| Onliner.by
| Onliner.by

Мнения о грядущем повышении цен на авто: утильсбор в Беларуси могут поднять уже осенью, недолго осталось и 140-му указу?

Пока что в Беларуси ставки утильсбора сохраняются прежними — такими, какими их утвердили в 2021 году. В то же время в России их резко повысили с 1 августа этого года (плюс около $1,5 тысячи для «бюджеток»). Возникает логичный вопрос: Беларусь на очереди?

На волне законодательной борьбы с перекупщиками и защиты внутреннего рынка можно задуматься над еще более острым моментом: долго ли в таких условиях просуществует 140-й указ о льготной растаможке? Журналисты Onliner попросили высказаться по этим вопросам игроков рынка новых и б/у машин, а также представителя белорусского автозавода.

О чем говорим?

Утильсбор в Беларуси для физлиц при привозе стандартной легковушки с ДВС (ввезена для личных целей, вне зависимости от объема двигателя) сейчас составляет: 544,5 рубля для авто до 3 лет; 816,7 рубля для авто старше 3 лет. За машину, достигшую 7-летнего возраста, придется заплатить 1225,1 рубля утильсбора.

В России повышение утильсбора стартовало 1 августа. Суммы выросли в 1,7—3,7 раза. Это коснулось новых и б/у автомобилей, импортируемых юрлицами. Исключение сделано для частных покупателей при трех условиях: машина остается в собственности в течение 12 месяцев; физлицо ввозит не более одной машины в год; объем двигателя машины не превышает 3 литра. Участники рынка РФ не скрывают: дополнительные расходы планируют переложить на потребителей. Меру объясняют защитой внутреннего рынка, борьбой со сверхприбылями перекупщиков. Несложно предположить, что все автомобили, кроме произведенных в стране, подорожают. А автоконцерны с локальным производством получат промсубсидии, компенсирующие уплату сбора.

140-й указ стал форточкой возможностей после шокового подорожания в 2011 году таможенных пошлин на ввоз легковушек. Документ появился в 2019-м, согласно ему инвалиды (1-й и 2-й группы), а также многодетные семьи могли рассчитывать на 50%-ное возмещение один раз в год. Нельзя исключать, что многие льготники воспользовались возможностью для собственных нужд. Но и нет смысла отрицать, что большинство льготных оформлений осуществляется для третьих лиц: перекупщиков или реальных покупателей (в том числе из России). Сразу же, еще в 2019-м, появились люди, предлагающие пригнать и оформить машину на многодетную семью. Начиная с 2022 года, в условиях дефицита автомобилей в салонах дилеров, ввоз из-за границы достиг 80% от всего рынка купленных в РБ легковушек. Игроки рынка заявляют прямо: огромная доля поставленных в Беларусь из Европы и США машин оформляется именно по 140-му указу.

Алексей Ваганов, руководитель СП ЗАО «Юнисон»: 140-го в следующем году уже не будет

— Ожидаем роста утильсбора в Беларуси начиная с осени, с сентября. Поэтому намерены освоить крупноузловую сборку на белорусском заводе «Юнисон» кроссоверов VGV. Таким образом (с локальным производством) будет возможно обойти повышенные ставки утильсбора в России, что сделает автомобили дешевле для конечного потребителя.

Сейчас основной доход многих дилеров — на сервисе и продаже подержанных машин. Считаю, на таком бизнесе сильно не протянуть. Думаю, до конца 2023-го или в следующем году могут отменить льготы для физлиц по 140-му указу. Для официальных дилеров эта льгота — проблема. Этот вопрос уже поднят, нас поддерживают. Потому что и бюджет недополучает налоги от официальных дилеров, и автомобили достаются не льготникам, а разными путями уходят в Россию. Они даже не остаются на внутреннем белорусском рынке. Есть понимание, что этот вопрос нужно решать. Соцподдержка нужна, но не в ущерб. В этом году будет продано в лучшем случае 17—20 тысяч машин. Это совсем не показатели конца 2010-х, когда продавалось 50—70 тысяч ТС. Нужно пройти определенный путь и убрать эти преграды.

Представитель компании в секторе содействия по подбору и доставке авто из-за рубежа: тему поднимали не раз, но пока нет каких-то действий

— Если говорить, что утильсбор защищает внутренний рынок, то он должен быть. Должна нормально работать цепочка между дилером и производителем, но сейчас в Беларусь поставляются далеко не все автомобильные бренды. Было бы правильным понимать, что именно хотят защитить. Скажу, что сейчас объем продаж и в нашем секторе упал процентов на 30: это и сезонность, и падение курсов российского рубля, и общая нестабильность на фоне повышения утильсбора. Понимаю, что и в Беларуси вслед за Россией могут повысить утильсбор — как говорят, по накатанной. Все же единое таможенное пространство, поэтому не исключаю такой возможности. Повышение утильсбора в России вторит требованиям 140-го указа, а именно ограничивает действия перекупщиков.

Думаю, решение упразднить 140-й указ могут лоббировать официальные дилеры, которые потеряли часть клиентов — те переключились в поисках машин на импорт из США и Европы. Но нужно понимать, что последние три года — буквально с момента появления льготы — постоянно говорят о ее отмене. Однако этого до сих пор не происходит. Вероятно, когда-то это случится, но, учитывая общие условия рынка, текущую ситуацию (и с платежами, и с пересечением границы), не в самое ближайшее время. Сегодня остается актуальным дефицит автомобилей, который нужно удовлетворить. После того как это будет сделано, 140-й просуществует недолго. Вопросы стоит решать по мере их поступления. Если отменят — будем разбираться. Исключать такой поворот нельзя.

Сергей Варивода, председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации: утильсбор точно поднимут, а вот изменений 140-го пока не видно

— Безусловно, повышение ставок утильсбора в Беларуси произойдет, поскольку это решение со стороны России требует аналогичного ответа в нашей стране. Мы находимся в составе единого рынка, движение товаров (в том числе импортных автомобилей) во многом гармонизировано. Если Россия повышает входные барьеры на свой рынок, то и Беларусь сделает подобный шаг. Насколько они повысятся у нас, будет ли рост идентичен российскому, это отдельные вопросы правительству. Белорусскую автомобильную ассоциацию больше интересует снижение барьеров на движение товаров внутри ЕАЭС. Пока пусть и незначительный, но существует утильсбор при ввозе авто из РФ в РБ (например, за Haval российской сборки нужно платить 544 рубля). На наш взгляд, было бы логично убрать внутренние (для Союзного государства) препятствия при выстраивании внешних, если мы говорим о защите внутреннего рынка. Также для дилеров болезненны ставки для категории N1, под которую подпадают и пикапы — 6534 рубля. Есть опасения, что при поднятии ставок эта сумма значительно вырастет.

Что касается 140-го указа, то мы последовательны в этом вопросе. Считаем, его необходимо скорректировать.

Во-первых, закрепить использование авто в личных целях — ввести, как это уже было когда-то, 2—3-летний запрет на отчуждение ТС. То есть прописать невозможность перепродать или подарить пригнанную и растаможенную по льготе машину на какой-то относительно длительный период. Во-вторых, в указе есть два варианта получения льготы: сразу при оформлении таможенной процедуры либо уже после. Ассоциация предлагает разрешить льготу только с возвратом средств. То есть при получении автомобиля нужно будет заплатить 100% растаможки, а позже (в течение финансового года при подаче декларации) половина суммы вернется на карту лица, оформлявшего автомобиль. В таком случае перекупщикам было бы невыгодно пользоваться 140-м указом.

Дискуссия о корректировке указа ведется уже не первый год, но пока не видно встречного движения со стороны уполномоченных органов. Потому у нас нет оснований предполагать, что документ будет отменен или даже изменен. Указ работает, снимает проблемы с предложением автомобилей на внутреннем рынке, не допускает существенного роста стоимости машин. Но есть и цена, которую платит за его существование наша экономика. Считаем, что каждое привезенное через альтернативные каналы ТС — это минус один автомобиль, произведенный на конвейере отечественного производителя.

По итогам республиканского смотра-конкурса Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь...
Сегодня пятница, но все мы знаем, что выдыхать после рабочей недели рано: завтра – рабочая суббота. Погода нашёптывает ч...

Ввоз более 50 кг гашиша из Евросоюза на территорию ЕАЭС пресекли брестские таможенники.

Мостовские правоохранители установили факт хищения топлива на одном из предприятий района.

Следите за нами в соцсетях