В Гродно выпускают антифриз G12 АЗОТ Фортис. Производство
В Гродно выпускают антифриз G12 АЗОТ Фортис. Производство
| AutoGrodno.by
| AutoGrodno.by

Большой репортаж: как в Гродно выпускают антифриз "FORTIS" и почему не нужно смотреть на цвета антифриза

Вы знали, что в Гродно производят антифризы? Причем всю современную линейку и даже для электромобилей. АвтоГродно побывал в лаборатории производителя антифризов УП "АзотХимФортис". Мы поговорили о производстве, о хитростях маркетологов и некоторых мифах вокруг антифризов.

Оглавление:

Краткая история производства антифризов в Гродно
Чем отличаются антифризы G-серии? Можно смешивать?
Цвет антифриза не имеет никакого значения!
Параметры антифризов
Как маркетологи вводят всех в заблуждение?
Как убеждаться в качестве антифризов?
Планы на будущее гродненского предприятия
Где найти антифризы FORTIS?

Краткая история

Для начала предлагаем разобраться, в чем разница между тосолом и антифризом.

Слово «Тосол» является аббревиатурой от «Технология органического синтеза (ТОС)» отдела НИИ органической химии и технологии, где был разработан состав этой охлаждающей жидкости, а суффикс “-ол” означает принадлежность к спиртам. Со временем название этой марки стало нарицательным. Антифриз — это более широкое понятие, которое используется для определения всех охлаждающих жидкостей. А тосол — одна из его разновидностей. Первый тосол выпускался по ГОСТ 28084-89, и по настоящее время разработчики антифризов используют этот стандарт за основу.

ОАО "Гродно Азот" в 2002 г разработало первый тосол отечественного производства. И с 2003 года по сегодняшний день УП «АзотХимФортис» продолжает производить «Тосол-А40МН», который многие автомобилисты считали «легенарным» и популярным в свое время.

В 2016-2017 году специалисты УП «АзотХимФортис» провели масштабный ребрендинг и выпустили линейку антифризов FORTIS G11 и G12. Возможно, вы и сейчас используете эти антифризы в своих автомобилях – эти автожидкости получили ряд высоких наград.  Сегодня на предприятии освоен выпуск новых видов антифризов G12++, G13 и антифриза G12evo, которые могут использоваться в двигателях внутреннего сгорания и аккумуляторных электромобилях. Из последних достижений – антифриз «FORTIS HD» для многотоннажных грузовиков и спецтехники!

Как в Гродно выпускают антифриз АЗОТ-Фортис. Репортаж с производства и лабораторииЛинейка антифризов FORTIS

Производство антифризов в Гродно

Как в Гродно выпускают антифриз АЗОТ-Фортис. Репортаж с производства и лаборатории

Корреспондент АвтоГродно подошел к конвейерной линии, когда на ней разливался тот самый знаменитый «Тосол А40МН». Охлаждающая жидкость «Тосол А40МН» используется как в грузовых, так и в легковых автомобилях, поэтому этот "первый антифриз" на предприятии делают в больших объемах. Процесс изготовления любого другого современного антифриза выглядит схоже. Разница заключается в составе антикоррозионных присадок. По физико-механическим показателям антифризы отличаются плотностью, щелочностью, температурой кипения и температурой начала кристаллизации.

– Антифриз состоит из трех компонентов. Это этиленгликоль, вода и присадки. Этиленгликоль понижает температуры замерзания, а присадки защищают элементы двигателя и охлаждающей системы от коррозии и накипи. Весь секрет хорошего антифриза в том, чтобы использовать качественную присадку и не экономить на пропорциях компонентов, – рассказывает АвтоГродно Алла Михайловна Дрозд, начальник отдела технического контроля УП "АзотХимФортис".

azothim fortis 2021 01

Чем отличаются антифризы G-серии? Можно смешивать?

Как в Гродно выпускают антифриз АЗОТ-Фортис. Репортаж с производства и лабораторииАлла Михайловна Дрозд

Самые распространенные антифризы для легковых автомобилей - это G11 и G12. Чем они отличаются и как правильно подбирать антифриз для своего автомобиля? – интересуемся у специалиста.

– Общепринятой универсальной классификации охлаждающих жидкостей на сегодняшний день не существует. Чаще всего используется классификация, предложенная компанией Volkswagen, которая предусматривает разделение антифризов на классы в зависимости от используемых присадок. Делятся на минеральные, а также их называют традиционными -класс G11, органические- класс G12, лобридные - класс G 12++ и антифризы класса G13. В присадке антифриза G11 в качестве активных компонентов используют неорганические соединения- бораты, фосфаты, силикаты и др., которые образует тонкую защитную пленку по всей площади двигателя для защиты его от коррозии. Участвующие в формировании пленки активные компоненты быстро расходуются из-за большой зоны покрытия, что обеспечивает срок службы антифриза до 2 - 3 лет.  К этому типу антифризов относится «Тосол».

Антифризы G11 разрабатывались для автомобилей до 2008 года выпуска. В автомобилях после 2008 года выпуска используются антифризы G12, присадка которых создана на основе органических солей карбоновых кислот и называются такие антифризы «карбоксилатными». Присадка антифризов G12 не содержит неорганических соединений и не образует защитного слоя, а адсорбируется только в очагах возникновения коррозии. Расход присадки снижается, а срок службы антифризов G12 увеличивается и составляет 5 лет, - говорит Алла Михайловна.

Специалист поясняет, что G11 и G12 принципиально разные антифризы и их недопустимо смешивать! Кстати, G12 и G12+ это сходные антифризы по составу. А вот антифризы G12++ относятся к новому классу антифризов и называются «лобридными». Их уникальность в том, что в составе присадки содержатся органические ингибиторы коррозии в сочетании с неорганическими соединениями до 10%, в основном силикатами, обеспечивающими дополнительную защиту от коррозии алюминиевых сплавов. Силикаты ингибитора расходуются на образование защитной пленки, а карбоновые составляющие защищают только те места, где может начаться коррозия. Считается, что срок службы таких антифризов может достигать 10 лет.

Антифризы G13 по принципу действия не обличаются от антифризов класса G12++, но отличаются высокими экологическим свойствами и возможностью применения во всех типах двигателей. Но из-за высокой стоимости анифризы G13 не нашли широкого применения даже на европейском рынке. К слову, он настолько дорог в производстве, что не пользуется спросом даже у европейских автомобилистов.  Что касается совместимости, то смешивания антифризов различных классов следует избегать, поскольку взаимодействие содержащихся в них присадок может привести к нарушению функциональности присадки и уменьшению срока службы антифриза, говорит Алла Михайловна. Например, если смешать G11 и G12 произойдет химическая реакция с выпадением осадка или хлопьев, из-за чего произойдет засорение системы охлаждения и потеря антикоррозионных свойств антифриза. Смешивать допускается только одинаковые по составу и классу антифризы, например антифризы G12++ совместимы с антифризом G12/G12+.

Так как при производстве двигателей используют разные металлы и их сплавы, то и защищать их нужно соответствующими антифризами.

Как в Гродно выпускают антифриз АЗОТ-Фортис. Репортаж с производства и лаборатории

В 2021 году "АзотХимФортис" разработал антифриз нового поколения G12evo, который пришел на смену более дорогостоящему антифризу G13. Антифризы G12evo используются в большинстве современных автомобилей Volkswagen Group и применяются в электромобилях. Кстати, объем охлаждающей жидкости в электрокарах в два раза больше, чем в автомобилях с ДВС. Например, для Tesla Model S объем антифриза составляет от 17,2 до 19,8 литров, а у автомобиля с ДВС схожего класса: 7-10 литров.

Цвет антифриза не имеет никакого значения!

– Водители часто обращаются на АЗС и просят им продать антифриз по цвету. Это губительная ошибка. Да, в свое время Volkswagen Group определил цвета для каждого вида антифриза. Но это лишь рекомендации. На практике одни производители антифризов ориентируются на рекомендации Volkswagen Group по цветовой гамме, а другие подбирают красители по своему желанию, какие им нравятся, лишь бы окраска антифриза была стабильной. Например, если мы зайдем в автомобильный магазин, то у антифриза G11 встретим цвета от красного до желтого, зеленого и синего. Поэтому, никогда не смотрите на цвет.

Наше предприятие следует рекомендациям VW Group. Но даже эти рекомендации не всегда однозначны. Например, для G12evo автогигант рекомендует лиловый цвет, но у него 6 оттенков. Как производителям антифризов выбрать нужный?

Вот почему антифриз нужно подбирать не по цвету, а согласно требованиям автопроизводителей, указанным в паспорте эксплуатации автомобиля. Кстати, иногда марка антифриза может быть прописана не только в сервисной книжке, но и на расширительном бачке, – говорит специалист "АзотХимФортис".

Как в Гродно выпускают антифриз АЗОТ-Фортис. Репортаж с производства и лаборатории

– Кто выпускает присадки для антифризов?

– Это большие химические предприятия, которые могут позволить себе разработку и производство уникальных составов присадок, сочетающих семь и более компонентов, обладающих высокими защитными свойствами. Присадка должна обеспечивать защиту не только от коррозии и накипи, а обеспечивать отсутствие влияния на резиновые элементы и способствовать повышению температуры кипения антифриза. На сегодняшний день в Республике Беларусь нет ни одного производителя, — говорит специалист.

Параметры антифризов

– Для определения качественного антифриза - нам важно знать как минимум основные показатели - плотность, щелочность, рН и температуру начала кристаллизации. Эти измерения можно проверить относительно быстро. Определение остальных показателей занимает больше времени, например, тест на коррозию проводится 84 часа экспресс-методом, а на набухание резин – 72 часа, – говорит специалист, показывая примеры измерений.

Как в Гродно выпускают антифриз АЗОТ-Фортис. Репортаж с производства и лабораторииПрибор для измерения щелочности антифриза

– Плотность антифриза – один из показателей качества, который можно измерить вне лаборатории. На многих автосервисах есть необходимые приборы: рефрактометр или ареометр. Зная плотность антифриза, можно определить температуру его замерзания.

Как в Гродно выпускают антифриз АЗОТ-Фортис. Репортаж с производства и лабораторииПроверка плотности антифриза и проверка рН антифриза

Лаборант Юлия показала на примере «Тосола А40МН» измерение плотности на специальном автоматическом приборе-плотномере, где показания результата были выведены на табло прибора - 1,075 г/см3.

– Быстро, просто и точно, – поясняет работу прибора Алла Михайловна.

Потом перешли к измерению рН «Тосола А40МН» на рН-метре. Погрузили электроды прибора в раствор тосола и в течение 5 минут получили результат на табло прибора - 7,9 ед. рН.

– Очень важный показатель, – говорит Алла Михайловна.

По показателю рН можно судить о коррозионной активности антифриза, не зря он нормируется в техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 030/2012.

– Важную роль в параметрах антифриза играет температура кипения. Чем выше, тем лучше для работы двигателя, – говорит специалист. И показывают, как проводят измерение.

Как в Гродно выпускают антифриз АЗОТ-Фортис. Репортаж с производства и лаборатории

Для определения использовали термометр со шкалой от 0 до плюс 200 ºС. В специальную колбу заливали «Тосол А40МН», нагревали, а после закипания снимали показания. В нашем случае кипение началось, когда термометр показал 111 градусов. Норма установлена изготовителем – 108 ºС

Как в Гродно выпускают антифриз АЗОТ-Фортис. Репортаж с производства и лаборатории

Как маркетологи вводят всех в заблуждение? Водителям нужно различать температуру "начала кристаллизации" и температуру "кристаллизации"

С понижением температуры антифриз становится более вязким, медленнее циркулирует и двигатель может перегреться. Согласно техническому регламенту ТР ТС 030/2012 для охлаждающих низкозамерзающих жидкостей температура начала кристаллизации должна быть не выше минус 35°С.

Как ее определить? Перед нами сосуд Дьюара, в емкость которого заливают ацетон и добавляют твердую углекислоту для получения охлаждающей смеси с температурой ниже на 12 градусов температуры начала кристаллизации жидкости. В эту же смесь погружают пробирку, состоящую из двух пробирок, в наружную пробирку наливают ацетон, во внутреннюю пробирку наливают испытываемую жидкость и закрывают пробкой с термометром и мешалкой.

Как в Гродно выпускают антифриз АЗОТ-Фортис. Репортаж с производства и лаборатории

Охлаждая жидкость, специалист Юлия периодически вынимает пробирку и смотрит, когда в ней появится помутнение в виде легкого облачка, образующегося около мешалки – или снежинки, как признак температуры начала кристаллизации.

В нашем случае первая снежинка появилась при температуре минус 42 ºС – этот момент лаборант зафиксировал как температуру начала кристаллизации «Тосола А40МН». До полного замерзания жидкости (или кристаллизации) еще далеко – примерно 4-5 градусов. Пробу охлаждают пока вещество не начнет кристаллизоваться. За температуру кристаллизации принимают температуру, сохраняющуюся в течение процесса кристаллизации.

Как в Гродно выпускают антифриз АЗОТ-Фортис. Репортаж с производства и лабораторииПервая снежинка – температура начала кристаллизации

Производители обязаны указывать на этикетке температуру начала кристаллизации жидкости. Но что делают маркетологи некоторых компаний? Большими цифрами на этикетке указывают температуру кристаллизации, она же температура полного замерзания жидкости.

Такая хитрость работает: автомобилисты с большой охотой покупают продукт с впечатляюще низкой температурой, а по факту покупают продукт с другими техническим характеристиками.

– Что еще может быть не так с антифризами, продающимися на рынке?

– Порой на этикетках пишут завышенную температуру кипения, например, 120 °С. Это тоже маркетинговый ход. Фактическая температура многих антифризов около 115 °С, очень редко встречаются антифризы с температурой кипения 120°С, а переплачивают автомобилисты за маркетинговый ход. Часто встречаются продукты, в которых используются дешевые присадки. Такие антифризы не защищают двигатель

Как убеждаться в качестве антифризов? Независимые тесты!

Продукцию с прилавков автомагазинов тестируют независимые лаборатории по заказу "Госстандарта", "Белнефтехима" и других организаций. Но навести порядок не всегда получается быстро.

– Если в продаже оказываются антифризы, не соответствующие нормам, как выбрать качественный продукт?

– Можно опираться на независимые тесты автомобильных редакций совместно с испытательными лабораториями. Например, есть недавний тест от Онлайнера, – говорит собеседница.

К слову, порой встречаются обзоры и от сотрудников различных лабораторий, как на канале "Патруль Качества" - TOP 7 белорусских антифризов.

Редакция изучила тесты наших коллег. Любопытно, что гродненский антифриз FORTIS оказался на высоких местах, и даже на первом месте в обзоре блогера.

Антифриз для автомобилей с мощными двигателями

– Какие антифризы разрабатываются в вашей лаборатории прямо сейчас? 

– Недавно мы завершили работу над антифризом для тяжелогружённых двигателей грузовых автомобилей - свыше 400 лошадиных сил. В составе присадки используется высокоэффективная комбинация ингибиторов коррозии, которая обеспечивает высокую и длительную защиту от коррозии  металлов и кавитационной коррозии. Охлаждающая жидкость марки FORTIS ANTIFREEZE HD-40 прошла успешно стендовые испытания на "Ярославском моторном заводе"  и получила «одобрение» на применение в системе охлаждения всех моделей двигателей ЯМЗ. На сегодняшний день пошли первые отгрузки в дорожно-строительные управления и автобусные парки. Планируем расширить рынок реализации для использования в 40-тонных тягачах, спецтехнике и военной технике.

Как в Гродно выпускают антифриз АЗОТ-Фортис. Репортаж с производства и лаборатории

Где продаются антифризы FORTIS?

Как в Гродно выпускают антифриз АЗОТ-Фортис. Репортаж с производства и лаборатории

Антифризы УП «АзотХимФортис» представлены в сети АЗС "Белоруснефть", в "Материке", в "Гемме", "1000 мелочах" и других магазинах. Список.

Кроме антифризов, на предприятии выпускают другие технические жидкости, удобрения, сертифицированные в ЕАС канатно-веревочные изделия, широко известные за пределами Беларуси.

Как в Гродно выпускают антифриз АЗОТ-Фортис. Репортаж с производства и лаборатории

Приближается сезон работы на загородных участках, и по этому поводу магазин "Удачник" объявляет большие скидки на всю те...
Эксперты рекомендуют: за окном стабильно +8 °C значит, пора менять «зиму» на «лето». Народная примета: как только денег ...
На кольце Славинского у АЗС Газпромнефть открылась "Робот Мойка" – первый подобный объект в Гродно, автомобили вымываютс...

Хотите сменить свой легковой автомобиль на новый Geely? До конца марта в Беларуси объявлена уникальная акция.

Остается два дня до момента, когда зимние шины станут обязательны в Беларуси. Можно ли за этой время успеть купить шины ...

С 22 ноября по 26 ноября включительно в сети шинных центров "Колесоплюс" ЧЁРНАЯ ПЯТНИЦА!

"Автосеть", один из крупнейших продавцов шин в Беларуси, делает абсолютно бесплатной новую услугу – Специальная гарантия...
29 октября – "День автомобилиста", помните? По этому случаю в ОАО "Гродноавтосервис" 2 недели больших скидок и акций. Сп...
Следите за нами в соцсетях