануне изменений проводится разъяснительная работа с нелегальными перевозчиками?
На часах 18:00. Именно в это время спрос на услуги такси среди жителей любого мало-мальски крупного города растёт, а значит, работы у сотрудников Транспортной инспекции сегодня в Гродно будет хоть отбавляй.
В рейд с сотрудниками отправилась журналистка av.by Надежда Болотова. Далее текст – от первого лица.
Стартуем с привокзальной площади. На улицах и правда большое скопление людей, маршруток и такси. Но транспортники убеждают: работать сейчас здесь бессмысленно!
О том, что инспекторы находятся на вокзале, давно передали в чате. Нелегалы-нарушители уже вряд ли сюда поедут.
— Мы не стоим на одном месте, курсируем по городу без длительных остановок. Информационная система очень развита — Viber, Zello. Только становишься — и тебя уже все видят, в чаты сведения сбрасывают. Вот, смотрите, что пишут в группе: «Двое по форме поехали на вокзал», — показывает нам сообщение заступивший на службу инспектор.
— А вы тоже в этом чате состоите? — удивлённо спрашиваем у мужчины.
— Ну а как же! Группа-то открытая… К тому же надо знать, что про тебя пишут! Бывает, и фотографируют нас… А потом фото сбросят в группу, — спокойно отвечает инспектор.
Кажется, к такому вниманию среди таксистов сотрудники Транспортной инспекции уже привыкли. Тем временем старший по смене говорит: «Стартуем!» И служебный Peugeot отъезжает в сторону.
— Сейчас мы по ходу движения будем выявлять подозрительные машины, пробивать их по базе. Если в «Яндексе» у них есть поездки, станем останавливать с маячками и проверять документы.
— А какие автомобили относятся к подозрительным?
— Те, что не обклеены специальными лентами… У них нет плафона. Вот такие мы и останавливаем. Проверяем, заключены ли трудовые отношения между водителем и перевозчиком. Если нет, авто отправляем на штрафстоянку и в отношении водителя и перевозчика составляем акт. Далее уже суд определяет степень наказания. Согласно нашей практике, это обычно от 30 до 50 базовых величин.
— То есть в поле зрения может попасть абсолютно любой автомобиль?
— Да, сейчас машины в такси очень разные. Это раньше были только «бюджетники» — вроде VW Polo Sedan или Renault Logan. Сейчас визуально анализируем весь поток: Peugeot, Toyota, BMW. Недавно изымали Peugeot 2008 2018 года выпуска! По данному автомобилю даже и не скажешь, что это такси. Аккуратная, досмотренная машинка… Видно, что своя, а не для работы. Хозяин трудится на заводе, а после смены подрабатывает на личном транспорте. Но авто не зарегистрировано как субъект хозяйствования. Правда, это скорее исключение, нежели правило. Опираясь на собственную практику, скажу так: если машина досмотренная, маловероятно, что на ней таксуют.
— А как вы понимаете в плотном автомобильном потоке, что за рулём — таксист?
В этот момент инспекторы переглянулись между собой. И рассказали следующее:
— Есть у нас свои хитрости! Но если мы ими поделимся, вы о них напишете. Таксисты будут знать об этом и станут вести себя иначе… Скажу лишь одно: машину «стягиваем» тогда, когда в салоне едут пассажиры. Иначе сложно доказать, что это таксист, который в данный момент осуществлял перевозку. Он запросто может сказать, мол, авто взял у друга, соседа, свата… А так, если есть пассажир, уже работаем с ним. Задаём ему вопросы.
— И как пассажиры? Идут на сотрудничество?
— Да, сейчас охотно рассказывают. Раньше с этим было сложнее… Дудели в одну дуду с водителем!
Тем временем трафик в Гродно плавно увеличивался: плотный поток машин, пробки… Инспектор периодически вбивал в базу номера попутно движущихся иномарок.
— Ага... у этого заказов в базе нет! Значит, не таксист, — слышим разговор двух мужчин.
— Как часто вам встречаются таксисты-нелегалы?
— Бывает, двоих остановим. А бывает, дежурство чисто пройдёт! Сейчас нарушителей стало меньше. Совсем скоро появится реестр перевозчиков, и многие уже подготовились к нему.
— А есть какой-то определённый промежуток времени, когда таксистов-нелегалов становится больше?
— Чаще всего нарушители выезжают с 7:00 до 11:00. И вечером — с 16:00 до 22:00. В это время самый активный спрос на такси. В другие часы он падает. Получается, рисков много, а выгоды — мало.
Тормозим на светофоре. В соседней полосе водитель обклеенного такси неожиданно взмахом руки поприветствовал инспекторов!
— И часто с вами так здороваются?
— Да, многие нас уже знают. Сейчас, наверное, передадут по своим каналам, в каком направлении движемся, — говорит инспектор и начинает что-то быстро вбивать в базе...
И тут не успели и глазом моргнуть, как услышали звук сирены. Водитель служебного авто включил маячки, и мы, словно в американском блокбастере, помчались по городскому проспекту.
— За кем хоть гонимся? — робко интересуюсь с заднего сиденья.
— За очень подозрительным «Поло»! Сейчас проверим его! — коротко отвечает инспектор.
Чёрный VW Polo остановился сразу. Женщине-водителю сотрудники ТИ объяснили, что им необходимо проверить документы и техническое состояние автомобиля. Но чтобы не задерживать пассажира, сделают это на конечной его остановке. Под нашим сопровождением такси едет в один из спальных районов Гродно...
— Машина не обклеена, плафона нет, при этом водитель оказывает пассажирские перевозки. Сейчас проедем дальше и проверим, заключены ли трудовые отношения и что с документами, — говорит инспектор и объясняет нам, как часто таксисты обходят закон: — «Яндекс» допускает в свою систему только субъектов хозяйствования — ИП или юрлиц. Они принимают водителей и подключают к своему парку. Но есть организации, которые зарегистрированы в Беларуси, подключают водителей к своему доступу, но не заключают с ними трудовые отношения.
— Бывает, останавливаешь такого, делаешь запрос в компанию, а там отвечают: «Мы предоставляем только доступ к системе „Яндекс“, пассажирскими перевозками не занимаемся…» Получается, юрлицу — ничего, а водитель может быть привлечён к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность. Раньше были организации-однодневки. Они существуют один отчётный квартал — три месяца. Потом в результате реорганизации присоединяются к другому юрлицу. Налоговая не успевает отследить всю выручку. Сделать это могут только с той, которая пришла по безналу. А это процентов 50 от общей… То есть наличные удаётся вывести. Водители туда идут, потому что комиссия парка буквально 10—11%. Конечно, им выгодно!
В это время тормозим во дворе типичной многоэтажки. Пассажир отправился домой, а женщина очень эмоционально заговорила с инспекторами.
— Чего это вы на мои колёса смотрите?! Вы — Транспортная инспекция, а не ГАИ, — чуть ли не с криком реагирует водитель на просьбу инспекторов повернуть колёса.
— Мы ведём контроль в том числе и за техническим состоянием транспортного средства, — спокойно отвечает проверяющий.
Выяснилось, что у девушки с документами всё в порядке. Однако машина не оформлена как следует: нет наклеек и плафона. Кроме того, на шинах «шишки».
— Чего вы к моим колёсам прицепились? — не успокаивается водитель. — Может, «шишки» только сейчас появились и я еду менять шины! Подумали об этом?
Девушка громко заявила: дома у неё лежат и наклейки, и плафон! Вот только времени всё это установить нет...
— Мы в офисе составим акт в отношении перевозчика и водителя. Если нарушения выявлены впервые, сделаем письменное замечание и выпишем водителю предписание на устранение неполадок, — сказал инспектор. — А теперь проверим обклеенные машины.
— А у них что вы будете проверять?
— Документы, включённый таксометр и техническое состояние автомобиля.
Останавливаемся в центре города. Инспектор берёт в руки жезл и направляется к бордюру. Первое остановленное такси — всё в порядке! Правда, водителя узнали издалека…
— Когда-то это был самый злостный нарушитель! Но теперь привёл машину в порядок. И документы, и оформление — всё хорошо! Видимо, устал штрафы платить.
— Сейчас, наверное, передадут информацию, что вы здесь стоите, и смысла ловить кого-то больше не будет?
— Поедут только те, у которых всё чисто, — сказал инспектор и взмахом жезла остановил очередную машину.
А там…
— На колёсах — лысая резина! Нет страховки перевозчика перед пассажирами либо её заверенной копии. Нет предварительного медицинского обследования. Кроме того, выключен таксометр, хотя перевозка осуществляется за наличные деньги, — перечисляет нарушения инспектор.
Молодой водитель на всё это реагирует спокойно.
— Да я и не видел, какие на этой машине колёса…
— Как правило, на любые замечания всегда отвечают однотипно: «Я не знал», «Не видел», — говорит инспектор. — Так он даже не прошёл курсы таксистов. Если первый раз по этим статьям — будет письменное предупреждение. Водителю — за нарушение правил перевозки пассажиров и выключенный таксометр, а перевозчику — за допуск водителя без медосмотра.
Санкция по последнему нарушению предусматривает штраф до 8 базовых величин. К слову, пройти медосмотр стоит меньше рубля.
— Кто-то просто ленится ехать, и выходят на работу без него…
От автора
Ещё пару часиков покурсировали по городу. Смена уже подходила к концу, и... таксистов-нелегалов в Гродно мы так и не встретили! Есть большая вероятность, что скоро их совсем не будет на рынке пассажирских перевозок. А те, кто работает честно и официально, смогут вздохнуть с облегчением: кому же нужны злостные конкуренты? Ну а у пассажиров появится ещё больше гарантии безопасности поездок. В этом тоже серьёзный плюс.
// Фото: Сергей Морозов
Ассоциация перевозчиков разбирает зимние ситуации в маршрутке и автобусе.