| Sputnik.by Инна Гришук
| Sputnik.by Инна Гришук

Сохранят кирпич и часть стен: что ждет старинные казармы в Гродно

Под снос пойдут обе казармы, застройщик обещает при возможности сохранить фрагменты стен, а часть аутентичного кирпича использовать при отделке новых зданий.

Одну из бывших царских казарм практически полностью снесли в Гродно, такая же судьба ждет соседнюю. По первоначальному плану старинные здания хотели сохранить и переоборудовать под жилые дома.

Оказалось, что постройки в ожидании инвестора обветшали, пришли в аварийное состояние, и реконструкция с сохранением стала невозможной.

Застройщик объяснил Sputnik, почему пришлось снести здания и останется ли хоть что-то от аутентичной постройки.

Что сейчас происходит на стройке

Речь идет о двух казармах конца XIX века на перекрестке улиц Красноармейской и Щорса в центральной части Гродно рядом с железнодорожным вокзалом. В марте началась реконструкция одной из казарм – строения № 2. Волнение горожан вызвал тот факт, что здание в считанные дни разобрали почти полностью. Уцелел небольшой фрагмент постройки – торец со стороны дороги и две боковые стены с оконными проемами.

Сейчас территория вокруг казарм обнесена забором, работают строители. Кирпич сортируют: его планируют повторно использовать. Остатки битого кирпича и строительный мусор увозят.

Самые крепкие образцы старинного кирпича сохранят - Sputnik Беларусь, 1920, 22.03.2024Самые крепкие образцы старинного кирпича сохранят

Почему демонтаж стал сюрпризом

По первоначальному проекту застройщик планировал сохранить старинные казармы, это предусматривал первый проект, который утвердили городские власти, строительные работы должны были начаться в 2022 году. Компания-застройщик провела обследование технического состояния построек. Оно показало, что здание бывшей казармы не эксплуатировалось значительное время, отсутствовали мероприятия по консервации объекта. Все это совокупности привело к значительному ухудшению его технического состояния.

"Были выявлены значительные участки разрушения кирпичной кладки вследствие многочисленных циклов замораживания-оттаивания в водонасыщенном состоянии. При удалении штукатурного слоя существующих стен в процессе обследования также были выявлены массовые участки разрушения кладки в виде разрыхления материалов, которые изначально выявить не представлялось возможным. Также новые монолитные перекрытия вместо существующих деревянных существенно бы увеличили нагрузку на стены и фундамент, в котором в свою очередь в процессе обследования было установлено, что бутовые камни не закреплены в теле фундамента и легко отделяются", – сообщила заместитель генерального директора – начальник планово-производственного управления ОАО "Полесьежилстрой" Екатерина Веренич.

Часть казармы по Щорса, 2 не стали сносить и попробуют сохранить - Sputnik Беларусь, 1920, 22.03.2024Часть казармы по Щорса, 2 не стали сносить и попробуют сохранить

Екатерина Веренич добавила, что техническое состояние несущих кирпичных стен по совокупности дефектов и повреждений оценивается IV категорией, то есть неудовлетворительное, свидетельствующее о значительной степени поврежденности, высокой степени риска для людей. При этом по количеству дефектов они относятся к массовым. В подтверждение этих слов в компании показывают фотографии.

Повреждения конструкций, выявленные при обследовании - Sputnik Беларусь, 1920, 22.03.2024Повреждения конструкций, выявленные при обследовании

Построят копии казарм

Когда обследование показало, что реконструкция с сохранением зданий невозможна, застройщик разработал новый проект. Он прошел необходимые согласования в городской и областной архитектуре. Новые здания будут повторять аутентичный оригинал.

"Первая казарма (Щорса, 2) остается трехэтажной, вторая казарма (Щорса, 4) будет трехэтажной с мансардным этажом", – уточнила представитель застройщика.

На эскизах видно, что внешняя отделка здания выполнена в виде кирпичной кладки, повторяющей кладку стен дореволюционных казарм. Именно здесь, возможно, получится использовать оригинальный кирпич.

Эскиз новых зданий - Sputnik Беларусь, 1920, 22.03.2024Эскиз новых зданий

Как пояснила представитель компании-застройщика – ведущий маркетолог ОАО "Полесьежилстрой" Анна Баракова, кирпич, который останется после демонтажа здания, отсортируют. Лучшие и самые крепкие образцы сохранят, чтобы по возможности использовать повторно при облицовке или отделочных работах нового здания. Перед этим кирпич обязательно должен пройти проверку на морозостойкость и несущую способность.

В условиях аукциона покупки земельного участка и бывших казарм указано: нельзя необоснованно изменять характер архитектуры фасада рядовой исторической застройки. В компании отметили, что это требование будет обязательно соблюдаться.

Часть казармы попробуют сохранить

В "Полесьежилстрой" рассказали, почему здание казармы по Щорса, 2 не снесли полностью, а оставили фрагмент.

"Пока оставляем часть здания первой казармы, которую не демонтировали. Постараемся ее укрепить и посмотрим, как будет вести себя при строительстве. Возможно, эту часть удастся сохранить", – сообщила представитель застройщика.

Журналисты интересуются: если часть стену конца XIX века удастся сберечь, будет ли она визуально выделена при выполнении наружной отделки.

На этот вопрос застройщик пока затрудняется ответить. Поясняют: "Это станет понятно в процессе строительства".

Что будет со второй казармой

Вторая казарма по Щорса, 4, расположенная рядом с той, которую демонтировали, тоже пойдет под снос.

"Вторую казарму тоже будем демонтировать. Обследования проводили по обеим казармам. Кирпич второй казармы также не соответствует нормативным значениям по безопасности, непригоден для использования. Строительные работы на этом объекте начнутся, когда будет пройдена экспертиза и получено разрешение на строительство", – пояснила Баракова.

 Здание второй казармы по Щорса, 4 также будет демонтировано - Sputnik Беларусь, 1920, 22.03.2024Здание второй казармы по Щорса, 4 также будет демонтировано

В чем ценность казарм

Здания двух казарм на улице Щорса являлись частью Военного городка № 11 Гродненского гарнизона – одного из самых старых на территории Беларуси. Его строительство завершилось в 1889 году. Это был комплекс – кирпичных казарм, штабных, складских и других зданий.

Сначала военный городок получил название "новые казармы за железной дорогой", так как они были построены рядом с ж/д вокзалом, за версту от городской черты и отделялись от территории города веткой Петербургско-Варшавской железной дороги. Иногда их называли "казармы на Александровской слободке" или "Александровские", поскольку размещались рядом с одноименным районом у железной дороги, построенной императором Александром II. Еще позже казармы переименовали в "Вятские" – по названию разместившегося здесь 102-го пехотного Вятского полка.

В межвоенный период в военном городке разместился Лидский пехотный полк имени Теодора Нарбута польской армии.

После захвата фашистами города в бывших казармах находилась часть военнопленных гродненского шталага № 324, которых доставляли с фронта по железной дороге. Лагерь действовал до осени 1942 года.

В послевоенное время и до начала XXI века постройки использовались по прямому назначению – в качестве казарм. Затем здания переделали под жилье для семей военнослужащих. В 2016 году из казармы по Щорса, 2 отселили жильцов, с тех пор она пустовала. Из казармы по Щорса, 4 последняя семья выехала в 2021-м.

Беларусь и Евросоюз ратифицировали соглашение об упрощении визового режима в июле 2020 года, стоимость шенгена с тех пор...
Вчера, 27 мая, произошел серьезный конфликт в очереди на границе Беларуси у пунктов пропуска "Бенякони - Шальчининкай" с...
Суд чешского города Теплице оштрафовал гражданина России за попытку нарушить международные санкции: два года назад мужчи...
Большинство моделей современной техники оборудовано системами кондиционирования. Впрочем, по поводу их использования воз...

В гродненской милиции рассказали о происшествиях за минувшую ночь.

Пора привыкать, что по трассе М6 бегают не только лоси и косули, но и еще более редкие дикие животные, которые ранее мы ...
В автопарке энергетиков Ошмянских электрических сетей на маршруте новый автомобиль. Это в буквальном смысле специальная ...
Следите за нами в соцсетях