| Автобизнес Иван Кришкевич
| Автобизнес Иван Кришкевич

Что нам светит и сколько это стоит? Источники света, которые мы не всегда выбираем

Век ксенона оказался недолог в отличие от галогенок, которые держатся до сих пор, хотя постепенно сдают позиции светодиодам. Но те-то уж надолго? И стоит ли этому радоваться?

Найти компромисс

На заре автомобильной истории самобеглые коляски освещали себе путь керосиновыми лампами. По мере совершенствования технологий фары становились всё эффективнее, но всё равно до недавнего времени к качеству света были претензии. Почему?

 

 

 

Хорошее освещение дороги в темное время суток – это важно. Но нельзя просто взять и поставить мощный прожектор, потому что он будет слепить других участников дорожного движения, рассказывает Автобизнес.

В разных регионах свои стандарты, но всё сводится к тому, чтобы свет был минимально достаточным, но не ослепляющим. Отсюда, собственно говоря, требования и ограничения по форме и расположению светового пятна, светотеневой границы и т.д.

Есть и технические факторы. Со светодиодами сейчас проще, а те же галогеновые фары требовали достаточно много места для установки и серьезно ограничивали фантазию дизайнеров и возможности технологов. Плюс не стоило забывать о пассивной безопасности, в частности, риске травмирования пешеходов при наезде на них (так, кстати, исчезли подъемные фары, столь популярные во второй половине ХХ века).

Наконец, есть и финансовая составляющая. Хороший свет стоит денег, при этом он востребован далеко не всеми покупателями. А раз так, то всё лучшее всегда было доступно в дорогих автомобилях и за доплату. Так дело обстоит и теперь – и приводит к тому, что даже покупатели новых автомобилей не всегда могут выбирать, какой свет они получат, или же просто не готовы за это доплачивать приличные суммы (например, когда тот же матричный свет доступен только в топовой версии).

Есть и обратная ситуация: кто-то не хочется связываться с LED-оптикой, потому что знает, сколько она стоит в случае чего, а галогенок у данной модели уже может не быть. И уж тем более ограничен выбор у покупателя подержанного автомобиля, где не повлияешь на оснащение и вообще в приоритете другие факторы.

Вот и выходит, что при всем разнообразии выбор далеко не всегда возможен. А если он есть, возникает вопрос: что же лучше? На сегодня это будет матричный свет. Но готовы ли вы за него заплатить?

Дешево и сердито

Недорогие массовые модели до сих пор продолжают оснащаться фарами с галогеновыми лампами. По сути, это те же лампы накаливания, но внутри колб содержится галогенный газ, который обеспечивает более долгий срок службы. Впрочем, по сравнению с более современными аналогами в автомобильной оптике галогенки как раз «живут» недолго, в лучшем случае более 1000 часов.

Но это не столь большая проблема, учитывая доступность таких ламп (если говорим о наиболее распространенных типах, то самые дешевые стоят в районе 5-10 руб., дорогие – 60-70 руб. за штуку по состоянию на сентябрь 2023 года). Хуже, что световой поток обычно имеет яркость 1000-1300 лм (люмен), а цветовая температура редко достигает 4000 К (кельвинов), так что свет большинства фар довольно тусклый и невыразительно желтый. Особенно если говорим про самую простую рефлекторную оптику.

Линзованная оптика с раздельным светом (одна лампа на ближний, другая – на дальний) может дать неплохой результат, особенно если применяются лампы повышенной яркости +150 или +200% (за счет не большей мощности, а более тонкой нити, но это означает и сокращенный раза эдак в полтора ресурс). Однако ксенону или светодиодам данная технология уступает в том числе и по эффективности (слишком много уходит в паразитное тепло).

Потому-то галогенки сейчас почти не встречаются на дорогих моделях. Но на бюджетных они всё еще есть, и это логично. Ведь в случае замены галогеновые лампы и сами фары куда дешевле, чем их более продвинутые соперники, что положительно влияет на общую стоимость эксплуатации.

Дорого-богато и слишком ярко

Газоразрядные фары появились в 1990-х и долгое время были прерогативой премиальных моделей. Но по мере снижения стоимости такой оптики ксенон начали устанавливать и на более доступные массовые автомобили, появился биксенон (специальная конструкция со шторкой позволяет переключатся с ближнего света на дальний с одной лампой).

Да, ксеноновые фары сложнее и дороже, чем галогеновые. Например, для работы им требуются блоки розжига, что также увеличивает стоимость всей конструкции и требует дополнительных расходов при длительной эксплуатации (да, блоки тоже иногда нуждаются в замене).

Зато лампы служат раза в два дольше галогенок (обычно не менее 3000 часов), что несколько компенсирует их более высокую стоимость (дешевые варианты стоят в пределах 20-40 руб., а за дорогие придется отдать 200-300 руб. за единицу). И светят гораздо лучше: световой поток составляет 3000-3200 лм, при этом цветовая температура может достигать 5000-6000 К – в последнем случае это уже даже не белый, а холодный синеватый свет. Но ведь выглядит эффектно!

Вы не поверите, но именно хорошая яркость стала проблемой. Ксенон настолько здорово светит, что может слепить встречных водителей. Поэтому, например, в Евросоюзе автомобили с такой оптикой в обязательном порядке комплектуются автоматическим корректором и омывателем фар (грязный обтекатель может создавать блики и неправильно преломлять свет).

 

 

 

Казалось бы, с особенностями научились справляться, с высокой стоимостью смирились – но в итоге появились светодиоды, которые и одержали быструю и сокрушительную победу. Почему?

Почти без ограничений

Сначала светодиоды появились в качестве ходовых огней, затем стали отвечать за ближний и дальний свет. Они светят не хуже ксенона и тем же белым или слегка синеватым светом (температурой 5000-6000 К). При этом по расходу энергии они заметно более экономны, чем галогенки, да и греются меньше. Но теплоотвод все равно требуется, что вносит свои технические ограничения в конструкцию фар.

И всё равно можно сказать, что с появлением LED-оптики у дизайнеров и технологов наконец-то развязаны руки. Просто посмотрите, какие причудливые формы теперь могут иметь фары. Их можно по-разному вписывать в кузов, делать их очень компактными без потери качества освещения и снабжать дополнительным функционалом.

Отдельным прорывом стали матричные фары, которые вывели адаптивное освещение на принципиально новый уровень. Так, чтобы не слепить водителей попутных и встречных автомобилей, не нужно «резать» весь свет – достаточно затемнить отдельные участки и оставить освещенным все вокруг.

Конечно, как и любая новая технология, светодиодные фары поначалу были очень дорогими. Но постепенно их себестоимость снижается, LED-оптика уже пришла в массовые классы и бюджетные сегменты. Понятно, что в самом простом своем воплощении – более сложные вариации остаются дорогими, а потому предлагаются в дорогих моделях или за приличную доплату.

В числе преимуществ светодиодов производители (и самой оптики, и автомобилей) называют огромный ресурс в десятки тысяч часов, а это более десяти лет эксплуатации. Правда, практика показывает, что те же ходовые LED-огни могут выходить из строя всего через 5-6 лет.

А если нет КАСКО или не сработает «автогражданка», замена разбитой светодиодной фары может неприятно удивить своей стоимостью. Новая легко может стоить тысячу-другую долларов! Б/у несколько дешевле, но обычно раза в полтора-два дороже, чем фара под ксенон, не говоря уже про галогенку. Хотя можно предположить, что как только LED-оптика станет по-настоящему массовой, она станет и доступной, в том числе и на «разборках».

Сделай сам

В свое время многие автолюбители активно устанавливали так называемый «универсальный» ксенон в обычные фары. Сейчас история повторяется, но уже со светодиодами. «Как теперь ярко светит!» – с удовольствием делятся они потом результатом за 200-400 рублей. Но, во-первых, обычно подобного рода переделки не дают нужной эффективности и сбалансированности: да, световой поток, может, и более яркий, но куда и как он направлен, не ослепляет ли остальных водителей? Как решен вопрос с охлаждением? То есть даже с технической точки зрения к такой переделке имеются вопросы.

И уж тем более есть юридический аспект. Ведь тип рассеивателей должен соответствовать типу источника света, а зачастую этого нет, что становится проблемой при прохождении техосмотра. Более грамотным вариантом решения вопроса как с технической, так и с юридической точки зрения будет установка заводских ксеноновых или светодиодных фар от этой же модели. Как говорится, не думайте, что вы умнее автопроизводителя, тем более в подобных вопросах.

Сегодня, 13 июня, водитель грузовика ехал по улице Богуцкого, как вдруг перед ним появился "учитель" на BMW X5. Мужчина ...

14 июня 2024 года в Гродно пройдет IV Всебелорусский крестный ход «Церковь и армия».

13 июня Польшей на границе с Беларусью введена буферная зона – в ней установлен временный запрет на пребывание.

ГАИ Гродно обратилась к теме беременных за рулем и дала несколько полезных советов.

Городской выпускной в новом формате пройдет уже в эту пятницу, 14 июня. Все выпускники 2024 года соберутся вместе на пло...
Читатель АвтоГродно работает водителем автобуса, недавно женщина на FORD вклинилась прямо перед ним на улице Сов.Пограни...

В австрийской земле Штирия произошло ДТП с участием двух грузовиков, одним из которых управлял молодой белорус.

С 11 июня в Гродно началась проверка и мониторинг организаций, которые занимаются техническим обслуживанием и ремонтом а...
Следите за нами в соцсетях