Какие обстоятельства влияют на определение срока лишения «прав» и можно ли его уменьшить?
Принцип справедливости заложен в Административном кодексе как один из важнейших при назначении наказания проштрафившимся водителям. Хотя справедливость – это понятие весьма субъективное, и отношение к этой самой справедливости у инспектора ГАИ и водителя может быть разное, рассказывает Автобизнес.
А еще есть принципы законности, гуманности, равенства перед законом и принцип виновной ответственности физического лица. Именно на этом строится наказание, которое ставит своей целью исправление нарушителя и недопущение им совершения правонарушений впоследствии.
Александр попал в ситуацию достаточно обычную: совершил мелкое ДТП, при котором можно было разойтись с потерпевшим путем простого составления европротокола. Но вместо этого он решил продемонстрировать свои «познания» юриспруденции инспекторам ГАИ, для которых виновная в аварии сторона была очевидна. Кто победил в этой «схватке»?
История
Александр: «Водительский стаж у меня 5 лет и управляю автомашиной я уверенно. Пару недель назад, сдавая задним ходом, зацепил стоящую рядом припаркованную машину. Владелец этого автомобиля был неподалеку – счищал с нее снег. Повреждения были минимальные. Предложил ему 200 рублей, чего, по моему мнению, с лихвой хватило бы на устранение причиненных повреждений. Но тот уперся: нужно как минимум еще столько же. На этой почве произошел словесный конфликт, после чего потерпевший вызвал ГАИ.
Наряд вскоре приехал, старший спросил, по какой причине не разошлись полюбовно, составив европротокол. Я объяснил коротко: «Не сошлись в цене». На что инспектор ответил, что это наше право и придется составлять протокол. Я привел еще такой аргумент: машина потерпевшего была припаркована не по правилам, ее там вообще не должно было быть, а следовательно, если бы этот водитель не нарушал правила парковки, то и аварии бы не было.
«Каждому свое, – ответил сотрудник ГАИ. – Ему штраф, а вам лишение светит». Это насторожило, и я попытался смягчить ситуацию, мол, попытаюсь снова с потерпевшим договориться, подождите немного. Но уже было поздно, да и потерпевший, как я понял, был не на моей стороне. «С нарушением согласны?» На этот вопрос я ответил, что не совсем, ситуация спорная. «Тут не о чем спорить, все очевидно», – услышал я в ответ.
Скоро мне идти на рассмотрение дела в ГАИ. Обратился к адвокату для консультации, который, честно сказать, меня расстроил. По его мнению, моя вина в создании аварийной ситуации очевидна, и с большой долей вероятности меня лишат «прав». Смысла в услугах адвоката при рассмотрении дела нет – это будет только лишняя трата денег.
Да я и сам стал понимать, что «накосячил» в своих порывах отрицать очевидные факты и спорить с инспекторами ГАИ по вопросам, по которым был не прав. Характер у меня такой, наверное…
Можете ли вы сказать, на какой срок меня могут лишить «прав»? А если я полностью признаю вину, характеристики с работы принесу положительные, можно ли рассчитывать на минимальный срок? И сколько это, если по минимуму?»
Начнем с европротокола
Если при ДТП стороны не достигли согласия в определении нанесенного ущерба, то ни о каком составлении европротокола не может идти и речи. Тут только вызов ГАИ.
На Александра составили протокол за нарушение п. 12 ст. 18.13 КоАП – нарушение ПДД, повлекшее создание аварийной обстановки. За такое нарушение предусмотрен штраф от 5 до 20 базовых величин с лишением «прав» до двух лет или без лишения.
Аварийная обстановка – это действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц, а ровно повлекшие повреждения другого транспортного средства или имущества других участников дорожного движения.
Довольно расплывчатое определение, сюда приплести можно все что угодно. Но как есть, так есть.
Теперь о цифрах
Как следует из КоАП, штраф по данной статье последует гарантированно, а вот лишение «прав» может быть и не применено – все на усмотрение инспектора ГАИ. Максимальный срок лишения по упомянутой статье – 2 года. А каков же минимальный срок?
За ответом на этот вопрос обратимся к ст. 6.7 КоАП «Лишение права заниматься определенной деятельностью», где указано, что лишение права может устанавливаться на срок от 3 месяцев до 5 лет. Таким образом, вот и ответ: минимальный срок лишения «прав» – три месяца, максимальный по ст. 18.13 п. 12 КоАП – два года.
Тут нужно отметить, что перечень смягчающих вину обстоятельств законом не ограничен, и принять во внимание могут любое обстоятельство, которое инспектор ГАИ посчитает смягчающим вину. Так что, как говорится, и карты в руки.
Лишение «прав» не применяется только к инвалидам, использующим транспортное средство в связи с инвалидностью, за исключением «пьяной» статьи Административного кодекса (ст. 18.15 КоАП), а также в случае отказа инвалида от освидетельствования. По такой статье и обычного водителя, и водителя-инвалида могут лишить прав на пятилетний срок. Без предлога «до».
Полезная новость для всех, кто покупает, продает или просто хочет проверить свой автомобиль на предмет скрытых болячек.
Вчера вечером, 16 декабря, читатель АвтоГродно стал свидетелем дрифта в Ольшанке.
Зима уже давно — это не мороз и солнце, а туман и мгла.