| "Вечерний Гродно"
| "Вечерний Гродно"

В Гродно дети работают с инструментами, собирают модели автомобилей и гоняют на них по трассе 

Вы удивитесь, но есть в Гродно место, где дети вручную (да-да, они работают с инструментами) собирают модели автомобилей и гоняют на них по трассе на время.

Журналисты "Вечернего Гродно" побывали  в областном Дворце творчества детей и молодежи на кружке трассового автомоделирования.

 

 

 

Пришел школьником и остался на всю жизнь

В выходной день в учебном кабинете кипит работа: одни ребята за столом читают чертежи, другие вырезают детали из бумаги, латуни и стеклотекстолита. Посреди кабинета огромная деревянная трасса с четырьмя дорожками.

 

По ней дети с помощью специальных пультов управляют моделями, которые, как по рельсам, на электричестве быстро проносятся по трассе. На пультах управления есть регуляторы скорости, разгона и торможения. Перед поворотом нужно сбрасывать газ, иначе автомобиль слетит с трассы. Реакция должна быть мгновенной — машинки носятся быстро.

— Нет, то, что вы видите — это не быстро – говорит капитан 1-ой команды перворазрядник Никита Мущук. Быстро на нашей трассе – это проехать круг длиной почти 28 метров за 4 секунды, а очень быстро — меньше, чем за 3,5 секунды.

Побеждает в гонке тот, кто наездит большее количество кругов, проехав по всем дорожкам. Трасса управляется через компьютер специальной программой, точно такой же как на чемпионате мира.

Весь этот процесс контролирует педагог высшей категории Константин Юшкевич. В обычное время он возглавляет инженерный отдел на крупном гродненском предприятии, а в свободное время возится с детьми и учит их собирать модели автомобилей. Там все по-настоящему: двигатели, шестерни колеса с резиной разных составов и специальные устройства для поворотов на виражах. На машинках ребята выступают на соревнованиях.

— Автомоделирование было очень популярно в СССР. Этот кружок существует с момента открытия Дворца в 1976 году. Его организовал педагог Константин Николаевич Демещик, который заинтересовал нас, школьников, заниматься этим необычным видом спорта, — вспоминает Константин Мечиславович. Под его руководством мы построили свою первую трассу и добились первых успехов на соревнованиях.

После учебы в политехническом институте, где Константин получил специальность конструктора автомобилей, он вернулся по распределению в Гродно на завод автоагрегатов. А через месяц появился в родном Дворце в качестве руководителя. Уже почти 40 лет Константин Юшкевич ведет трассовое автомоделирование.

Занимаются даже девочки

— Некоторые мои конкуренты из других городов предоставляют ребёнку набор деталей, из которых собирается модель. Мы проповедуем старую школу. Мы хотим, чтобы дети обучались точности, умели работать с различными инструментами и материалами. Понимали свойства материалов, их плюсы и минусы. Конечно, большое внимание при работе мы уделяем безопасности.

Новички, которые пришли в кружок недавно, сначала изучают чертежи, потом вычерчивают и вырезают детали. Учатся сверлить, нарезать резьбы, паять. Юля Зарецкая пришла на кружок недавно. Девочка признается, что ей интересно собирать модель.

— Юля, тебя заставили сюда прийти? — шутит педагог.

— Нет, я сама пришла, — отвечает школьница.

Мама переживала больше, чем сын

Гонки — это не просто. Не каждый может обуздать эмоции и ехать свою гонку, не обращая внимания, что по соседней дорожке тебя обгоняют. Большая ответственность появляется, когда ты попадаешь в команду, где заработанные тобой очки влияют на результат команды.

— Мы провели эксперимент и организовали семейный турнир, где ребёнок ехал в одном экипаже с родителем. Даже у мам колотилось сердце! — смеется педагог.

Пацаны собрали автовоз

В истории кружка были времена, когда гродненской команде не было равных в Беларуси.

Автогонки по трассе, как в настоящем автоспорте, контактный вид спорта. Машинки могут вылетать с трассы, сталкиваться с другими соперниками на поворотах. Все это влияет на прохождение трассы и итоговый результат.

— Успех в гонках зависит от трех составляющих. Это мастерство пилота, уровень модели и госпожа Удача, — говорит Константин Юшкевич. — Бывает, что отличную модель повредит соперник. Здесь, как в настоящих гонках, есть гоночные инциденты…

Когда гродненские ребята выиграли в Беларуси все трофеи, педагог предложил им новый вызов: вместе они собрали автовоз с прицепом, которому нет аналогов в мире. Эта машина стала украшением кружка, которую ребята с гордостью показывают всем гостям.

— К нам на Спартакиаду «Техноспорт» приехали дети со всей страны. Когда они увидели на трассе наш автовоз, их больше ничего не интересовало ведь ничего подобного они нигде не видели. Нет предела, как заинтересовать детей. Уже готовы чертежи нового шоу-кара, который мы построим по другой концепции.

А этой осенью мы проведем первые официальные «Ночные гонки»: на трассе ребята уже разместили фонари, а на моделях установили фары и задние фонари. Будут участвовать и родители.

— Очень надеюсь, что на старте мы увидим и моих старых учеников, которым когда-то не было равных… — говорит педагог. — Этот класс моделей мы придумали для популяризации нашего вида.

Есть идея, чтобы перед каждой гонкой очередной участник сделал  презентацию и рассказал про историю мирового бренда и конкретной модели:

— Я пошутил над ребятами, что рассказывать об автомобиле «Астон Мартин», на которой ездил Джеймс Бонд, нужно обязательно в смокинге.

Что такое счастье

В чем секрет — заставить детей работать с инструментами, ведь сегодня все ребята увлечены телефонами и компьютерами?

— Вот все говорят, что нынешние дети не такие. Это неправда. Да, поменялись гаджеты, но если ребенку нравится что-то делать своими руками, он будет заниматься любимым делом, а не сидеть в компьютере все время, — говорит Константин Мечиславович. — В школе ребенок может быть серой мышью, а на кружке у него все получается, он уважаемый человек, который чувствует себя в своей тарелке, — улыбается преподаватель.

Мы спросили Константина Юшкевича, что для него является высшей наградой за работу:

— Я счастлив, когда мои воспитанники становятся «технарями». Неважно кем: сварщиком, слесарем, станочником… Конечно верх — это инженеры. Я не говорю про образование, которое отчасти стало модой. Я говорю про конкретную работу по специальности. Но вообще я рад, когда дети умеют работать с инструментами и хотя бы забить гвоздь в стену. Самое главное, чтобы ребята выросли достойными людьми и стали профессионалами в своей области.

P.S.

В учебном кабинете висят стенды с лучшими в истории автомобилестроения машинами. Здесь и «Мерседесы», и «Фольксвагены», и «Роллс-Ройсы», и «Бугатти». Журналисты не могли не спросить у конструктора автомобилей, какие, по его мнению, самые удачные машины в истории индустрии. Константин Юшкевич сразу указал на «Ситроен DS»:

— Вы только представьте: 1955 год. Эта машина не только обогнала свое время, она сотворила революцию в мире автомобилей. Буду счастлив, если кто-нибудь из моих учеников докажет в своей области, что корнем слова инженер, является слово «гений»!

// Заглавное фото "Вечерний Гродно"

Nio — один из китайских производителей электромобилей, которые стремятся превзойти европейских производителей. Именно по...
В интернете набрал популярность ролик о том, как в китайском городе Ханчжоу на АЗС трудится робот, который заправля...
ГАИ предоставила отчет об аварийности в Гродно за последние 3 года – с 2021 по 2023. В нем же выделены улицы, на которых...
МВД Беларуси предоставило статистику по угонам автомобилей в 2023 году. Правоохранители посчитали, какие автомобили самы...
Сегодня читатель АвтоГродно показал мастерство на дороге вблизи агрогородка Дубно. На скорости около 90 км/ч он заметил,...
Сегодня в центре Гродно к водителям вышли девушки, которые работают в Госавтоинспекции. Они вручили подарки случайным пр...
На петербургском заводе, где до 2022-го производили Hyundai и Kia, вновь начнут выпускать знакомые нам модели. Правда, у...
Телерадиокомпания Гродно провела прямой эфир с руководством города и области, где давались ответы на вопросы местных жит...
Следите за нами в соцсетях