Анастасии из Гродно – 26 лет. Вот уже два года она вместе с мужем работает в парном экипаже на большегрузе: колесят по Скандинавским странам и удаленно строят дом мечты в Беларуси.
Журналист av.by пообщался с дальнобойщицей. Как устроен семейный быт в кабине, как распределяют обязанности в каденции и сколько можно заработать за сутки?
Из воспитателя – в дальнобой!
После окончания университета гродненка Анастасия получила должность руководителя физического воспитания в детсаду. Собеседница признается, что там устраивало все, кроме зарплаты.
– Когда мне оставалось где-то год отработать в дошкольном учреждении, мой муж пошел трудиться на фуре.
Он мне высылал фотографии с невероятными красотами, и я поняла, что тоже безумно хочу это все увидеть!
Девушку не покидало желание быстрее дождаться отпуска и посмотреть на все своими глазами. Но однажды супруг Насти позвонил и предложил… пойти отучиться на категорию С, а потом и на Е. Вот так поворот!
– Он рассказал, что за пару недель встретил много семейных экипажей, которые работают на автопоездах. Я сначала отказала: в ГАИ после получения прав категории В я больше ни ногой! – вспоминает первый опыт приобретения в/у девушка. – Но потом взвесила все плюсы и минусы и подумала: надо рискнуть. И через день уже записалась в автошколу.
Самым сложным, говорит белорусская дальнобойщица, было признаться в этом родителям. Как ни странно, мама с папой поддержали и сказали: «По крайней мере, это интересно. Пробуй!»
За первую каденцию – 12 стран!
Вскоре Анастасия закончила автошколу безопасного вождения. И отправилась в свой первый семейный рейс с мужем:
– Первая каденция началась в Литве. Это великолепные воспоминания! Каждую смену я смотрела только в окно – любовалась пейзажами. Я радовалась всему, что видела… А муж что? Он к этому уже привык и неспешно крутил баранку, – рассказывает Настя. – Каденция была самой лёгкой, потому что, конечно, супруг решал все рабочие моменты сам, а я лишь рулила свои положенные девять часов. Оказалось настолько лайтово, что я подумала: «Почему все не идут в дальнобой? Это же так просто!» Увы, реальная работа вскоре расставила все на свои места.
– А помните эмоции, когда впервые сели за руль большегруза?
– Конечно! Разве подобное забывается? Так получилось, что мы уже были в Польше, и, когда настало мое время отправиться в рейс, мы ехали не по автобану, а по национальной дороге. Она такая узенькая, такая кривая! Мне было очень страшно, я боялась глаза отвести от дорожного полотна и даже посмотреть на время. Каждые 15-20 минут спрашивала у мужа: «Сколько мне еще ехать?»
– Тогда я пробыла за рулем фуры где-то четыре часа, но устала так, словно на заводе отпахала двенадцать. Ладошки все вспотели, тело напряжено, мышцы натянуты как струны. В общем, впервые самой управлять грузовиком было очень сложно, но когда на место водителя села уже во второй раз, стало намного легче!
– Курьезные случаи были?
– А как же! До сих пор над одним смеемся. Приехали мы на выгрузку, подъехали под рампу и поняли, что одну дверь в прицепе не можем открыть: мешает рядом стоящая машина. Я зашла в прицеп и решила попробовать достать груз с одной открытой дверью. В итоге он встал между дверьми! А я осталась в прицепе и выйти не могу, так как груз перекрыл выход... Муж сказал: «Жди, сейчас приду!» Через пару минут я понимаю, что машина начинает катиться (мы ведь стояли на горке). Я сильно испугалась, а выйти не могу: груз мешает! Я кричала во всю силу, а грузовик едет дальше и набирает скорость. Грузчики смотрят на меня и ничего не делают. Я уже начинаю на них орать, мол, что вы стоите, олухи, фура же катится! Но тут приходит мой муж и спрашивает: «Ты чего вопишь? Я машину отогнал, чтоб дверь вторую открыть!» Было очень страшно, а потом очень смешно и стыдно перед ребятами.
– А неприятности на пути встречались?
– Бывало всякое, но незначительное – мы это уже прожили и забыли. Помню, загрузили нам мандарины, одна палета оказалась кривой и еле стояла. Я ее сфотографировала, мы разместили поддон и поехали на выгрузку. А при выгрузке он упал, и 60 кг фруктов оказались на полу! Мы с мужем их попытались собрать, складывали вручную в коробки. В мандаринах было все! Но благодаря тому, что до загрузки я сделала снимки палеты, где видно, что она кривая, ответственность за этот случай с нашего экипажа сняли.
– В каких странах лучшие автобаны?
– Они везде неплохие, но со своими нюансами. В Швеции и Дании, например, самые широкие, так как там ездят фуры, которые значительно длиннее наших. В Германии хорошие дороги, но немцы постоянно что-то ремонтируют, много заторов из-за этого. В Норвегии отличные автобаны до Осло, а потом везде идет одна полоса, и я бы сказала, что проезжая часть узкая. В Бельгии мне не нравятся трассы: там может с сиденья выбросить – настолько неровная поверхность. А вот в Польше просто хорошие дороги.
– Цена дизеля в разных странах? Замерзала ли солярка когда-нибудь в лютый мороз?
– Нас это, конечно, мало интересует, так как мы оплачиваем карточкой фирмы. Но мы всегда заправляемся в Нидерландах или Бельгии – тут цены поменьше. В Нидерландах – 1,608 евро; Бельгии – 1,658; Дании – 1,676; Швеции – 1,939; Норвегии – 1,712. У крупных фирм есть свои скидочные карты, и, так как большие объемы заправляем, определенные проценты потом возвращаются. Зимой солярка не замерзала: в Скандинавских странах в нее добавляют разные вещества. Если, конечно, заправиться в Испании и приехать в Норвегию, то испанское топливо может замерзнуть. Но и у нас объем баков большой. Один бак – 430 литров, второй – 820. Если в нем много солярки, то даже испанской будет сложно замерзнуть.
– Почему именно скандинавское направление?
– У меня выбора особого не было: где работал муж, туда и я. Но теперь скандинавское направление – это просто моя любовь. Когда мы меняли работодателя, главным критерием были поездки именно по Скандинавии. В предыдущей фирме мы катались в основном в Скандинавских странах, но также почти по всей Европе. Сейчас наше направление – Нидерланды, Бельгия, Германия, Дания, Швеция, Норвегия. Скандинавия – это невероятные виды, только ради таких пейзажей я готова терпеть все трудности.
– Например, в Норвегии сложно из-за дорог: они узкие и виляющие, обзорность маленькая, трасса всегда прячется за поворот, а что за ним – ты не видишь. Там может нестись фура по узкой дороге, где проехать способна только одна машина, а может стоять стадо оленей. Зимой еще сложнее! Норвегию не пройдешь без цепей на колесах! Страшно, когда вроде небольшой подъем, а на полпути машина начинает буксовать и ехать не хочет. А если дашь чуть газа, ее стягивает с дороги на обочину, которая вся в снегу и, скорее всего, с небольшим обрывом. В эти моменты жизнь проносится перед глазами!
– В Норвегии часто грузовые машины падают на бок: дорога узкая, надо разойтись со встречной фурой, ты берешь правее, цепляешь колесом обочину, и все – сделать ничего не можешь. Грузовик становится неуправляемым и едет в кювет. Тогда все деньги, что за месяц заработал, из своего кармана отдаешь на «викинг» – это специальная машина, вытягивающая фуры из кюветов или с обрывов. Такое случалось у нас на глазах.
– Зато в Скандинавских странах меньше воруют груз и дизель, там поспокойнее обстановка. И тут часто передвигаешься на паромах, где бесплатный шведский стол и отдельная каюта с санузлом. Бывает даже сауна с джакузи!
– На какой машине работаете сейчас и ездили раньше? Какая марка больше понравилась?
– Ездила на DAF, Volvo, Mercedes. Каждая хороша по-своему. DAF – отличная машина для экипажей. Кабина очень вместительная, и там большие спальные места, но часто на панели появлялись разные ошибки. Например, на кочку наедет – и уже БК сигнализирует, что ABS не работает! Из-за этого автоматически отключается круиз-контроль. Volvo – мощный тягач, но кабина в нем очень маленькая, вдвоем там весьма сложно жить. Чаще всего нам попадается «Мерседес» – субъективно это золотая середина. Сейчас у нас Mercedes-Benz Actros 1853 LS без зеркал. Вместо них стоят камеры на улице, в кабину выведены планшеты, заменяющие зеркала. Сначала было очень неудобно и непривычно, но со временем приспосабливаешься ко всему.
– Как налажен ваш быт с мужем в кабине?
– Мы находимся вдвоем с супругом 24/7 в маленьком отсеке, и это крайне сложно! Знаю, многие семейные пары после такого труда даже разводятся. Однако рабочие дела мы стараемся делить пополам. Как в большинстве семей, так и у нас: жена отвечает за уют, уборку, стирку, готовку. Но с последней мне очень помогает муж. Ему это весьма по душе, а я только за!
– Как готовите еду?
– Раньше было сложнее: мы возили с собой газовый баллон и плитку. Это, конечно, очень опасно. К тому же на ходу ты обед не сваришь, всегда приходилось думать заранее об этом и готовить заранее. Теперь мы используем мультиварку: подключили инвертор и туда включаем розетку. Но мы часто бываем на базе, а там есть кухня и плита. Хотя привыкли к мультиварке и даже на кухне готовим в ней.
– А про зарплату в дальнобое расскажете? И часто ли приходится платить штрафы?
– Доход зависит от многих факторов. Даже от того, какой полуприцеп ты возишь. Например, у нас так называемая штора. А есть полуприцепы, перемещаемые автомобилями. Зарплата при работе на них будет намного отличаться от нашей! Бывает, еще роль играет направление. У трудящихся на скандинавском, особенно зимой, зарплата выше, чем у ездящих по Европе. Если говорить про такой полуприцеп, как у нас, и наше направление, то в среднем выходит 78-90 евро в сутки, выходные также оплачивают.
– В общем, платят за сутки. Еще важно знать: если в машине работает парный экипаж, то сумма не делится пополам, а каждый получает, например, по 85 евро в сутки. Но и не надо забывать, что цены на продукты тут выше, чем дома. Штрафы в Европе тоже очень большие, хотя некоторые помогает оплатить фирма. Но мы пока ни разу крупный штраф не платили – и, надеюсь, не придется.
– Пейзажами, думаю, вы уже налюбовались. Не было желания сменить работу?
– Пока что нет. Я ведь сюда пришла не просто мир увидеть и с мужем побыть, но и за зарплатой. Достроим дом мечты, а там будет видно!