Одна из самых распространенных проблем у автовладельцев в зимний период — неисправная работа аккумулятора.
Обращения читателей о неисправных аккумуляторах и проблемах с гарантией в редакцию av.by поступают регулярно. Предать огласке их все не представляется возможным. Зачастую отсутствует доказательная база (чеки, гарантия, фотографии, скриншоты переписки и проч.), а без детального фактчекинга публикация невозможна.
Поэтому сегодня журналисты av.by рассмотрели некоторые из обращений и попытались получить ответы у экспертов данной отрасли.
«Белесые выделения из АКБ — это вообще нормально?»
В ноябре 2022 года Дмитрий приобрел аккумулятор Kainar Asia (65 А·ч). Гарантия на новую АКБ составляла два года. Однако уже спустя год при диагностике автомобиля мастера сообщили, что аккумулятор требует замены, а позже на нем появилась еще и пена. Мужчина обратился в компанию с гарантийным талоном в руках. Аккумулятор у него приняли, он прошёл проверку, но ее результаты очень удивили автовладельца...
Дмитрий — владелец Mazda 3 2014 г. в.
— В прошлом году, когда начались морозы, вышел из строя аккумулятор моей машины, — начинает свой рассказ мужчина. Сразу же приобрел новый — Kainar Asia. Покупал его в известном онлайн-магазине. И все было хорошо, пока не выставил свой автомобиль на продажу.
— В конце ноября одна компания предложила выкупить мое авто. Но в результате диагностики мне сообщили, что аккумулятор негерметичен и требует замены! — вспоминает автовладелец.
— Позже на корпусе появились то ли пена, то ли порошок... Выглядело это весьма непрезентабельно и даже пугающе!
Увидев такую картину под капотом, Дмитрий тут же обратился в онлайн-магазин, где была совершена покупка.
— Мне ответили, что нужно оставлять заявку и ждать 72 часа. Вот только связались со мной лишь на четвертые сутки! Позвонили, чтобы просто сообщить, что мою заявку взяли в работу и нужно ждать еще три дня! — вспоминает читатель. — После представитель компании сказал: мне необходимо отвезти данный аккумулятор на диагностику. Проверка продлится около двух недель... Ну а мне как все это время быть?
Поскольку автомобиль нужен Дмитрию ежедневно, а ездить с неисправным аккумулятором небезопасно, мужчина принял решение направиться к поставщику данной продукции.
— Там осмотрели АКБ и выдали заключение, что по всем заводским параметрам все хорошо, а эти белесые выделения — норма! Мол, так будет и дальше. Меня это очень удивило, и теперь я не знаю, что делать. Мне вот кажется, с такой АКБ ездить банально опасно! Мало ли там замкнет что-то и мой автомобиль вовсе сгорит!
— Мастер-приемщик так мне и сказал: «Пена будет всегда!» И предложил резинкой закрыть место, откуда она выделяется.
Журналисты связались с представителем компании «Римбат». Действительно ли подобные выделения являются нормой? И что делать автовладельцу в случае их обнаружения?
— В случае конкретно с этим аккумулятором я увидел, что на металлическую деталь попал электролит! Каким образом — это уже другой вопрос. Если судить по подкапотному пространству автомобиля, кажется, будто хозяин не очень следит за ним. А аккумулятор необходимо содержать в чистоте и периодически протирать мыльным или другим щелочным раствором, чтобы нейтрализовать действие кислоты, — рассказывает директор компании Руслан Игнатюк.
Специалист подчеркивает: АКБ сами по себе негерметичны! Внутри них постоянно происходят химические процессы, поэтому в каждой предусмотрена система вентиляции.
— В разных аккумуляторах она по-разному устроена. Конкретно в этом газовыделение происходит через пробки. Так вот, в подкапотном пространстве находились пыль и грязь — вполне вероятно, что вентиляционные отверстия забились. Создалось избыточное давление, и электролит пошел из-под пробок. Возможен и другой вариант — перезаряд батареи. Но ведь она сама по себе в работоспособном состоянии! Что в данном случае нужно предпринять? В первую очередь протереть мыльным раствором поверхность АКБ. Извлечь пробки и почистить их тоже. Сделать так, чтобы батарея дышала.
Специалист уверяет, что опасности в данном случае нет никакой, и еще раз подчеркивает необходимость правильно содержать АКБ:
— Кто-то считает, будто подкапотное пространство мыть вовсе не обязательно, но вот АКБ иногда протирать надо! Периодически «проходиться» там пылесосом, чтобы удалить пыль и грязь, которые влияют на работоспособность аккумулятора.
«Электрик проводил диагностику авто — утечек тока не обнаружено»
Виталий из Молодечно — обладатель Chrysler Grand Voyager 2005 года выпуска. В августе 2021-го он приобрел аккумулятор ENRUN TOP (80 А·ч, 780 A R+) в магазине «Первой аккумуляторной компании». Гарантия на АКБ составляла три года.
— В конце октября 2023-го, с наступлением холодной погоды, машина перестала заводиться — аккумулятор разряжен! Я поехал на СТО, где электрик полностью проверил мою машину на утечки тока, — вспоминает Виталий. — Когда специалист подключил специальный прибор к аккумулятору, тот показал, что ток холодной прокрутки — 511 А. Но ведь заявленный пусковой ток — 780 А! По машине проблем не найдено.
Мужчина прислал акт осмотра автомобиля. В документе не указана емкость аккумулятора. Однако в рекомендациях мастер СТО отметил: для стабильного пуска двигателя в холодное время года следует установить АКБ соответствующей мощности.
Тогда Виталий обратился в магазин по гарантии с просьбой проверить аккумулятор на неисправности.
— У меня приняли АКБ, мне предоставили подмену. А после я получил сообщение о том, что это негарантийный случай! Как же так? Электрик, который проводил диагностику моей машины, сказал: для уверенного запуска двигателя в холодное время года необходимо, чтобы пусковой ток был 650—700 А!
В процессе подготовки материала стало известно, что Виталий уже сдал старый аккумулятор и взамен ему купил новый! Мужчина говорит, автомобиль ему нужен каждый день, а ходить по судам и там доказывать свою правоту у него времени нет.
Журналисты также связались с представителем компании с просьбой прокомментировать данную ситуацию. Публикуем ответ целиком:
— Согласно п. 12 ст. 20 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» в случае, когда недостатки товара обнаружены потребителем в гарантийный срок, продавец (изготовитель, поставщик, представитель) отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара продавцом потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы.
— В соответствии с актом проверки качества АКБ в батарее не обнаружено дефектов производственного характера. В связи с чем проблемы АКБ, вероятнее всего, связаны с нарушением правил эксплуатации или иными факторами, на которые не мог повлиять продавец.
При несогласии с выводами о проверке качества потребитель всегда имеет возможность заявить об этом. В таком случае компания проводит независимую экспертизу товара, на основании которой и разрешается спор. По данной АКБ на настоящий момент подобных заявлений не было.
Юрист: «Такого понятия, как „снять с гарантии“, в законодательстве РБ не предусмотрено»
Как видим из описанных ситуаций, грань между работающей гарантией и, наоборот, теряющей свою актуальность очень тонкая. И зависит она от многих факторов. Зачастую клиенты не хотят тратить время и деньги на независимую экспертизу неисправной АКБ и покупают новую, полагая, мол, будет и дешевле, и быстрее! А можно ли как-то сразу обезопасить себя на законодательном уровне? И может ли продавец снять АКБ с гарантии из-за якобы неправильной эксплуатации? И главное, возможно ли доказать, что тот или иной дефект не является производственным?
Эти вопросы журналисты направили Андрею Левченко, юристу, председателю правления общественного объединения по защите прав потребителей «Правовое решение».
— В данной ситуации, если потребителем действительно соблюдались все правила эксплуатации аккумуляторной батареи, необходимо исходить из того, что потребителем был приобретен товар ненадлежащего качества.
В этом случае следует руководствоваться ст. 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». В соответствии с п. 11 указанной статьи продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости — провести проверку качества товара, в том числе с привлечением ремонтной организации. Данную обязанность продавец выполнил, однако он обязан был проинформировать потребителя о его праве на участие в проведении проверки качества товара, а если такая проверка не может быть проведена незамедлительно — также о месте и времени проведения проверки качества товара. Ремонтная организация при получении товара от продавца для проведения проверки качества товара обязана провести такую проверку в течение трех дней со дня получения товара.
— В представленном продавцом акте технической проверки указано, что при ее проведении были установлены многочисленные нарушения условий эксплуатации, в связи с чем потребителю отказано в ее замене. Между тем, согласно п. 12 ст. 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», в случае, когда недостатки товара обнаружены потребителем в гарантийный срок, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара продавцом потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы. Таким образом, обязанность доказывания нарушения потребителем правил эксплуатации АКБ лежит на продавце.
— В свою очередь, если потребитель не согласен с выводами, изложенными в акте технической проверки, в соответствии с ч. 4 п. 11 ст. 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» при возникновении между потребителем и продавцом спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения потребитель вправе провести экспертизу товара за свой счет. Если в результате экспертизы товара, проведенной за счет потребителя, установлено, что недостатки возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до момента его передачи, продавец обязан возместить потребителю расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.
— Что касается указания в заключении акта технической проверки о том, что АКБ снимается с гарантийного обслуживания, то такие действия вообще противоречат законодательству, так как в соответствии с п. 4 ст. 13 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, поставщик, представитель) обязан устанавливать на товар (результат работы, услугу) гарантийный срок в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством и (или) техническими регламентами Таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза.
— В соответствии с п. 5 настоящей статьи продавец вправе установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, предусмотренного законодательством и (или) техническими регламентами Таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза и (или) установленного изготовителем (поставщиком, представителем), а также гарантийный срок на товар, на который гарантийный срок изготовителем (поставщиком, представителем) не установлен и обязанность по установке которого не предусмотрена законодательством и (или) техническими регламентами Таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза. Продавец не вправе устанавливать или объявлять гарантийный срок на товар меньшей продолжительности, чем гарантийный срок, установленный изготовителем (поставщиком, представителем).
Соответственно, такого понятия, как «снять с гарантии», в законодательстве Республики Беларусь не предусмотрено.