Если сказать "мотоцикл белорусского производства", то в большинстве случаев собеседник подумает про "минчик". Но история отечественного производства куда более витиеватая. Слыхали, например, про мотоциклы "Неман"?
На этой неделе зимний досуг мотолюбителей разбавила "Мотоарена": в салоне провели первую встречу, посвященную истории белорусского мотоциклизма.
"Теоретический курс" Олега и Виталия Гапановичей стартовал с двухчасового рассказа о первом отечественном мотоцикле "Неман" – уверены, что многие про него вообще не слышали, рассказывает Автобизнес.
Все два часа лекции пересказывать не будем, но самые интересные моменты вкратце передадим. Жаль только, что настоящий "Неман" до лекции не добрался. Слишком это эксклюзивная вещь, которую в Беларуси Гапановичам пока не удалось отыскать. Зато они привезли на встречу настоящий велосипед из 1930-х!
Niemen, он же "Неман"
Что вообще за "Неман" такой, а если быть точным – Niemen? Братья Олег и Виталий Гапановичи начинают издалека: мол, в 1920-1930-х годах мир переживал настоящий взрыв мотоциклостроения, каждый рукастый парень пытался собрать байк и поставить на нем рекорд скорости. Марки рождались, могли просуществовать от силы год и тут же исчезали – "в люди" выбивались далеко не все. "Это как нынешние стартапы в IT – их сейчас создают многие в надежде на успех, но кто-то выживает, кто-то – нет", – проводит историческую аналогию Олег. А Виталий дополняет, возвращаясь к двухколесной теме: "То время мотоколлекционеры называют золотой порой, которая теперь особенно ценится".
Например, в 1929 году в Ижевске стартовало производство мотоциклов ИЖ, создатели которых не просто вдохновлялись, но и прямо копировали некоторые лучшие зарубежные решения, подсмотренные в поездках. Примерно в то же время в Гродно начинается производство пока еще не мотоциклов, но велосипедов под маркой Niemen – проще говоря, "Неман". На эмблеме красуется живописный берег реки со стенами старого замка – жители Гродно или те, кто часто бывал в этом городе, легко узнают ракурс.
Основывает "Неман" семья Старовольских. У них еще с конца XIX было слесарное дело, затем они занимались продажей велосипедов разных марок, а теперь решили и сами их делать. Любопытный факт: красили гродненские велосипеды только в черный. "Видимо, у Старовольских была дружба с Генри Фордом", – шутит Олег Гапанович.
Один из велосипедов добрался и до нашей встречи. Его владелец Александр Загородный любезно предоставил экспонат для лекции. Правда, велосипед не совсем аутентичный. Сам он выпущен где-то в 1930-х, но на него примерно в 1950-х установили 50-кубовый 1,3-сильный моторчик, который расходовал около двух литров на "сотню".
"Со временем людям захотелось двигаться быстрее, они стали разрабатывать такие навесные двигатели, – объясняет Виталий. – В нашем случае – двухтактный мотор MAW восточногерманского происхождения. Эти двигатели выпускали с 1954 по 1959 годы. Причем делали не только моторы, но и все навесное: бензобак, рукоятку "газа", а за дополнительную плату можно было заказать еще и фару с задним фонарем".
Старовольские полностью велосипеды не изготавливали – они закупали у других фирм сложные изделия. "А что было своего? Рама, вилка, возможно, руль. Все остальное было привезенным", – уточняет Олег. Тем не менее продукт был успешным, велосипедов каждый год выпускали все больше.
С немецкими и британскими моторами
Благосостояние населения улучшалось, а с ним появился и спрос на мотоциклы. К тому времени в Западной Беларуси уже продавались разные зарубежные аппараты. По словам Олега Гапановича, на дорогах тех лет можно было увидеть и DKW, и Harley Davidson, и Triumph. А как Старовольские дошли до эксперимента с мотоциклами?
“Нохум тогда отучился в Харькове, вернулся и сказал Лазарю: ”Папа, давай попробуем построить свой мотоцикл", – "ретранслирует" исторический диалог Олег. – Семья подумала и пошла по проторенному пути: купила компоненты в Европе, и к 1934 году у них получился, так сказать, "мотовелосипед" с 75-кубовым двигателем Sachs. Буква R в индексе модели расшифровывалась просто – "ровар".
Рамы у "Неманов" были разные, в том числе различались для мужчин и женщин – так называемая версия "дамка". Олег вспоминает, что один такой мотовелосипед нашли лет пять назад у гродненского ксендза. К сожалению, то были не белорусские, а польские коллекционеры.
"Техника была в офигенном состоянии, полностью комплектная! – восторгается историк и тут же огорчает: – К сожалению, сейчас этот мотоцикл находится в музее в Белостоке. Читал, что общественность в Гродно возмущалась, требовала вернуть "дамку", но, как говорится, поздно пить боржоми".
Возвращаемся к истории. У Старовольских дело шло дальше, "кубатура" техники росла. Так появился мотоцикл 100 DS (S – немецкий мотор Sachs, который тогда был среди лидеров на европейском рынке) или 100 DV (V – британский Villers). Мотоциклы тут же “выстрелили” в народе: налог на них был небольшой, стоили они немного, топлива потребляли тоже чуть-чуть, а потому и расходились довольно активно.
В одном только 1939 году Старовольские успели произвести 166 мотоциклов "Неман", причем среди них появились и версии со 125- и 150-кубовыми моторами Villers. Казалось бы, успех: компания на подъеме, модельный ряд расширяется, но – война... К 1944 году завод полностью разграблен, станки вывезены немцами, а помещение они использовали как склад для хранения вещей.
А что после войны? По словам Олега, дела налаживались потихоньку, даже станки удалось установить, но о возвращении к серийному производству велосипедов или мотоциклов уже речи не шло. Максимум, который удалось выжать, – трехколесный детский велосипед, который носил эмблему "Гродно", стилизованную под герб города. Завод же постепенно переориентировали на производство электро- и радиоприборов. "В 1950-х строится новое большое здание, завод изготавливает лампы, и это поворотный пункт в истории", – подытоживает Олег.
Немцы против Niemen
Братья рассказывают, что множество "Неманов" шло на продажу не только в Западную Беларусь, но и в Польшу. Тем не менее и велосипедов, и мотоциклов этой марки хватало и на нашей территории. Куда же они подевались, что теперь коллекционеры не могут их найти? Дело вновь в войне – об этом братьям рассказывал родной дедушка:
"Он вспоминал, что в военное время немцы забирали у населения деревень велосипеды и проезжали по ним танками. Делалось это с определенной целью, ведь на тех же велосипедах или мотоциклах местные жители могли помогать партизанам, связываться с ними. А те экземпляры, которые все-таки пережили войну, впоследствии увезли по польским и российским музеям".
Тем не менее Гапановичам не откажешь в энтузиазме – они полны решимости найти "Неман" в Беларуси. Пока они с улыбкой и даже гордостью показывают скромные результаты своих поисков – детали от старого гродненского велосипеда. Причем одна из них нашлась на чердаке дома в родной деревне!
Кстати, лекции Олега и Виталия в скором времени продолжатся. Следующая тема будет более обширной.
"Поговорим эдак на часика четыре, потому что два – это как-то несерьезно для такого вопроса", – на прощание в шутку бросают Гапановичи.
Что за тема? История минских мотоциклов!
В тему:
Один из уцелевших мотоциклов "Неман" хранится в музее автомобилей в Белостоке.
Корреспондент АвтоГродно навещал этот музей в 2016 году и рассказывал о редком экспонате.