Не секрет, что цены на запчасти за последние два года подскочили в разы. Для Гродно и Бреста особенность еще и в том, что в доковидные времена автомобилисты могли свободно поехать в Польшу (при наличии визы, которая была тогда у многих), купить ту или иную запчасть дешевле и зачастую более высокого качества. Теперь большинство автолюбителей такой возможности лишены.
Визы стали неоправданно дорогими. Потому ехать за каким-нибудь подшипником или комплектом резины в Белосток или Бяла-Подляску может позволить себе далеко не каждый (плюс ограничения на таможне), что, в свою очередь, снижает конкуренцию на рынке и способствует дальнейшему росту цен, рассуждает abw.by.
Не говоря уж о том, что оригинальных запчастей для моделей европейской сборки практически не осталось либо просят за них втридорога.
Оригинал в дефиците
Сергей – владелец Renault Sandero, приехал на сервис, чтобы поменять тормозные диски. Машину он покупал новую в салоне в Бресте в 2018 году. Найти новые диски смог только через знакомого, который занимается ремонтом, и обошлись они ему в два раза дороже (в долларовом эквиваленте), чем три года назад в ходе предыдущей замены. Комплект ремня ГРМ Сергей искал больше двух месяцев. Пришлось покупать частями в трех разных фирмах, а общая стоимость комплекта составила без малого 600 рублей.
Юрий ездит на Toyota уже десять лет. Никаких нареканий на эту машину у него нет. Но сейчас он говорит, что собирается ее продать по причине очень дорогих запчастей. К тому же найти оригинальные запчасти на специализированных интернет-площадках или авторазборках стало крайне сложно. Если и попадаются, то цена на них космическая. Например, ШРУС недавно пришлось купить за 800 рублей. Плюс работа по замене. Кстати, как отмечают многие автомобилисты, услуги СТО также подорожали в разы.
Металл живет и умирает…
Алексей работает на автосервисе на окраине Бреста уже около 20 лет. Он говорит, что услуги СТО прямо пропорционально зависят от курса доллара. Как только растет в цене «американец» – тут же повышаются цены на обслуживание. Это, кстати, характерно для всех частников в Беларуси, оказывающих услуги по строительству и ремонту чего бы то ни было – от укладки тротуарной плитки до обслуживания авто. Свои услуги мастера почти всегда считают в «твердой» валюте. Как только стоимость условных единиц в рублях повышается, растет и тариф на нормо-час.
– Сейчас автомобилисты стали более экономными. Они ездят до последнего и обращаются за ремонтом уже тогда, когда не обращаться невозможно. И то многие пытаются что-то делать сами или в гаражах, где никакой гарантии, как вы понимаете, никто не дает, – рассказывает Алексей.
По его словам, главными проблемами брестских автомобилистов, эксплуатирующих машины со стажем, остаются ходовая часть и коррозия кузова:
– Кузова порой просто в ужасном состоянии. Особенно по весне мы видим, как они буквально превращаются в труху из-за того, что зимой наши дороги стали активно посыпать соляной смесью. Так безопасней? Может быть. Но металлу это не объяснишь. Он живет и умирает по своим законам.
– Что касается расходников, жидкостей, то их стоимость за последние год-два выросла в 3–4 раза, иногда даже больше. Порой клиенты не понимают, почему такие цены. Приходится людям объяснять: изменились транспортные расходы, новая логистика, повлияли санкции, – отмечает специалист.
Особенно это касается машин из Европы. А вот «корейцы» и «китайцы» оказались в более выигрышном положении. Детали на них не стоят таких баснословных денег, особенно в регионах.
– Могу утверждать, что в Бресте те же расходники для Kia или Hyundai можно найти в раза полтора-два дешевле, чем в столице. В Минск россияне приезжают и фурами их скупают, поэтому ценник повышенный. У нас ведь нет единой ценовой политики по запчастям. Всё рынок определяет. А конкуренция, увы, не всегда здоровая получается, – отмечает наш собеседник.
Какую машину лучше иметь?
Заглянули мы и на брестский рынок запчастей. Поинтересовались у продавцов, как изменились цены на автотовары и стало ли сложнее покупать запчасти у посредников.
Оксана в автобизнесе почти 30 лет. На рынке она продает шины, масла и расходники. По ее словам, «разлетается всё как горячие пирожки».
– В последнее время на рынке даже больше людей стало. Здесь запчасти дешевле, чем в магазинах. И всегда есть шанс выбрать нужную деталь в тот же день, а не ждать, пока ее тебе привезут. Хватает ли оригинальных? Ну как вам сказать? Я всегда заказываю то, что востребовано. Оригинальные запчасти возят официальные дилеры – это не мой сегмент, – признается женщина. – Рынок – он и есть рынок. Дорого – недорого, а люди как покупали запчасти, так и будут покупать. Ездить же как-то надо.
Вадим торгует в соседнем павильоне. По его словам, многие запчасти сильно подорожали, но дефицита на вторичном рынке уж точно нет, за исключением редких и эксклюзивных брендов.
– Говорят, что есть проблемы по электронике, с катушками зажигания. Но я пока этого не замечал. Что касается некоторых позиций по новым «китайцам» и дорогим «европейцам», то иногда приходится заказывать деталь и доставлять ее с очень сложной логистикой. Из-за чего она, конечно, может вырастать в цене на 200–300%. Но таких машин пока совсем немного в нашем регионе – десятки, максимум сотни.
Однако Вадим советует землякам владеть машиной, обслужить которую не составит особых хлопот:
– Нередко автомобилисты задаются вопросом: какую машину лучше иметь в условиях санкций – новую или «бэушку»? Мое мнение: ту, которую вы сможете максимально поддерживать в работоспособном состоянии. Это может быть как новая машина, так и трехлетка, и пятилетка, и даже десятилетка, если уход соответствующий. Старше 10–12 лет – уже надо думать. Но обслуживать (автомобиль) вам всё равно придется, даже из салона. Ездить и не обслуживать – увы, такого не бывает.