52-летний водитель маршрутного такси из Гродно стал популярным после нашумевшего видеоролика в TikTok. Поездку из Гродно в белорусскую столицу Владимир начинает с угощения пассажиров конфетами. Предлагает зарядить телефоны и всем без исключения желает хорошей и комфортной дороги.
«Прямо как в самолёте!» — говорят пассажиры. Ну а журналисты av.by отыскали того самого водителя и пообщались с ним. Какие конфеты предпочитают клиенты, сколько можно заработать в сфере пассажирских перевозок и что хотелось бы в ней поменять — в материале.
Журналисты договорились встретиться с Владимиром за полтора часа до его отправления из Гродно в Минск. Решили, что времени для общения будет достаточно, да ещё и с пассажирами успеем поговорить, а заодно и воочию увидим этот уникальный сервис. Увы, со временем немного прогадали. Уж больно занят был мужчина — нам постоянно приходилось отвлекаться. Сначала Владимир обзванивал своих пассажиров, потом встречал их, забирал багаж, а также угощал белорусскими конфетами сопровождающих и детей, предлагая более комфортные места для пожилых клиентов.
В сфере пассажирских перевозок гродненец занят семь лет. До этого работал на лафете: перевозил иномарки из Европы в Беларусь. А затем произошло счастливое событие — родились дочери-близнецы. И хотелось как можно больше времени проводить с семьёй. Да и условия труда изменились: выросли таможенные пошлины, машины стали дорогими и не особо востребованными. Было решено — сменить работу!
— Пригнал я тогда из Германии Volkswagen Crafter. Переоборудовал его здесь под 15-местный пассажирский автобус и начал перевозить людей. А почему бы и нет? Профессия — нужная, интересная. Испробовал все маршруты: Гродно — Лида, Островец — Сморгонь — Ошмяны, Гродно — Новогрудок — Лида… Какое направление было свободным, туда меня и ставили…
К слову, сейчас своих пассажиров Владимир перевозит на шестилетнем Mercedes-Benz Sprinter. А угощает путешественников конфетами не первый год. Говорит, что в той же Германии таким подходом никого не удивишь. Да и в Беларуси частные фирмы и магазины уже давно предлагают клиентам сладости.
— Конфета — это ассоциация с чем-то хорошим, нотка позитива всегда! И начинать дорогу лучше с хорошего настроения, — замечает Владимир. — На Новый год у меня были угощения с предсказаниями, например… Улыбались тогда все!
В день мужчина совершает два рейса: из Гродно до Минска и обратно. Ваза с конфетами в салоне полная всегда. Здесь можно и карамельки отыскать, и желейные…
— А «Взлётные» не покупаете? — в шутку спрашиваем мы, вспомнив, что кто-то из пассажиров сравнил его с пилотом самолёта.
— Покупал, конечно! Но тут разницы особой нет, какие конфеты в вазе лежат… Разве они бывают невкусными?
Зарядка для всех типов телефона, подушки для пожилых и детей, бесплатный Wi-Fi, зонтик в дождливую погоду… Думаете, это всё, чем так «зацепил» Владимир своих пассажиров? Отнюдь! Он к каждому из них обращается исключительно по имени:
— Ну а как ещё? Пять раз сказать «девушка» или «мужчина»? Так по имени куда проще да приятнее. У меня в заказах отмечено, на кого бронь…
— А как вы всех пассажиров запоминаете?
— Да нет с этим проблем никаких… Наверное, природой заложена во мне хорошая память на имена…
К слову, многие пассажиры относятся к этому с удивлением. Согласитесь, далеко не от каждого маршрутчика можно услышать, например: «Светлана, вы на какой остановке будете выходить?»
— И что, совсем не случалось конфликтных ситуаций у вас? — интересуемся мы у гродненского водителя.
— Ну почему? Были, конечно. Тут ведь главное — умело сгладить все шероховатости и обойти острые углы. Правда, один раз пришлось вызывать милицию прямо на трассе. В салоне ехали четверо выпивших мужчин. Трое из них — нормальные, а вот их друг оказался конфликтным товарищем. Провоцировал людей, ругался… Просто потерял контроль над собой! Я сделал ему одно замечание, потом — второе… Не помогло! Высадить его на остановке, наверное, было бы совсем не по-человечески: зима, холод, трасса… Но пассажирам он очень мешал. И пришлось вызвать наряд милиции. Это произошло на трассе М6, на 74-м километре, на АЗС. Приехали правоохранители, я его передал… Друзья его продолжили ехать, потом ещё на выходе извинялись за своего друга перед попутчиками.
К этому времени к маршрутному такси начали подходить первые пассажиры. Пожилую путешественницу пришли провожать дочка и внук. Владимир берёт чемодан женщины, несёт его в багажное отделение.
— Ирина, вам тут будет удобнее! — говорит он пассажирке и указывает ей на место у прохода в первом ряду. — Вы не спешите, заходите, с правой стороны ручка есть…
Потом берёт горстку желейных конфет и протягивает их мальчишке.
— Сопровождающим тоже положено! Угощайся!
Домочадцы расплываются в улыбке, а дочка Ирины в этот момент выдаёт:
— Так это же наш гродненский известный водитель из TikTok. Я вас по конфетам узнала! Теперь, мама, ты точно доедешь в комфорте!
Усадив пассажирку, продолжаем беседу.
— Штрафы бывали у вас?
— Ну только если за превышение скорости. Камеру порой «словишь»... Транспортники, конечно, тоже останавливают и проверяют, но по их линии замечаний никогда не получал. Я же на фирму работаю! Думаю не только о своей репутации, но и о чести всей компании. У нас всегда с документами порядок, машина в полной технической исправности…
— А как относитесь к коллегам-нелегалам? Не обидно, что незаконно отбирают ваш хлеб?
— Обиды вообще не держу. Тут больше пассажирам надо думать, ездить с такими перевозчиками или нет. У нас есть и страховка, и гарантии, и ответственность мы несём перед клиентами. У нелегалов ничего из этого… Ну раз они съездят, ну два… Сами видите, какие санкции к таким перевозчикам сейчас применяются. Вплоть до конфискации транспортного средства! Так что, какая тут обида может быть?
— От чего зависит заработок перевозчика?
— От пассажиропотока. Чем больше пассажиров — тем больше доход. Расходы-то у нас фиксированные: топливо, налоги (6% от дохода), обслуживание авто. Можно перевезти 15 человек за круг, а можно — 25—30. Прибыль, соответственно, будет разной…
— И сколько способен получить перевозчик в месяц?
— Трудно сказать, всё зависит от количества пассажиров за это время! На мой взгляд, зарплата получается достойная!
— А сложно сегодня новичку войти в такой бизнес?
— Думаю, да. Перевозчиков много, всё занято… Конечно, проводятся конкурсы раз в пять лет, выставляются лоты-маршруты, на которые можно претендовать. Учитывается здесь и опыт перевозчика, и состояние его транспортного средства. Наша фирма работает уже много лет на этом маршруте, и, чтобы конкурировать с нами, надо оперировать вескими аргументами. Например, иметь обновлённый автопарк, комфортные свежие машины… Так что войти сейчас новичкам — сложно. Но, полагаю, можно!
— Многие пассажиры сетуют на водителей-лихачей. Как вы к этому относитесь?
— Плавность хода — уровень профессионализма водителей. Зачем дёргать машину? Это и для неё плохо, и для людей небезопасно. Маршрутка — такое ТС, которое должно тронуться незаметно и остановиться так же!
— Как вы можете оценить сегодняшние условия для перевозчиков? Тема эта постоянно на слуху, и знаем, что есть некоторые недовольства.
— Я считаю, условия для работы в целом хорошие. Конечно, бывает, когда законы люди создают в кабинетах, не зная всей подноготной нашего труда. В теории это одно, а на практике — другое! Есть у нас ассоциация перевозчиков, которая помогает сделать так, чтобы нам работалось комфортно. Её представители в постоянном диалоге с исполнительной властью. Нас слышат — и это важно!
— Например, есть такая больная тема, думаю, для многих водителей: на минском автовокзале перевозчики могут находиться не более получаса. А у меня между рейсами интервал в полтора часа! И мне необходимо покинуть место, иначе могут выписать штраф. Кто это придумал, я не знаю. Да, я понимаю, что, когда строили автовокзал, не учли такое количество машин. Рядом только парковки для легковых авто. Куда ехать — непонятно!
— Хотелось бы что-то в законе поменять?
— Скорее добавить, а не поменять. Трасса М6 считается небезопасной из-за диких животных. Часто случаются ДТП, и надо постоянно держать на контроле этот вопрос: строить тоннели, какие-то переходы для зверей.
В это время у маршрутки столпились пассажиры. До отправления оставалось 20 минут. Владимир аккуратно загрузил багаж своих спутников, угостил их конфетами…
— Ой, это же наш самый вежливый водитель! — с улыбкой произнесла молодая путешественница, узнав гродненца.
— Привыкли уже к такой популярности? — интересуемся мы напоследок.
— Да, многие узнают. И, знаете, это чертовски приятно!
**
Водитель в белой рубашке с улыбкой поприветствовал пассажиров на борту своей маршрутки, предложил ещё раз всем угощения, рассказал об остановках на пути следования в столицу. Дверь буса закрылась, а мы смотрели на хвост отдаляющейся машины и думали о том, как всё-таки важно (и, как выяснилось, несложно!) создавать хорошее настроение в самом начале пути своего, пусть и небольшого, путешествия.
1 декабря в соседней стране вступили в силу изменения в Правила дорожного движения.
В центре Гродно нарушителям парковки уйти от наказания станет сложнее.
Ежедневно Реестр автомобильных перевозчиков пополняется на 250-300 водителей.
58-летний житель Волковысского района захотел дополнить свое водительское удостоверение новыми категориями.
В субботу, 30 ноября, на Партизанском проспекте в Минске произошло ДТП.
Выпал снег/не выпал, а резину на зимнюю сменить надо обязательно. И ездить на ней минимум до 1 марта.