| av.by Ян Богданович
| av.by Ян Богданович

"Если за рулем собственник и все документы на него – пропускают".  Ситуация с машинами на границе

Последние две недели обстановку на границе Беларуси и стран ЕС можно назвать удручающей.

Напомним, 24 марта Польша перестала пропускать экспортируемые автомобили с объемом более 1,9 литра и дороже 50 тысяч евро, вечером 26 марта ограничения ввела и Латвия.

При этом литовская таможня еще с января «разворачивала» машины с моторами более 1 500 «кубиков».

 

Журналисты av.by спросили представителей автобизнеса о текущей ситуации: все по-прежнему плохо?

«Если за рулем собственник и все документы на него – пропускают»

Журналисты пообщались с представителем сферы пригона автомобилей из Европы – партнером компании «БелАукцион-Групп», директор которой регулярно предоставляет экспертные комментарии редакции портала av.by.

Какая сейчас ситуация на границе? Многие ждали каких-то изменений 1 апреля — и, вероятно, их не произошло.

— После 1 апреля все осталось по-прежнему, — отмечает эксперт. — С 23 марта действительно в чатах и телеграм-каналах творились безумие и суматоха. Информация, будто с апреля ситуация поменяется, основывалась исключительно на слухах. По факту мы имеем такую же картину, как и в конце марта. Вероятно, это понимали все, хотя и надеялись на лучшее.

Я изучал законодательное распоряжение относительно запрета на ввоз автомобилей: действует оно достаточно давно, и Литва к нему присоединилась раньше, чем Польша, — две недели назад, как мы видим. Так вот, в тексте нет запрета на вывоз авто в Беларусь. При этом составлено всё довольно-таки хитро: запрещена продажа машин в РФ прямо или опосредованно, а решение по каждому конкретному случаю — на усмотрение сотрудника таможни. Таким образом, если возникают очень широко трактуемые подозрения, что автомобиль предназначен для перепродажи в РФ, — могут не сделать EX (экспортную декларацию. — Прим. авт.), аннулировать существующую или просто не пропустить через границу. То есть возникло сразу две проблемы: оформление EX, а затем пересечение границы, даже если удалось EX оформить.

Предположу, до 23 марта Польша попросту не обращала внимания на то, что основной поток идёт через её границу. Ситуация изменилась, после чего к запрету присоединилась и латвийская таможня.

— По информации, имеющейся у меня, в очереди из грузовиков, которая стоит в Беларусь, из Польши автовозов вообще нет. Точнее, есть, но везут мотоциклы или квадроциклы. Просто перевозчики не хотят рисковать, даже если на трале размещены машины с двигателями до 1,9 литра и «проходной» стоимостью. Представьте: попадись среди них одна-две с недостаточно прозрачными документами — автовоз не пропустят и развернут! Значит, водитель отстоял несколько дней или даже неделю в очереди впустую!

— Автомобили объёмом до 1 500 «кубиков» вроде бы нормально пересекают границу, в особенности литовскую.

Машины до 1,9 литра и с правильными документами проезжают без проблем через польские таможенные пункты, если везёт сам собственник. Насколько я знаю, есть случаи, когда пропускали транспорт даже с бóльшим объёмом, если всё было в порядке по бумагам (то есть в документах на приобретение, оплату), с транзитными номерами, а также за рулём находился один и тот же человек. Грубо говоря, реальный покупатель — не перекупщик или перегонщик.

Тем не менее сложности существуют масштабные: проверяют досконально, если за рулём находится не собственник.

На днях была история, что машину реально для себя вывозила семья белорусов. Для льготы авто оформляли на деда, оплачивал по инвойсу внук-айтишник, а за рулём — отец парня по доверенности. Фамилия во всех документах стояла одна, сумма, VIN, адрес и прочие сведения — тоже одинаковые, и потому литовцы пропустили, хотя изучали всё тщательно.

— На ваш взгляд, как вся эта ситуация отразится на стоимости доставки? С одной стороны, часть перевозчиков временно осталась без привычной работы. С другой — огромные очереди и сложности с пересечением границы чреваты простоями.

— Скорее всего, стоимость доставки возрастёт, но сейчас едут машины, купленные какое-то время назад, а в процессе добросовестный перевозчик изменять прайс не будет. Многие участники рынка фиксируют в договоре сумму логистических затрат.

На данный момент получается так: кто мог — заехал, остальных — развернули. Потому некоторые отправились в рейсы по Евросоюзу, чтобы машины не простаивали, а другие переориентировались на Клайпеду, к примеру. Будут доставлять технику из США, которую с транзитными декларациями литовцы пока пропускают.

"Любая лазейка или адаптация к правилам – привилегия для конкретной компании"

Журналисты также провели интервью с одним из партнёров компании avto-device.by, которая занимается подбором автомобилей в Беларуси и Европе. Он считаные дни назад пересёк границу в пункте пропуска «Тересполь» и согласился ответить на вопросы.

— Вы перегоняли в Беларусь купленный в ЕС автомобиль?

— На самом деле нет — не перевозил машину своим ходом. Ездил решать насущные проблемы в Польше. Однако стоял в «колейке» и видел, как пересекают границу у поляков через «Тересполь» автомобили с двигателем объёмом 1,5 и 1,6 литра. К примеру, Peugeot 308, Peugeot 3008, Volkswagen Tiguan с полуторалитровыми моторами, 1,6-литровый Opel Insignia и универсал Mercedes-Benz. К моему удивлению, поляки пропустили каждую машину в течение 15 минут. То есть очень быстро и вообще без проблем.

Изменились ли правила вывоза автомобилей из Европы после 1 апреля? Как сейчас выглядит процедура? Что требует предоставлять таможня? Бывает ли, что не пропускают даже автомобили с «чистыми» документами?

— Сейчас самая главная проблема — это даже не пересечь границу (что, впрочем, тоже непросто), а в первую очередь — получить экспортную декларацию и сделать EX.

В целом после 1 апреля поляки начали оформлять EX на автомобили до 1,9 литра с «ровными» оплатами. То есть если оплата идёт от собственника автомобиля, а перевозчиком является какая-нибудь европейская компания, которая везёт по CMR. В принципе, когда оплата прозрачная, EX могут открыть. Но могут, конечно же, и отказать.

Притом причины озвучивают совершенно разные — мы и раньше с этим встречались. Условно: автомобиль приехал с французского аукциона, он на французских номерах, а таможня в Польше отказывает в экспорте. Формулировка такая: раз автомобиль вы покупали во Франции, то делайте экспортную декларацию во Франции. Хотя это, очевидно, глупость!

Причины выглядят надуманными, словно ищут какой-либо повод для отказа. Потому что как таковых санкций на Беларусь нет. Хотя подобных случаев отказа в экспорте становится всё больше и больше.

Соответственно, EX делать всё сложнее. Но, повторюсь, с «ровными» документами, то есть с оплатой от собственника, на человека, на которого будет ввозиться автомобиль. Перевозчиком является, например, польская компания, везущая по CMR.

— Какая атмосфера царит в среде профессиональных перегонщиков? Адаптировались ли к изменениям?

— Очевидно, потихоньку люди начинают приспосабливаться. У тех, кто делал всё по-чёрному или на авось, работая не на долгосрочную перспективу, конечно, сейчас есть проблемы.

Они на паузе и в серьёзной панике. Пытаются найти решение, и у них не всё получается. Относительно нас — мы пока поставили на «стоп» автомобили более 1,9 литра. Сейчас своим клиентам говорим, мол, давайте чуть-чуть подождём, чтобы стало понятно, как всё красиво делать с точки зрения оформления экспортных документов и пересечения границ.

С моторами объёмом 1,5 л в целом проблему уже решили, то есть EX делаются — машины доставляем на автовозах. Думаю, данная ситуация отсеет ещё больше людей, которые пришли в сегмент, скажем так, случайно и пытаются на этом заработать быстрые деньги.

— Проезжают ли границу автовозы?

— Да, автовозы проезжают границу, в том числе через Польшу, через Литву тоже. Если все автомобили, повторюсь, с «ровными» документами, то есть с прозрачными безналичными оплатами из Беларуси от белоруса, экспорт оформлен тоже на него, то сейчас всё пропускают.

Единственное, что, конечно, хотелось бы отметить, — очередь из грузовиков на польской стороне, а она длиной 70 километров в данный момент. Срок прохождения границы автовозами увеличился кратно. Если раньше это было два-три дня при позитивном ходе дела, то сейчас — пять-шесть дней. Вдобавок ты не всегда уверен, что какую-либо машину, например по надуманной причине, не снимут с этого автовоза, — отмечает собеседник портала.

— Есть ли случаи провоза «непроходных» автомобилей — дороже 50 тысяч евро и с двигателями более 1,9 литра?

— Лично мы после 23 марта этого не делали, но есть знакомые перевозчики, которым удаётся. Перевозили через Литву — и получалось! Хотя на данный момент это похоже больше на лотерею. Ты ведь не знаешь, что нужен какой-то конкретный документ, дающий «пропуск», — такого нет. Кто вам это пообещает или будет гарантировать — попросту слукавит. Всё меняется каждый день, каждый час. Нужно ещё подождать.

Мы уже прорабатываем схему провоза автомобилей объёмом 2 литра и выше. Пока не буду её озвучивать. Как «обкатаем» — поделимся. Сейчас любая хорошая лазейка или адаптация к правилам по вывозу автомобилей из-за границы — как привилегия для конкретной компании.

Не всегда есть желание делиться сведениями публично. Почему? Наглядный пример — вывоз автомобилей через Латвию, который проработал пару дней. Все ринулись туда, начали провозить, а латвийцы оперативно закрыли этот коридор... Стало всем хуже.

— Ещё, конечно, ходит непроверенная информация, с которой мы лично не сталкивались. Поговаривают, многие, кто проходит границу через Литву с авто дороже €50 тысяч и свыше 1,9 литра, доплачивают от 2 до 3 тысяч евро за каждый автомобиль. Мол, чтобы он беспроблемно пересёк границу.

Честно говоря, не знаю, правда ли это… Момент очень скользкий, ведь я уверен, что литовцы, если пропустят пару раз таких товарищей, на третий раз могут их с лёгкостью посадить в тюрьму за помощь в нарушении санкционного законодательства. И всё это быстро прикроется, — убеждён представитель автобизнеса.

Председатель Гродненского облисполкома Владимир Караник ознакомился с ходом реконструкции пешеходного моста в Румлевском...
К наступлению зимнего периода автовладельцы "переобуваются" в подходящую сезону резину, однако старым шинам не всегда на...
Использование прав, полученных таким хитрым способом, незаконно. За это грозит уголовная ответственность, поэтому не вед...

Первые чартеры на турецкие курорты начнут летать из Беларуси в 2025 году в апреле.

По инициативе Вильнюса свою работу ранее приостановили четыре погранперехода, на данный момент действуют лишь два КПП.

В белорусском Погранкомитете сообщили, что сотрудники литовского пункта пропуска "Мядининкай" установили новый антирекор...
Стало известно, что Nissan испытывает серьезные финансовые трудности: за первую половину 2024 года прибыль компании...
Следите за нами в соцсетях