Этот жёлтый «бусик» видел каждый, кто гулял по центру Гродно. И, возможно, вы даже фотографировались у него. Его рисуют местные художники, он попадает на расписные стены гродненских кафешек, около него назначают дружеские и деловые встречи, а многие туристы даже считают его визитной карточкой города на Немане!
И всё это о старом гэдээровском Barkas B1000 1978 года выпуска. Подобные машины массово завозились в Беларусь бывшими военнослужащими из ГДР. В Германии из-за своего двухтактного двигателя такие экземпляры не отвечали новым экологическим нормам, оттого и отдавались за копейки.
Рыбаки возили окуней да плотву, а мы варим кофе!
Чем только не промышлял немецкий «каблучок» до того, как оказался среди главных украшений Гродно! Один из последних хозяев перевозил в нём свой рыбацкий улов: плотву, окушков да щуку. Сколько туда помещалось рыбы, мы уже не узнаем, а вот какой кофе в машине варят сейчас и как из ржавого старья она стал маленькой, но важной легендой Гродно — журналисты av.by спросили.
С владельцем «Баркаса» журналисты, естественно, встречаются у фургончика. Уже за пару метров от него морозный воздух перемешивается с ароматом свежесваренного кофе. У «Жёлтого» традиционно толпятся люди: кто-то выбирает напиток, кто-то — получше ракурс для фотографии, а кто-то просто кого-то ждёт.
Совладельцу «Баркаса» Никите — тридцать пять. В автомобильном бизнесе он уже десять лет. И мы сейчас не про его кофейню на колёсах. У гродненца есть сеть автомоек. С неё-то, кстати, всё и началось.
— Открыв мойку, мы параллельно стали заниматься производством автохимии для таких мест. Вместе с товарищем привозили образцы на объекты. И на одной из площадок увидели кофейню с какими-то горячими напитками. В тот момент на нашей мойке были очень большие очереди. Нам хотелось внедрить туда какой-то сервис, но жаждали чего-то необычного, — рассказывает Никита.
Было решено начать варить кофе в ретромашине. Предложения на рынке изучили быстро, так же быстро нашли желанное авто, купили его за полторы тысячи долларов. Но вот оформлять пришлось довольно долго:
— «Баркас» был зарегистрирован в Светлогорске, а продавался в Наровле. Последние десять лет машина использовалась для рыбалки, и облик у неё было соответствующий, — вспоминает гродненский бизнесмен. — Она оказалась внутри абсолютно пустой — видно, в ней грузились какие-то уловы. Ну и ржавенькой, кривой, косой — снаружи. Технически автомобиль также пребывал в удручающем состоянии: мотор плохо запускался, тормоза практически не функционировали…
Купить — купили, а вот что с ним делать дальше, сложно было представить. При постановке на учёт проявилось одно обстоятельство, из-за которого пришлось даже идти в суд:
— В Наровле, видимо, не совсем понимали, где нанесён номер кузова. И в документах его не было! А в Гродно, когда мы привезли ставить на учёт, эту отметку нашли. Соответственно, нам предъявили, что мы предоставляем в ГАИ не тот автомобиль: вроде бы у нас без номера, но тут он есть! Хотя по косвенным признакам всё сходилось: и цвет, и кузов, и год выпуска! Потом начались суды, где мы пытались отстоять своё право на владение. К счастью, нам это удалось.
Восстанавливать гэдээровский «бусик» пришлось долго — два года. Машину зачищали до металла, проводили сварочные работы. Кузов полностью пескоструился. Затем его обшили пищевой нержавейкой. «Баркасу» даже пришлось нарастить немного высоты, чтобы в нём смог стоять бариста в полный рост.
— Верхняя часть добавлена из стеклопластика, сделана дополнительная крыша. Очень хотелось сохранить харизму этой машины, и надо было гармонично вписать в неё ещё один этаж. Для того чтобы компенсировать такую модернизацию, мы её «опустили». То есть авто на 20 см ниже заводского исполнения.
— А запчасти как искали? Они оригинальные?
— Не все. Есть и «доноры». Некоторые компоненты пришлось покупать за границей — например, оптику. Двигатель оригинальный — двухтактный, трёхцилиндровый. А вот систему зажигания взяли у Daewoo Matiz. Часть деталей приспособили от ВАЗа. Но здесь всё восстановлено, всё работает! Некоторое время мы даже катались на грузовичке по городу, но потом получили стационарную точку — и наши поездки закончились.
— Много денег пришлось вложить в восстановление «Баркаса»?
— Мы в какой-то момент перестали считать! Но это примерно соизмеримо со стоимостью нового автомобиля среднего класса, — с ходу отвечает Никита.
Покоряли даже горы!
Как только «Баркас» привели в порядок, вдохнули в него харизму и красоту, ребята перевезли его на автомойку. И хоть там он пользовался успехом, гродненские бизнесмены понимали: ну не место этому немецкому «джентльмену» здесь. Его бы в народ!
Так и стал жёлтенький фургончик колесить по городским праздникам и фестивалям. Буквально после первых выездных гастролей Никита и его компаньоны осознали: в гэдээровском автомобиле не ошиблись — он ещё многим даст фору и обязательно покорит не одну вершину.
Так оно и получилось. Причём в прямом смысле этого слова.
Фото из личного архива владельца
— Один год мы отработали на «Олимпе» (местный горнолыжный курорт, который действует, правда, пару дней в году. — Прим. авт.). Нас туда затянули ратраком, а все ингредиенты мы подносили самостоятельно. Была договорённость, что и вернут нас таким же способом. Но когда пришло время уезжать, появился тракторист, осмотрел местность и сказал: «Не, ребята, давайте сами. Я горку испорчу, если буду спускать вас», — вспоминает Никита. — Ну и съехали! Я за рулём, а мой коллега стоял внутри и руками держал всё оборудование. Весело было!
Работать на выездных мероприятиях оказалось сложно — и физически, и технически. Но ребят это заряжало:
— Когда трудишься не на потоке, нужно каждый раз готовиться заново: позаботиться и о персонале, и о сырье, и о стаканчиках. Хотя, конечно, это было прикольно: мы угощали кофе заезжих звёзд, фоткались с ними, — рассказывает компаньон Никиты Константин и показывает нам снимки с Тимой Белорусских и другими знаменитостями.
«Купили право аренды за 12 000 рублей»
В это время город выделил для стационарной торговли пять точек в центре. Место на Советской площади было самым лакомым для обладателей всех фуд-траков. За него развернулась нешуточная борьба, которая привела к тому, что ребята таки выкупили с аукциона право на аренду за… 12 000 рублей!
— У нас не было выбора особого. Мы просто поставили перед собой цель: это место должно стать нашим. Городские власти пошли нам навстречу, помогли, а вот местная «архитектура» была против: мол, торговля в историческом центре города портит его вид, — вспоминают ребята. — Но как только мы остановились на этой территории, здесь начали появляться люди, чтоб сфотографироваться. Даже сейчас, пока мы тут с вами стоим, подошли уже три человека для фото. «Баркас» публика приняла просто превосходно, и он отлично вписался в здешнюю архитектуру!
А что там внутри?
Заглянем в салон. Barkas подключён к стационарному электричеству. Здесь есть горячая и холодная вода, которая подаётся под давлением. Для приготовления напитков используют бутилированную.
— Давайте проведём вам небольшую экскурсию и покажем содержимое нашей кофейни, — говорит Никита, подходя к широко открытому окошку. — Здесь у нас есть кофемашина, холодильник для молока, термопот. Это такой нагреватель, который выдаёт воду температурой 94 градуса. Американо нельзя заливать кипятком, поэтому прибор обязателен. Ну и полочки-витрины для продуктов и продукции.
Сейчас в кофейне на колёсах продают несколько видов горячих напитков. В летний период — ещё и холодных. Каждая позиция — авторская. Ребята начинают нам перечислять ассортимент, а потом... предлагают приготовить для нас что-нибудь в качестве дегустации!
— Попробуйте раф с гималайской солью, — говорит бариста Андрей и отправляет заказ девушке за окошком.
Андрей — главный бариста в «Жёлтом». Именно он разрабатывает рецепты будущего кофе, пробует различные способы заваривания и, не поверите, сам готовит эспрессо-тоник. На наши просьбы поделиться рецептом категорично качает головой. Секрет! А ещё здесь делают зимние чаи — натуральные ягодные. Стаканчик полезного напитка стоит 5.5 рублей.
— Мы заготавливаем ягодное пюре, замораживаем его в специальных формочках на палочке. И наши покупатели сами окунают их в кипяток — получается чай, вкусный, полезный, авторский.
«Зимой работаем на зарплаты для сотрудников, летом — на новое оборудование»
Харизма, легендарность, авторские напитки, признание гродненцев — всё это, конечно, хорошо, но уйти и не узнать, приносит ли проект прибыль (и если да, то какую), мы не могли:
— Много чашек кофе здесь у вас покупают?
— Всё зависит от сезона. Зимой, конечно, поток людей небольшой. В среднем продаём 60—70 чашек в сутки. Летом в выходные или праздничные дни можем и тысячу продать.
В «Жёлтом», как и в любом другом заведении, есть постоянные статьи расходов — налоги и коммунальные платежи. За воду ребята платят 1000 рублей в месяц, электричество тянет на рублей 500, а за место приходится отдавать по 300 рублей ежемесячно. На налоги уходит 16 % от выручки.
— А зарплата баристов какая?
— Достойная, — коротко отвечает Никита. — Назвать точные цифры мы не можем, но с уверенностью можем сказать, что она выше средней по городу среди других баристов.
— Затраты хоть окупили уже?
— Расходы на превращение «Баркаса» в кофейню мы окупили примерно на третий год. Но мы постоянно обновляем автомобиль технически. Сейчас, например, у нас уже третья кофемашина. Покупаем новые кофемолки, холодильное оборудование. Зимой мы в основном работаем на зарплаты сотрудников, летом можем себе позволить отложить деньги на новый проект.
— Какой проект?
— Купили ещё один «Баркас»! Он немного не такой, как «Жёлтый». Этот грузовичком был, а тот уже пассажирский. В нём есть окошки — мы их планируем оставить для атмосферности. Ну и тот будет, скорее всего, передвижным. Примемся с ним ездить на концерты, праздники и фестивали. Надеемся, они когда-нибудь вернутся к нам. В общем, хоть и другая история, но как будто продолжение этой, — с улыбкой говорит Никита.