В распоряжении ABW.BY появилось видео с камеры видеонаблюдения, запечатлевшей самый дорогой автомобильный пожар за всю автомобильную историю Беларуси, который произошел на СТО в Колодищах.
Ночью 11 марта на парковке рядом со станцией технического обслуживания под Минском самопроизвольно загорелся Porsche Taycan. Пламя практически полностью уничтожило еще пять электромобилей Tesla, которые были припаркованы рядом.
Следственный комитет проводит расследование причин пожара, а в распоряжении ABW.BY оказалось видео с камеры видеонаблюдения, в котором зафиксирован момент начала пожара.
На отметке таймера камеры 4:06 заметна сначала вспышка под днищем дорогого электрокара, потом нечто похожее на разряды молний, как при коротком замыкании. Через 30 секунд после самовозгорания автомобиль уже горел открытым пламенем. Еще через 14 минут огонь перекинулся на другие автомобили, стоящие рядом.
Комментарий юриста
Как правило, в подобных случаях назначается и проводится пожарно-техническая экспертиза, цель которой – дать ответ на вопрос, почему произошло возгорание и что этому способствовало. Ее результаты лягут в основу ответа на вопрос, кто виновен в пожаре.
Пока же можно сказать о том, что машина, как известно, это источник повышенной опасности. Согласно статье 948 Гражданского кодекса Беларуси, «юридические лица и граждане обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, находящимся в их собственности, если не докажут, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего». Вред возмещается на общих основаниях возмещения вреда (ст. 933 ГК).
Статья 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь
1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом может быть возложена обязанность возмещения вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Такая вот «презумпция виновности», когда сам «обвиняемый» должен доказывать свою правоту. Вокруг такого принципа ответственности возникает много вопросов, но пока как есть, так есть.
Если будет установлено, что в возгорании виновен автовладелец, например, если он хранил в автомобиле ГСМ или взрывоопасные предметы и это стало причиной пожара, то он ответит за весь ущерб, причиненный сгоревшим автомобилям и имуществу СТО. Если же будет установлена вина СТО, то в этом случае собственники станции обязаны будут возместить вред всем автовладельцам. А если дело дойдет до суда, обяжут еще и возместить услуги адвокатов потерпевших, стоимость экспертиз, судебные расходы и т.п.
А еще есть такое понятие, как форс-мажор или обстоятельства непреодолимой силы. Вдруг возгорание стало причиной удара шаровой молнии? Тут ни СТО, ни автовладельцы ни на что повлиять не могут и не могли. Тогда возмещать вред каждому потерпевшему придется из собственного кармана.
Даже если предположить, что электромобиль только прибыл с какого-либо зарубежного аукциона для ремонта и еще не стал на учет в ГАИ, то все равно у него есть владелец, который указан в таможенной документации.
Горящий электрокар потушить практически невозможно
Кстати, первый случай самовозгорания Porsche Taycan был зафиксирован 16 февраля 2020 года. Компания Porsche тогда подтвердила этот факт и отметила, что возгорание началось с высоковольтной батареи.
Быстро потушить объятый пламенем электрокар технически невозможно: химическое возгорание высоковольтной батареи в изолированном корпусе нельзя прекратить никакими средствами пожаротушения, поэтому, как правило, электрокары в случае пожара выгорают полностью. Единственный способ хоть как-то сохранить остатки автомобиля – полностью погрузить его в воду как минимум на несколько часов, что невозможно априори.
Скрываемые проблемы Porsche Taycan
Помимо всего, ранее в СМИ прошла информация, что шесть из десяти «тайканов» имеют проблемы с управлением батареи. Контроллер повреждает элементы батареи, что может вызвать самопроизвольное возгорание. Об этом в декабре 2021 года со ссылкой на анонимный источник, работающий в штаб-квартире Porsche, сообщил ресурс teslarati.com. По информации, поступившей от источника, Porsche скрывал проблему от клиентов и во время обслуживания без уведомления потребителей заменял поврежденные модули.
// Фото auto.onliner.by