Самый популярный автомобиль у белорусов — Volkswagen. По крайней мере, таковы официальные данные Белстата на конец 2020 года. Бренд оставался в лидерах многие годы. В нынешней ситуации статус народной марки, похоже, может перейти к другим брендам — в частности, китайским.
Пусть это немного противоречит привычке автовладельцев, однако времена диктуют новые тренды.
Что импортер немецкого производителя может противопоставить экспансии авто из КНР на белорусском рынке?
Об этом журналисты Onliner спросили у Марины Рудаковой, управляющего Volkswagen в Беларуси.
О поставках и отношениях с заводом
— Обозначим сразу: из-за низкого горизонта планирования мы можем уверенно говорить лишь о первой половине 2023 года. По ней есть точные договоренности и точное количество автомобилей, планируемых к поставке с заводов Volkswagen. С начала этого года мы ежемесячно официально поставляли и планируем поставлять в Беларусь 100—120 новых гарантийных Volkswagen. Завод подтвердил нам эти поставки, и они уже успешно идут. Часть машин приехала в январе и феврале 2023 года, аналогичные объемы поставят как минимум и в следующие 4 месяца. Речь идет как о легковых, так и о коммерческих автомобилях. С гарантией на новые и ранее проданные Volkswagen все в порядке: она заводская и распространяется на все модели, поставленные и реализованные по официальным каналам.
Марина Рудакова, управляющий Volkswagen в Беларуси
— С остановкой заводов в Калуге и Нижнем Новгороде, где производились модели, делавшие основные объемы продаж, в Беларусь прекратились поставки моделей Polo, Taos и Tiguan. В итоге у нас осталась европейская линейка Volkswagen, включающая Touareg, Passat и коммерческие Transporter, Multivan, Сaravelle, Crafter. Выпуск Passat в кузове седан в Европе тоже прекратился. Альтернативой ему стал малоизвестный белорусам Arteon, и мы сконцентрировали усилия на поставках популярных Touareg и всей коммерческой линейки, включая Caddy. Он появится у белорусских дилеров уже в марте.
Архивное фото
О дефиците и очередях на машины
— Новые Volkswagen, будь то легковая линейка или коммерческие автомобили, в дилерских центрах надолго не остаются. Большинство машин продается, как говорят, «с колес». Но мы не говорим об очередях и дефиците. Если человек хочет купить новый гарантийный Volkswagen из числа доступных к поставке моделей, он может отправить запрос любому из дилерских центров. Без внимания его точно не оставят.
Сейчас много говорят об отложенном спросе, сформированном сначала пандемией, затем — напряженной международной обстановкой. Есть несколько факторов, чтобы он из разряда отложенного перешел в реальные покупки. В первую очередь нужна уверенность покупателей в завтрашнем дне. Во-вторых, должны совпасть ожидания клиента и предложения от дилеров в вопросе цены. В-третьих, необходимо насыщение рынка новыми автомобилями, чтобы у тех, кто откладывал покупку, появилась возможность выбора не только из 2—3 моделей. В последние годы официальные дилеры конкурировали и в привлекательных финансовых продуктах (кредит, лизинг), которые сильно способствовали (а в случае с Geely и продолжают способствовать) покупкам. С учетом этих факторов я не думаю, что в 2023 году отложенный спрос начнет трансформироваться в реальные продажи.
О шансах на возвращение бюджетных седанов
— Как импортер Volkswagen в РБ мы понимаем, что уход Polo и для покупателей, и для дилеров, строивших свои планы исходя из запросов масс-маркета, — большая потеря. Поэтому один из основных вопросов, который мы постоянно обсуждаем со штаб-квартирой, — это получение модели, которая по своим характеристикам и цене смогла бы заместить лифтбэк Polo на нашем рынке. Активно прорабатываем и просчитываем разнообразные варианты: включая европейские, индийские и даже южноафриканские продукты Volkswagen. С возможностью адаптации под белорусского потребителя, конечно.
Про ощущения: остается ли Volkswagen по-прежнему народной маркой в РБ?
— На самом деле это и простой, и сложный вопрос. Из того, что мы видим сейчас, все, что мы можем привезти, очень востребовано белорусскими покупателями. Практика сложного 2022-го и первых месяцев 2023 года наглядно демонстрирует, что наш потребитель, как и ранее, любит Volkswagen и готов ожидать прихода своей новой машины. Для него это по-прежнему гарантия, надежность и качество немецкого автопрома.
С точки зрения объемов продаж мы не можем назвать продукцию Volkswagen народной в настоящий момент, но с точки зрения народной любви нам есть чем гордиться.
Так сможет ли Volkswagen что-то противопоставить конкурентам, выжить в условиях экспансии авто из КНР?
— Думаю, да. Конкуренция будет очень высокой, но китайские бренды приходят на наш рынок далеко не с самыми доступными ценами. Есть еще один момент. Если вернуться на 2—3 года назад, несложно вспомнить, как весь мировой автопром обсуждал два ключевых тренда. Первым были электромобили, вторым — переход производителей на выпуск преимущественно SUV. Доступным седанам в этих обсуждениях не оставалось ни места, ни роли. Однако именно они для многих белорусов стали тем самым первым новым автомобилем, который дал возможность на собственном опыте ощутить все прелести подобной покупки.
Что мы видим сейчас, с приходом новых китайских брендов? В большинстве своем они предлагают покупателям автомобили сегмента SUV. В отсутствие большинства европейских марок автопроизводители из Китая приходят на наш рынок с европейскими ценами. Многие из них сгруппированы в одном ценовом диапазоне. И этот диапазон далеко не тот, которого ждут потребители. Плюс отличить друг от друга новые, ранее не известные на рынке автомобили из КНР неискушенному в китайских брендах покупателю порой весьма сложно. Чтобы пошли продажи, просто привезти новые модели недостаточно. Их нужно позиционировать на рынке, идентифицировать и дистанцировать друг от друга. Маркетинговая борьба в этом сегменте наверняка будет очень сильной. Volkswagen в этом случае остаться в стороне не получится.