Вот-вот должна начаться реконструкция двух старинных казарм, расположенных на улице Щорса №2 и №4 в Гродно. Исторические постройки-близнецы за полтора года превратятся в жилые дома повышенной комфортности.
Пока на объект еще не заехали строители, журналисты «Вечернего Гродно» сумели прогуляться внутри пустующих построек, чтобы показать, в каких условиях тут жили люди еще пару лет назад и что там происходит сейчас.
Одна из казарм недавно горела
Еще на подходе к «четверке» можно столкнуться с отчетливым запахом костра. Искать источник возгорания долго не пришлось: прямо у входа в «четверку» хаотично были разбросаны обгоревшие доски, а из окон на втором этаже вместо привычных рам со стеклами на посетителей смотрела зияющая пустота и почерневшие кирпичи.
Журналисты "Вечерки" оказались внутри «четверки». Их встречают еще больший аромат пожара и горы мусора под ногами. Под ботинками хрустит стекло, скрепит на бетоне старая штукатурка или кирпич, валяются пустые бутылки и много чего еще.
От входа налево и направо уходят две лестницы, позволяющие подняться в крылья казармы.
На общей площадке между ними журналисты заметили гору из старой мебели и просто досок, многие из которых обгорели. Очевидно, когда в одной из комнат случился пожар, спасатели вытащили из помещения все, что может гореть и складировали на безопасном расстоянии.
Жили в комнатах с общими кухней и туалетом
Казармы на Щорса – не совсем привычные постройки. Огромных длинных расположений (на армейском сленге «взлеток», по аналогии со взлетными полосами на аэродромах) тут нет. Вместо них – комнаты примерно 6 м в длину и 5 – в ширину. А высота потолков тут вообще превышает 3 м!
До отселения в 2021 году в «четверке» жило 49 семей, преимущественно военных. Каждая занимала одну такую комнату. Внутренних перегородок в комнате не было, но жильцы все равно старались разбить жилое пространство на мини-комнаты.
В ход шли легкие строительные материалы: на деревянные бруски нашивалась ДВП, которая затем обклеивались обоями. Так тут появлялись залы, спальни, детские, гардеробные и чуланы для обуви.
На сегодня эти собранные на скорую руку перегородки еще сохранились кое-где, но в основном разломаны и разорваны. Старые обои уже отслоились и сиротливо свисают со стены как огромные коровьи языки. Оконные рамы в основном деревянные, но в некоторых «квартирах» встречаются и современные ПВХшки. И да, найти уцелевшее окно в казарме – нереальная задача. Полы как на коридоре, так и в самих комнатах – деревянные обшарпанно-коричневого цвета.
Как вы догадались, своей кухни и санузла в комнатах не было. Чтобы приготовить пищу, нужно было идти на кухню. Она расположена в самом конце крыла на каждом этаже.
Сходить в туалет или побриться – будь добр, шагом марш в общий туалет с умывальниками. Общественный находился поблизости с кухней.
На третьем этаже – аналогичная картина.
Разве что в одной из комнат натолкнулись на следы жизни: посреди стоял диван, а рядом с ним в качестве стола служила старая тумба, окруженная десятками пустых бутылок. Видимо, какой-то бездомный нашел себе подходящую недвижимость для ночевок и обустроил там импровизированный «номер класса люкс» с мебелью и фотообоями.
Вскоре казармы станут элитным жильем
В мае прошлого года казармы выкупила на торгах брестская строительная компания. Здания будут реконструировать под дома повышенной комфортности. Комнаты превратятся в полноценные квартиры в стиле евродвушек.
Всего в новом ЖК будет 74 квартиры: 30 квартир в «двойке» и 44 жилых помещений в соседней «четверке». Застройщик уже разработал и проект и показал, как казармы будут выглядеть в будущем.
Внутренний дворик между казармами будет свободным от автомобилей.
Под парковку переделают цокольные этажи зданий (12 машино-мест), еще 50 мест обустроят рядом со зданиями. Для жильцов построят игровую площадку, велопарковку, колясочные и закрытую мусорную площадку.
Ожидается, что строительные работы тут начнутся уже этой весной. Процесс реконструкции займет не менее полутора лет.
В тему:
Казармы. 1910-й
Может ли наследник пользоваться машиной наследодателя до выдачи свидетельства о праве на наследство?
По данным белорусских пограничников, чаще всего безвизом пользуются литовцы, латыши и поляки.