Последние две недели обстановку на границе Беларуси и стран ЕС можно назвать удручающей.
Напомним, 24 марта Польша перестала пропускать экспортируемые автомобили с объемом более 1,9 литра и дороже 50 тысяч евро, вечером 26 марта ограничения ввела и Латвия.
При этом литовская таможня еще с января «разворачивала» машины с моторами более 1 500 «кубиков».
Журналисты av.by спросили представителей автобизнеса о текущей ситуации: все по-прежнему плохо?
«Если за рулем собственник и все документы на него – пропускают»
Журналисты пообщались с представителем сферы пригона автомобилей из Европы – партнером компании «БелАукцион-Групп», директор которой регулярно предоставляет экспертные комментарии редакции портала av.by.
— Какая сейчас ситуация на границе? Многие ждали каких-то изменений 1 апреля — и, вероятно, их не произошло.
— После 1 апреля все осталось по-прежнему, — отмечает эксперт. — С 23 марта действительно в чатах и телеграм-каналах творились безумие и суматоха. Информация, будто с апреля ситуация поменяется, основывалась исключительно на слухах. По факту мы имеем такую же картину, как и в конце марта. Вероятно, это понимали все, хотя и надеялись на лучшее.
Я изучал законодательное распоряжение относительно запрета на ввоз автомобилей: действует оно достаточно давно, и Литва к нему присоединилась раньше, чем Польша, — две недели назад, как мы видим. Так вот, в тексте нет запрета на вывоз авто в Беларусь. При этом составлено всё довольно-таки хитро: запрещена продажа машин в РФ прямо или опосредованно, а решение по каждому конкретному случаю — на усмотрение сотрудника таможни. Таким образом, если возникают очень широко трактуемые подозрения, что автомобиль предназначен для перепродажи в РФ, — могут не сделать EX (экспортную декларацию. — Прим. авт.), аннулировать существующую или просто не пропустить через границу. То есть возникло сразу две проблемы: оформление EX, а затем пересечение границы, даже если удалось EX оформить.
Предположу, до 23 марта Польша попросту не обращала внимания на то, что основной поток идёт через её границу. Ситуация изменилась, после чего к запрету присоединилась и латвийская таможня.
— По информации, имеющейся у меня, в очереди из грузовиков, которая стоит в Беларусь, из Польши автовозов вообще нет. Точнее, есть, но везут мотоциклы или квадроциклы. Просто перевозчики не хотят рисковать, даже если на трале размещены машины с двигателями до 1,9 литра и «проходной» стоимостью. Представьте: попадись среди них одна-две с недостаточно прозрачными документами — автовоз не пропустят и развернут! Значит, водитель отстоял несколько дней или даже неделю в очереди впустую!
— Автомобили объёмом до 1 500 «кубиков» вроде бы нормально пересекают границу, в особенности литовскую.
Машины до 1,9 литра и с правильными документами проезжают без проблем через польские таможенные пункты, если везёт сам собственник. Насколько я знаю, есть случаи, когда пропускали транспорт даже с бóльшим объёмом, если всё было в порядке по бумагам (то есть в документах на приобретение, оплату), с транзитными номерами, а также за рулём находился один и тот же человек. Грубо говоря, реальный покупатель — не перекупщик или перегонщик.
Тем не менее сложности существуют масштабные: проверяют досконально, если за рулём находится не собственник.
На днях была история, что машину реально для себя вывозила семья белорусов. Для льготы авто оформляли на деда, оплачивал по инвойсу внук-айтишник, а за рулём — отец парня по доверенности. Фамилия во всех документах стояла одна, сумма, VIN, адрес и прочие сведения — тоже одинаковые, и потому литовцы пропустили, хотя изучали всё тщательно.
— На ваш взгляд, как вся эта ситуация отразится на стоимости доставки? С одной стороны, часть перевозчиков временно осталась без привычной работы. С другой — огромные очереди и сложности с пересечением границы чреваты простоями.
— Скорее всего, стоимость доставки возрастёт, но сейчас едут машины, купленные какое-то время назад, а в процессе добросовестный перевозчик изменять прайс не будет. Многие участники рынка фиксируют в договоре сумму логистических затрат.
На данный момент получается так: кто мог — заехал, остальных — развернули. Потому некоторые отправились в рейсы по Евросоюзу, чтобы машины не простаивали, а другие переориентировались на Клайпеду, к примеру. Будут доставлять технику из США, которую с транзитными декларациями литовцы пока пропускают.
"Любая лазейка или адаптация к правилам – привилегия для конкретной компании"
Журналисты также провели интервью с одним из партнёров компании avto-device.by, которая занимается подбором автомобилей в Беларуси и Европе. Он считаные дни назад пересёк границу в пункте пропуска «Тересполь» и согласился ответить на вопросы.
— Вы перегоняли в Беларусь купленный в ЕС автомобиль?
— На самом деле нет — не перевозил машину своим ходом. Ездил решать насущные проблемы в Польше. Однако стоял в «колейке» и видел, как пересекают границу у поляков через «Тересполь» автомобили с двигателем объёмом 1,5 и 1,6 литра. К примеру, Peugeot 308, Peugeot 3008, Volkswagen Tiguan с полуторалитровыми моторами, 1,6-литровый Opel Insignia и универсал Mercedes-Benz. К моему удивлению, поляки пропустили каждую машину в течение 15 минут. То есть очень быстро и вообще без проблем.
— Изменились ли правила вывоза автомобилей из Европы после 1 апреля? Как сейчас выглядит процедура? Что требует предоставлять таможня? Бывает ли, что не пропускают даже автомобили с «чистыми» документами?
— Сейчас самая главная проблема — это даже не пересечь границу (что, впрочем, тоже непросто), а в первую очередь — получить экспортную декларацию и сделать EX.
В целом после 1 апреля поляки начали оформлять EX на автомобили до 1,9 литра с «ровными» оплатами. То есть если оплата идёт от собственника автомобиля, а перевозчиком является какая-нибудь европейская компания, которая везёт по CMR. В принципе, когда оплата прозрачная, EX могут открыть. Но могут, конечно же, и отказать.
Притом причины озвучивают совершенно разные — мы и раньше с этим встречались. Условно: автомобиль приехал с французского аукциона, он на французских номерах, а таможня в Польше отказывает в экспорте. Формулировка такая: раз автомобиль вы покупали во Франции, то делайте экспортную декларацию во Франции. Хотя это, очевидно, глупость!
Причины выглядят надуманными, словно ищут какой-либо повод для отказа. Потому что как таковых санкций на Беларусь нет. Хотя подобных случаев отказа в экспорте становится всё больше и больше.
Соответственно, EX делать всё сложнее. Но, повторюсь, с «ровными» документами, то есть с оплатой от собственника, на человека, на которого будет ввозиться автомобиль. Перевозчиком является, например, польская компания, везущая по CMR.
— Какая атмосфера царит в среде профессиональных перегонщиков? Адаптировались ли к изменениям?
— Очевидно, потихоньку люди начинают приспосабливаться. У тех, кто делал всё по-чёрному или на авось, работая не на долгосрочную перспективу, конечно, сейчас есть проблемы.
Они на паузе и в серьёзной панике. Пытаются найти решение, и у них не всё получается. Относительно нас — мы пока поставили на «стоп» автомобили более 1,9 литра. Сейчас своим клиентам говорим, мол, давайте чуть-чуть подождём, чтобы стало понятно, как всё красиво делать с точки зрения оформления экспортных документов и пересечения границ.
С моторами объёмом 1,5 л в целом проблему уже решили, то есть EX делаются — машины доставляем на автовозах. Думаю, данная ситуация отсеет ещё больше людей, которые пришли в сегмент, скажем так, случайно и пытаются на этом заработать быстрые деньги.
— Проезжают ли границу автовозы?
— Да, автовозы проезжают границу, в том числе через Польшу, через Литву тоже. Если все автомобили, повторюсь, с «ровными» документами, то есть с прозрачными безналичными оплатами из Беларуси от белоруса, экспорт оформлен тоже на него, то сейчас всё пропускают.
Единственное, что, конечно, хотелось бы отметить, — очередь из грузовиков на польской стороне, а она длиной 70 километров в данный момент. Срок прохождения границы автовозами увеличился кратно. Если раньше это было два-три дня при позитивном ходе дела, то сейчас — пять-шесть дней. Вдобавок ты не всегда уверен, что какую-либо машину, например по надуманной причине, не снимут с этого автовоза, — отмечает собеседник портала.
— Есть ли случаи провоза «непроходных» автомобилей — дороже 50 тысяч евро и с двигателями более 1,9 литра?
— Лично мы после 23 марта этого не делали, но есть знакомые перевозчики, которым удаётся. Перевозили через Литву — и получалось! Хотя на данный момент это похоже больше на лотерею. Ты ведь не знаешь, что нужен какой-то конкретный документ, дающий «пропуск», — такого нет. Кто вам это пообещает или будет гарантировать — попросту слукавит. Всё меняется каждый день, каждый час. Нужно ещё подождать.
Мы уже прорабатываем схему провоза автомобилей объёмом 2 литра и выше. Пока не буду её озвучивать. Как «обкатаем» — поделимся. Сейчас любая хорошая лазейка или адаптация к правилам по вывозу автомобилей из-за границы — как привилегия для конкретной компании.
Не всегда есть желание делиться сведениями публично. Почему? Наглядный пример — вывоз автомобилей через Латвию, который проработал пару дней. Все ринулись туда, начали провозить, а латвийцы оперативно закрыли этот коридор... Стало всем хуже.
— Ещё, конечно, ходит непроверенная информация, с которой мы лично не сталкивались. Поговаривают, многие, кто проходит границу через Литву с авто дороже €50 тысяч и свыше 1,9 литра, доплачивают от 2 до 3 тысяч евро за каждый автомобиль. Мол, чтобы он беспроблемно пересёк границу.
Честно говоря, не знаю, правда ли это… Момент очень скользкий, ведь я уверен, что литовцы, если пропустят пару раз таких товарищей, на третий раз могут их с лёгкостью посадить в тюрьму за помощь в нарушении санкционного законодательства. И всё это быстро прикроется, — убеждён представитель автобизнеса.
Первые чартеры на турецкие курорты начнут летать из Беларуси в 2025 году в апреле.
По инициативе Вильнюса свою работу ранее приостановили четыре погранперехода, на данный момент действуют лишь два КПП.
Около гимназии № 4 имени Д. В. Казакевича заменили асфальт.