| Автобизнес Иван Кришкевич
| Автобизнес Иван Кришкевич

Перепады температуры, реагенты, но не только. Почему зимой возникают проблемы с тормозами

В число зимних неприятностей у некоторых автомобилистов определенно входят беды с тормозной системой. У кого-то по утрам тормоза "пропадают", кто-то мучается с "прихватившим" ручником, а у кого-то износ колодок повышенный. Почему так происходит?

В вопросе разбирался Автобизнес.

Не тормозит!

Проблема, с которой периодически сталкиваются зимой многие автомобилисты, – внезапно "пропадающие" тормоза. При первом нажатии на педаль автомобиль практически не замедляется, но после нескольких повторных попыток все возвращается в норму.

Подобное может происходить по двум причинам.

Первая – мокрые колодки и диски, что случается не только зимой, но вообще в любое время года в условиях высокой влажности (осадки, туман) и может наблюдаться не только после длительной стоянки или мойки, но и во время движения, при проезде по лужам или глубокому снегу. Особенно если тормозные механизмы имеют защитные щитки неудачной конструкции или они вообще отсутствуют. После нескольких срабатываний тормоза просушиваются и восстанавливают эффективность.

Вторая причина – коррозия дисков. Возникающая на них оксидная пленка не обеспечивает необходимых фрикционных свойств, поэтому до тех пор, пока диски не очистятся от нее, хорошего торможения не будет. Чем дольше стоит автомобиль без движения, тем толще может быть слой ржавчины на дисках. Но самое удивительное, что в определенные зимние дни диски ржавеют буквально за ночь! Собственно говоря, вот наглядные доказательства: тормоза двух разных автомобилей после "ночевки" имеют одинаковый вид.

Некоторые автомобилисты считают, что за ночь диски ржавеют, “пропадают” на ходу тормоза из-за "рассолов" на дорогах и что никогда такого не было.

Автобизнес пишет, что эту тему поднимали в прошлом году и выяснили, чем посыпают дороги. Как оказалось, используется галит минеральный марки А – хлорид натрия или техническая соль, а также изготовленная на ее основе ХФА-50 – смесь песка и соли в соотношении 1:1.

В общем, ничего нового на самом деле нет. А рекомендации все те же: просушивать/прочищать диски серией торможений в самом начале движения при первом выезде после многочасовой стоянки, а также после проезда луж или снежных завалов.

Пресловутые "рассолы" на дорогах появляются во время сильных снегопадов, когда в принципе много снега и воды. От этой агрессивной жижи автомобиль лучше периодически промывать. Разумеется, после мойки также не забывать просушивать тормоза парой-тройкой нажатий на педаль.

Держит!

Это, конечно, про стояночный тормоз, причем не только механический, – неприятные сюрпризы может подкинуть и электромеханический аналог. Вариации проблем и причины их возникновения также могут быть разными.

Так, после мойки или при перепаде температур сам механизм или тросы в оплетке может просто "прихватить": на морозе вода, покрывающая детали или находящаяся внутри них, превращается в лед, не позволяя механизмам разжать колодки. Это может случиться и с дисковыми тормозами, и с барабанными, но с последними мороки намного больше, ведь добраться до механизмов, чтобы воздействовать на них, гораздо сложнее.

Как бороться с такой напастью? Отчасти – профилактическими мерами, своевременно обслуживая тормоза и поддерживая их в рабочем состоянии. Скажем, в те же тросы влага просто так не попадает – проблема в изношенных и потерявших герметичность рубашках. Хотя, конечно, замерзнуть могут и совершенно исправные тормоза. В этом случае профилактикой может быть их просушивание все той же серией из нескольких торможений перед стоянкой. Вообще, если планируется длительная стоянка в условиях отрицательных температур, их перепадов, а также высокой влажности, на ручнике машину лучше не оставлять.

Как действовать, если проблема уже произошла и ручник не дает возможности тронуться с места? Можно попробовать разблокировать его, просто двигаясь вперед-назад, – этого может оказаться достаточно. Если же нет, дальнейшие варианты решения проблемы зависят от типа тормозных механизмов на задней оси, а также от того, что именно замерзло.

В случае с дисками все довольно просто: к механизмам легко подобраться, на них можно воздействовать физически, например, при помощи отвертки или другого подходящего инструмента. Вариант – обработать механизмы антильдом. Если же сзади барабаны, известная тактика – обстукивание корпуса молотком. Альтернатива – греть механизмы теплым воздухом или обливать теплой водой.

Более глобальная неприятность не замерзание, а закисание деталей, из-за чего теряется подвижность механизмов и тросов. Собственно причины те же самые, что были рассмотрены выше, просто случай более запущенный, тут влага уже не превращается в лед, а провоцирует коррозионные процессы. Само собой, происходит это не в один момент, обычно после длительной стоянки. Или же заклиниванию предшествуют соответствующие симптомы.

Превентивные меры все те же: просто следите за тормозами и периодически пользуйтесь стояночным тормозом (он выходит из строя в том числе из-за длительного бездействия). Вы скажете, что это противоречит совету не оставлять надолго машину на ручнике. Не противоречит. Надолго не оставляйте. А когда пользуетесь автомобилем, используйте стояночный тормоз во время кратковременных остановок. Например, во время того же прогрева двигателя.

Действия по факту опять же зависят от конструктивных особенностей стояночного тормоза и сути проблемы. "В поле" главная задача – добиться того, чтобы колеса могли вращаться, не были заторможены. Здесь в помощь подходящий инструмент, химия (горячий ключ, та же WD40). Далее ремонтные работы можно перенести в ремзону. Про электромеханический ручник мы в свое время рассказывали отдельно.

ABS и ESP

Рядовой водитель с работой этих систем на сухом асфальте сталкивается разве что в экстренных ситуациях, но на скользком покрытии, которое не редкость зимой, и ABS, и ESP могут срабатывать практически в штатных режимах. Для некоторых их работа остается вообще незаметной, а кого-то, наоборот, пугают странные звуки, издаваемые гидроблоком. И кстати, надо понимать: если у активных водителей ESP срабатывает часто, нейтрализуя пробуксовку колес или возникающие скольжения, то и износ тормозных колодок возрастает, ведь система действует путем выборочных подтормаживаний.

В некоторых автомобилях ESP включает программу электронной имитации межколесных блокировок, что улучшает проходимость. Но если такая логика работы не предусмотрена, система, наоборот, может мешать прорыву через участок грязи или снега, когда неплохо бы проезжать с хорошим "газом", а антипробусовочная система притормаживает колеса, да еще и тяга от двигателя "душится". В этом случае помогает режим частичного или полного отключения ESP – в большинстве моделей такая возможность имеется.

Про принцип работы ABS применительно к зимней специфике отметим несколько моментов.

Первый: работа ABS порой может пугать (система стрекочет, но машина не останавливается), но по факту с этим электронным помощником автомобиль, во-первых, стабильнее в процессе торможения, во-вторых, само торможение качественнее, в-третьих, сохраняется контроль над управлением – вы можете и тормозить, и маневрировать, что на машине без ABS делать заметно сложнее.

По этой же причине отказ в работе ABS (соответственно и ESP) следует рассматривать как неисправность, влияющую на безопасность движения. Ее стоит как можно быстрее устранить.

Кстати, именно зимой вероятность отказа ABS/ESP выше, чем в другое время года. Почему? Во-первых, может происходить банальный сбой из-за того, что снег попадает в колеса. Через какое-то время или после мойки система возобновляет работу. А еще обычно в зимний период выходят из строя датчики скорости вращения колес или же отгнивают провода к ним, что можно связать с агрессивной средой и температурными колебаниями. Вот гидроблоки и управляющая электроника обычно надежны, что радует, ведь эти компоненты куда дороже дешевых датчиков.

Вердикт

Зимой тормоза вроде и не нагружаются так, как летом, но, как видим, нюансов с ними хватает. Особенно в тех случаях, когда вся забота со стороны владельца ограничивается формулой "да я колодки только менял". Да, можно сетовать на перепады температуры, реагенты и элементарное невезение, но, как говорится, где тонко, там и рвется. Так вот, в случае с плохо обслуженной или вообще запущенной тормозной системой это как никогда справедливо.

В марте 8 остановочных пунктов в Гродно сменят свои названия. Так, магазин "Нарочь" на Индурском шоссе станет остановкой...
Уже через несколько часов, в ночь с 29 февраля на 1 марта закрывается пункт пропуска "Райгардас", расположенный с литовс...
Перед вами BMW 7-Series, которая уже как семь лет ездит по дорогам Беларуси с российскими номерными знаками, а ее все эт...
Сегодня, 29 февраля, начальник УГАИ УВД Гродненского облисполкома Геннадий Белявский лично остановил водителей в центре ...
Сегодня начальник ГАИ УВД Гродненского облисполкома Геннадий Белявский проводит пресс-конференцию с представителями СМИ,...
Не секрет, что цены на запчасти за последние два года подскочили в разы. Для Гродно и Бреста особенность еще и в том, чт...
В последние полгода, начиная с автосалона в Мюнхене, пресса и немецкая общественность находятся в состоянии постоянной н...
Весна – традиционное время обновления. Вот и для автомобилистов в первом весеннем месяце будет несколько новостей. Не вс...
Следите за нами в соцсетях