Выгодно ли привозить шины из Польши? Если да, то какие действуют ограничения. А какие позиции выгодно покупать в Гродно?
С такими вопросами мы вызвали на откровенный диалог владельца гродненского магазина шин. По долгу работы, он внимательно изучает два рынка шин и готов поделиться своими наблюдениями.
- Когда-то польский рынок шин был беспорным лидером. Особенно учитывая возможность возврата на границе НДС в размере до 23%. Но ужесточение норм ввоза, а также новый подход производителей шин и продавцов изменили баланс. Если раньше можно было сказать, что Польша и Литва это намного дешевле, то теперь такого нет. И перед покупкой автовладельцу обязательно нужно изучить цены на сайтах в Беларуси и в Польше, - говорит Гресь Олег, владелец интернет-магазина "ГудГума".
Согласно последним нормам, автовладелец может ввозить раз в два года четыре шины на свой автомобиль. Подробнее об этом можно узнать здесь, но поговорим про "подводные камни".
- Кроме правила "раз в два года", нужно помнить про весовые ограничения. Четыре шины в размерах R15-R16 уже начинают весить более 50 килограмм. В размерах R17 и выше вес комплекта шин почти всегда превышает лимит "50 килограмм", - подчеркивает Олег. - Если человек не был в Евросоюзе последние три месяца, то для него норма перемещаемого товара составит 50 килограмм, если же был чаще, то вес будет ограничен 20 килограммами. Это все значит, что за каждый килограмм сверх нормы придется уплатить по 4 Евро. На этом уже споткнулось много гродненцев, из-за этого для многих шины из Польши стали "золотыми".
Отметим, что узнать вес шин нужно заранее через интернет.
- Можно ли поехать за шинами с другом, оформив две шины на себя, а две на друга?
- Порой так делают. Но тогда желательно и покупать по две шины на разные чеки. Тем не менее, на границе все равно могут возникнуть вопросы и вы потеряете время, доказывая, что одинаковые шины везете для разных автомобилей, - комментирует собеседник.
- Второй нюанс. Нужно помнить, что шины ввозятся по техпаспорту. Если автомобиль оформлен на вашу жену, она должна быть рядом. Оформлять шины нужно будет на нее. Возвращаясь к предыдущему вопросу, добавлю, что ваш друг должен быть собственником техпаспорта, как и вы, конечно же. Также помните, что если в Польше или в Литве переобуть автомобиль в новые шины, то на границе нельзя будет вернуть НДС. Увы, об этом тоже иногда забывают, - подчеркивает Олег.
- Если шины тяжелые, автовладельцам приходится ехать за одной или двумя шинами в следующий раз, а потом еще нужно возвращаться за суммой НДС. Но при этом мы перестали считать, что по 20 рублей тратим на дорогу при каждой поездке, уплачиваем дорогостояющую страховку и теряем много времени, - обращает внимание Олег.
Сравнение цен на шины в Беларуси и Польше
- Уже как года два многие производители шин обратили внимание на Беларусь и осознали, что для нашего потребителя оптовые цены нужно снижать. Так и произошло. В пересчете на валюту, в Беларусь шины поступают по привлекательным ценам. Конечно, есть некоторые позиции которые в Польше стоят дешевле, к примеру, Barum традиционно немного дешевле. Но на нашем рынке можно найти аналоги, которые будут не хуже и стоить дешевле. К примеру Matador, General или Kleber. Первые два, это тот же Continental group, что и Barum, а Kleber принадлежит компании Michelin, - поясняет собеседник.
Цены в польских интернет-магазинах:
Самые низкие цены на шины в Польше предлагают интернет-магазины. У них нет реальных точек продаж, а товар доставляют курьерские службы. К сожалению, такие магазины не оформаляют документ для возврата VAT. Нужно пользоваться услугами посредника, который купит шину самостоятельно, оформит документы для возврата VAT, но попросит за свою услугу 7% от цены БРУТТО.
Возьмем, к примеру, распространенную шину Tigar SIGURA 185/60R14. На популярном польском агрегаторе интернет-магазинов ceneo.pl, шина стоит в пересчете 63 белорусских рубля уже БЕЗ VAT. Еще 5 рублей нужно будет уплатить посреднику. В итоге шина обойдется в 68 рублей. В Гродно такую шину продают за 61 белорусский рубль.
Белосток: Tigar SIGURA 185/60R14 82 H: 63 рубля без VAT + 5 рублей посреднику = 68 рублей
Гродно: Tigar SIGURA 185/60R14 82 H: 61 рубль:
Hankook Kinergy Eco K425 195/65 R15 91 H: 74 рубля + 6 рублей посреднику = 80 рублей (Белосток)
Hankook Kinergy Eco K425 195/65 R15 91 H: 92 рубля (Гродно)
General ALTIMAX SPORT 205/55R16 91 Y: 91 рубль + 8 рублей посреднику = 99 рублей (Белосток)
General ALTIMAX SPORT 205/55R16 91 Y: 105 рублей (Гродно)
Kleber TRANSPRO 235/65R16 115R: 178 рублей + 15 рублей посреднику = 193 рубля (Белосток)
Kleber TRANSPRO 235/65R16 115R: 205 рублей (Гродно)
Hankook VENTUS PRIME3 235/55R17 103Y: 176 рублей + 15 рублей посреднику = 191 рубль (Белосток)
Hankook VENTUS PRIME3 235/55R17 103Y: 198 рублей (Гродно)
Цены в стационарных польских магазинах:
Те автовладельцы, кому сложно оставлять задаток польскому посреднику и затем забирать у него шины, могу сделать покупку в обычных шинных магазинах, которые находятся как на рынке, так и в остальных частях Белостока. В магазинах шина будет дороже на 10-30 белорусских рублей, но документы для оформления VAT выпишут сразу. Для сравнения, мы взяли цены у самого дешевого польского магазина, отняли 23% VAT и получили следующее:
Bridgestone EP150 185/65 R14 86 H: 108 рублей (Белосток)
Bridgestone EP150 185/65 R14 86 H: 85 рублей (Гродно)
Hankook Kinergy Eco K425 195/65 R15 91 H: 83 рубля (Белосток)
Hankook Kinergy Eco K425 195/65 R15 91 H: 92 рубля (Гродно)
Kleber DYNAXER HP3 205/55 R16 94 V: 98 рублей (Белосток)
Kleber DYNAXER HP3 205/55 R16 94 V: 109 рублей (Гродно)
Goodyear Efficientgrip Performance 205/55 R16 91 H: 112 рублей (Белосток)
Goodyear Efficientgrip Performance 205/55 R16 91 H: 117 рублей (Гродно)
Goodyear Efficientgrip Performance 215/55 R16 93 V: 192 рубля (Белосток)
Goodyear Efficientgrip Performance 215/55 R16 93 V: 199 рублей (Гродно)
Чем больше размер шин, тем разбежка в цене становится больше. Но растет и вес шин, а значит за ними придется ездить два раза.
- В Польше можно найти эксклюзивный размер какого-то конкретного производителя, например 295/30 R20 Michelin. Для Беларуси это редкая заказная позиция, а в Европе ее купить проще. Есть категория автовладельцев с дорогими премиальными автомобилями, под которых в Беларусь завозятся премиальные шины. Но на практике, некоторые владельцы таких машин не готовы платить за качественные шины и ищут дешевый "китай". Тогда снова нужно ехать в Польшу. В популярных же размерах разбежка между Польшей и Беларусью минимальна, а часто у нас выходит дешевле. Обязательно учитывайте расходы на бензин, страховки и потерю личного времени, - поясняет свою позицию собеседник.
Олег говорит, что в ответ на польское предложение, в Беларуси почти всегда можно подобрать аналогичную шину такого же класса, но другого производителя по сопоставимой цене. Нужно лишь задать вопрос продавцу "в лоб".
- Добавлю, что в Беларуси на все шины действует гарантия 2 года. В Польше гарантийные случаи решать сложно. Также у нас действует бесплатная доставка шин в любое место и в любое время, - отметил гродненский продавец.
А в какой стране предпочитаете покупать шины вы?
// За подготовку материала благодарим Олега и его интнернет-магазин goodguma.by.