Большая часть дорожных организаций занимается ремонтом и реконструкцией улиц и автомобильных трасс. Результат их работы – масштабный и очевидный. Но есть мастера, работа которых не такая заметная.
Они изготавливают дорожные знаки.
Строго по ГОСТу 1140-2013
Брака при производстве дорожных знаков практически нет. На каждом этапе – строгий контроль за всеми деталями и надписями. Да и производят их профессионалы с большим опытом, рассказывает "Телерадиокомпания Гродно".
Анатолий Филипович почти четверть века работает токарем на предприятии "Гроднодорожник": ремонтирует дорожную технику и оборудование и делает с оцинкованной стали заготовки дорожных знаков.
– Здесь работа не одинаковая. Я вам скажу, что много головой надо работать, – говорит Анатолий Филипович, токарь цеха дорожных знаков и нестандартизированного оборудования КУП "Гроднодорожник". – У нас ремонтный цех: ограждения вот ремонтируем, барабаны на завод в Колпаках уже отдали. Много заказов.
Много заказов, в том числе, и на дорожные знаки, особенно летом. Бывает, производятся партии в 100, а то и 150 штук. За месяц отправляется заказчикам, дорожным организациям в области, свыше 1000 единиц. В производстве знаков не обходится без современных технологий, а значит и соответствующей подготовки.
– Нарезки круга, квадрата, каймы, буквы для населенных пунктов – это все выполняем на плоттере. А дальше уже идет поклейка этого знака, – рассказывает Лидия Станевская, мастер цеха дорожных знаков и нестандартизированного оборудования КУП "Гроднодорожник".
В ПДД около 2,5 сотен знаков. Ларисе Литковской приходилось делать практически все. Ежедневно она выпускает их штук 50. Женщина шутит: "То, чем я занимаюсь, мне как водителю полезно: клею знаки и повторяю правила дорожного движения".
На самом деле ее работа полезна для всех, потому что знаки – это безопасность на улицах и дорогах.
– Свой результат можно увидеть и на дороге, и в городе посмотреть. У нас мастер хороший – всегда проверит, – говорит Лариса Литковская, поклейщик цеха дорожных знаков и нестандартизированного оборудования КУП "Гроднодорожник".
Лидия Станевская на должности мастера – десятый год. По образованию она техник-строитель. 24 года отработала на "Радиоволне", а потом перешла в "Гроднодорожник". Ее цех выпускает свыше десяти наименований продукции, востребованной своими филиалами и дорожными организациями.
– Мы делаем бункера на асфальтобетонный завод, конвейера, делаем перильное ограждение для дорог, делаем стойки дорожных знаков, делаем автобусные остановки, урны, – говорит Лидия Станевская.
Производство каждого вида продукции нужно знать досконально, подчеркивает мастер. Потому что под ее руководством работают люди, за работу которых она несет ответственность. В подчинении – 8 человек: токари, слесари, маляры и поклейщики. И к каждому нужно найти подход: без команды не будет результата.
В работе бывают разные ситуации, временами и мастер обращается за советом к коллегам и в этом Лидия Евгеньевна не видит ничего плохого. Говорит: "Век живи – век учись".
На городских улицах и загородных дорогах в области установлены тысячи знаков. И мало кто с участников дорожного движения задумывается, где и как они производятся. А тем более не представляет, что задействовано в этой работе всего несколько человек. К тому же не существует профильного учреждения, где готовят производителей дорожных знаков. Их обучение происходит на предприятии. и как показывает время, специалисты получаются высококвалифицированные.