«Не бита, не крашена, тачка – огонь!» Подобные выражения часто фигурируют, когда речь идет о покупке автомобиля. Но на практике за этими словами стоит примитивный обман, прикрытый внешним лоском.
Пенсионер из Минска обратился в редакцию ABW.BY с наболевшей проблемой: три месяца назад он приобрел автомобиль, но ездить на нем пока не может, т.к. машина требует дорогостоящего ремонта.
Вот что рассказал Николай Станиславович: «Автомобиль по объявлениям выбирали вместе с сыном. В интернете нашли предложение о продаже Ford Galaxy 2005 года выпуска. Машина, как говорится, в возрасте, но по описанию она полностью прошла ТО и не имеет никаких проблем.
При встрече с продавцом мы осмотрели машину. Оказалось, она была перекрашена, но довольно качественно. Для почти двадцатилетней машины это нормальное явление.
Под капотом все чисто и аккуратно: было заметно, что хозяин авто за ней следил должным образом. У сына возникла идея загнать машину на СТО, чтобы осмотреть на яме, но продавец сказал, что времени у него сейчас нет: мол, не хотите – не берите, по такой цене завтра заберут другие.
Машина устраивала, для поездок на дачу и с дачи вариант неплохой. В общем, купили, в ГАИ оформили. Номера я получил и стал готовиться к дачному сезону.
После двух месяцев эксплуатации автомобиля я заметил, что на защите двигателя есть капли антифриза, причем в значительном количестве. Это меня насторожило. На СТО машину осмотрели на подъемнике и показали, что блок неаккуратно заклеен холодной сваркой. Выход, со слов сотрудника СТО, был один: замена блока. Удовольствие не из дешевых, а для меня, пенсионера, так тем более.
Считаю, что продавец машины об этом знал, просто на скорую руку по принципу «тяп-ляп» подшаманил все и выставил на продажу. Позвонил ему, предложил сделать ремонт 50/50 по расходам, на что он высказался в грубой форме: «Два месяца отъездили, и еще хватает совести мне звонить, беспокоить». И бросил трубку.
Что мне сейчас делать, посоветуйте. Или смириться и собирать деньги на ремонт?»
ABW.BY отвечает.
Юридическая сторона вопроса
В данном случае мы имеем сделку между двумя физическими лицами, которая не регулируется законом о защите прав потребителей, о котором так любят говорить в похожих ситуациях. Здесь следует говорить только о положениях Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – кодекс).
Договор зарегистрировали в ГАИ, как того требует Указ Президента №504 «О мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств», и, в соответствии с ч. 2 ст. 224 кодекса, Николай Станиславович стал полноправным собственником автомобиля.
Статья 224 Гражданского кодекса Республики Беларусь
Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору
1. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законодательством или договором.
2. Если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента его регистрации, если иное не установлено законодательством.
Договор можно расторгнуть двумя способами: по соглашению сторон или через суд. Поскольку первый вариант в нашей ситуации отпал, речь будем вести о варианте №2 – через суд.
Так вот, через суд договор можно расторгнуть в случае существенного нарушения условий договора другой стороной, т.е. предыдущим собственником машины.
Существенным признается нарушение договора, если оно повлекло для покупателя такой ущерб, при котором он в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора. Простыми словами, Николай Станиславович рассчитывал на машине ездить, а по факту имеет поломанный автомобиль с перспективой дорогостоящего ремонта. Но есть нюанс: он на ней все же ездил целых два месяца после покупки. А машина, мягко говоря, не новая. Поломки для нее – это лишь вопрос времени.
Особенность гражданского процесса в судах состоит в том, что каждая из сторон должна самостоятельно доказывать те обстоятельства, на которые ссылается. Да, можно в суд подать иск о расторжении договора, госпошлину заплатить. Но дальше что? Как доказать, что покупатель знал и обманул? Вот если бы Николай Станиславович домой на купленной машине не доехал, она сломалась по дороге, тогда другой случай. Тут перспектива выиграть суд и вернуть деньги просматривается.
В законодательстве есть еще такое понятие, как недействительность сделок, совершенных под влиянием заблуждения, обмана, насилия или угрозы (ст. 179–180 ГК РБ), но применить их к нашей ситуации крайне проблематично. Увы, но старые машины часто влекут за собой новые проблемы. Так что, скорее всего, придется Николаю Станиславовичу ремонтировать автомобиль самостоятельно. Или продавать его в таком виде со значительным дисконтом.
Полезная новость для всех, кто покупает, продает или просто хочет проверить свой автомобиль на предмет скрытых болячек.
Вчера вечером, 16 декабря, читатель АвтоГродно стал свидетелем дрифта в Ольшанке.
Зима уже давно — это не мороз и солнце, а туман и мгла.
В этой истории есть все: наглость, недальновидность, ирония судьбы и поучительный финал.