| "Вечерний Гродно"
| "Вечерний Гродно"

Остановка через полкилометра, тротуаров нет. Репортаж с самого высокого района Гродно

Их называют палестинцами, однако к известному государству на Ближнем Востоке они не имеют никакого отношения. Но факт есть факт – в Гродно живет и процветает целый район со странным и не совсем подходящим для наших широт названием Палестина.

Поэтому корреспонденты «Вечернего Гродно» прогулялись по «палестинским» соткам и узнали, как тут живется.

Почему Палестина?

По каким причинам район между Томинским лесом и улицами Суворова и Маслакова получил такое название, доподлинно неизвестно. Как рассказывал историк Ян Лелевич, предположительно эту территорию начали застраивать в 1930-е годы.

Тогда это была окраина Гродно – ни «Химволокно», ни Колбасино, ни Ольшанки не существовало. Видимо, в те годы аналогом фразы «далеко, как до Камчатки» было как раз «далеко, как до Палестины».

По другой версии, здесь могла жить большая еврейская диаспора, которая мечтала вернуться на родную землю. Но документальных подтверждений этому нет. Более того, на въезде в район, как в деревнях, стоят православный и католический кресты.

50 метров над уровнем… площади

Активно Палестина начала застраиваться после Великой Отечественной войны. До сих пор на фасадах некоторых домов сохранились даты – «1955» и «1961». Большой район местные условно делят на два – Нижнюю (вдоль улицы Пучкова) и Верхнюю. Вторая так названа неслучайно – отсюда открывается красивый вид на весь Гродно. По словам местных, Верхняя Палестина находится на высоте 50 метров над Советской площадью. В советское время отсюда можно было увидеть центральную елку.

Примечательно, что роль центральных улиц тут выполняют переулки. Самые оживленные из них – 1-й и 4-й Дальние. А вообще переулков тут 12 – семь Дальних и пять Калинина, поэтому сориентироваться и найти нужный адрес сложно. А вот улиц тут пять – Февральская, Издательская, Краснознаменная, Дальняя и Калинина. На улице Калинина в добротном кирпичном доме площадью около 100 м²  живет с супругой и младшим сыном пенсионер Игорь Борисович. Коттедж возвел его отец в середине 60-х годов. Сюда семья переехала с улицы Гагарина – сейчас там сад.

В доме два входа: парадный, через который сразу попадаешь в гостиную, правда, сейчас им не пользуются, крыльцо завалено хламом, и основной, ведущий сразу в кухню. В доме есть все коммуникации. Хотя рядом, в нескольких десятках метров, установлена колонка, правда, уже нерабочая. Во дворе – три контейнера для раздельного сбора мусора: отходы, говорит хозяин, летом забирают дважды, а зимой – раз в неделю.

Дом мужчина старается поддерживать в презентабельном виде, сейчас меняет крышу, потому что старая «прохудилась». По его словам, Палестина «молодеет»: прежние хозяева умирают или продают дома, а новые их перестраивают в просторные особняки.

В магазин – на автобусе

Несмотря на то, что району уже минимум 60 лет, по инфраструктуре он, кажется, застыл в прошлом. На всю Верхнюю Палестину тут один магазин, и тот небольшой. Если нужно хорошенько запастись продуктами, идут через железную дорогу в «Евроопт» на Суворова либо едут в «Корону» или «Евроопт» на Тимирязева. Те, у кого нет машины, добираются туда на автобусе, который едет как раз до зоопарка.

Из общественного транспорта, как и десятки лет назад, сюда ходит только 14-й автобус. Местные жители и этому рады – расписание уже заучили наизусть. Раньше ведь нужно было идти на остановку на улицу Суворова. Еще курсируют троллейбусы и автобусы по улице Маслакова. Но есть нюанс. Если заехать в Колбасино или на Фолюш проблем нет, то чтобы попасть на другую сторону объездной (в направлении Ольшанки или Вишневца), нужно делать большой крюк. Либо идти на развязку возле «Химволокно», либо – на путепровод на Окульной, так как организованных пешеходных переходов через оживленную объездную со стороны Палестины нет.

Местные жители жалуются и на неудобные остановки. Недавно в редакцию позвонила женщина и рассказала, что расстояние между остановочными пунктами большое. Она выходит на улице Пучкова, а следующая остановка только через полкилометра. Отсюда приходится идти в гору и по дороге, так как тротуаров тут нет.

Но самая большая проблема в районе – дороги. Большинство из них разбиты и без тротуаров. Ради безопасности пешеходов на улицах ограничили скорость до 40 км/ч. Въезд на большинство дорог для грузовиков тут запрещен, но это водителей фур не останавливает. После жалоб в ГАИ нарушителей наказывают, но ситуация не меняется.

Самая большая проблема – благоустройство

Впрочем, есть в Палестине и хорошие дороги: одна ведет от съезда с Маслакова возле лукойловской АЗС, а вторая связывает Пучкова и переулок Победы. Именно здесь находится единственная на весь район пешеходная дорожка, и то по одной стороне. И этого, считают местные, недостаточно.

– Самая большая проблема – благоустройство. Вышел человек из автобуса и попадает на убитую временем и грузовиками дорогу. Про пешеходов тут, такое чувство, и не вспоминают. Пешеходных переходов тоже несколько на весь район. А зря – тут много детей и пенсионеров, – признается местный житель Юрий. – Не хватает велодорожек, а можно было бы проложить маршрут с Юбилейного озера через Палестину на Восточный мост.

Мужчина с семьей живет на Гоголя, а на Палестину приезжает в дом, который достался от деда. Сейчас это полноценный двухэтажный коттедж, правда, без внутренней отделки.

– Этот участок получил мой дед, когда работал на ГАП-2. Раньше эта улица выходила прямо на территорию автопарка, правда, тогда его еще не было, – рассказывает мужчина.

Рядом с его домом и соседними дорога выложена тротуарной плиткой. По словам Юрия, сделал это за свой счет известный гродненский предприниматель, который жил тут одно время.

// Фото Натальи КОРНЕЕВОЙ

Nio — один из китайских производителей электромобилей, которые стремятся превзойти европейских производителей. Именно по...
В интернете набрал популярность ролик о том, как в китайском городе Ханчжоу на АЗС трудится робот, который заправля...
ГАИ предоставила отчет об аварийности в Гродно за последние 3 года – с 2021 по 2023. В нем же выделены улицы, на которых...
МВД Беларуси предоставило статистику по угонам автомобилей в 2023 году. Правоохранители посчитали, какие автомобили самы...
Сегодня читатель АвтоГродно показал мастерство на дороге вблизи агрогородка Дубно. На скорости около 90 км/ч он заметил,...
Сегодня в центре Гродно к водителям вышли девушки, которые работают в Госавтоинспекции. Они вручили подарки случайным пр...
На петербургском заводе, где до 2022-го производили Hyundai и Kia, вновь начнут выпускать знакомые нам модели. Правда, у...
Телерадиокомпания Гродно провела прямой эфир с руководством города и области, где давались ответы на вопросы местных жит...
Следите за нами в соцсетях