| av.by
| av.by

"Мой первый автомобиль помнит еще Сталина!" Коллекционер из Гродно показал уникальные ЗИМ-12 и "Пассат" 1982 г. в.

Необычным хобби Сергей Мукосей, коллекционер ретроавтомобилей из Гродно, начал заниматься в 1990-х. А сейчас в его личной коллекции 18 автомобилей и мотоциклов из ХХ века – это и легендарный ЗИМ, и известная всем «Победа», военные машины и даже «инвалидка» из советской кинокомедии Леонида Гайдая.

Журналисты av.by напросились в гости к гродненскому реставратору, чтобы самим прикоснуться к истории.

А посмотреть есть на что!

Припарковав машину у частных домов в одном из районов Гродно, журналисты принялись гадать, какое из зданий принадлежит известному коллекционеру ретроавтомобилей. За забором одного строения заметили крыши заснеженных авто, которые в ряд выстроились во дворе. Рядом висит старый якорь и табличка «Музей истории». Сомнений нет – именно здесь живёт знаменитый реставратор, собирающий редкую технику прошлого века.

– Не заблудились? – спрашивает хозяин дома, открывая калитку.

Группа прошла внутрь двора, и с первой секунды возникло ощущение, будто время вернуло их на несколько десятков лет назад. Или они просто оказались на какой-то съёмочной площадке – и вот-вот кто-то скажет: «Камера! Мотор!»

– Ну и что вам тут показать?  – слова Сергея Мукосея возвращают  в реальность. – Вы бы весной приехали – вот тогда и увидели бы всю красоту… Ну ладно, сейчас немного очистим от снега и продемонстрируем вам мою коллекцию. Но не всю – некоторые экземпляры уже отправились на «зимовку».

«Он помнит ещё Сталина»

Хозяин дома сразу ведёт журналистов к чёрному шестиметровому ЗИМ-12. Послевоенный лимузин – его главная гордость. Ведь с него-то всё и началось.

– Это были 1990-е годы. Помню, случайно увидел в газете объявление о том, что продают ЗИМ, и у меня аж дыхание перехватило, – вспоминает Сергей Витольдович. – Я сел за руль своей «шестёрки» и поехал к владельцу машины. Не раздумывая особо, поменял свои почти новые «Жигули» на 39-летнего представителя сталинской эпохи. Многие удивились – как так? Ну а потом, когда начали появляться иномарки и все эти «Москвичи»-«Жигули» отправили на металлолом, настал звёздный час моего ЗИМа!

Тогда в Гродно находилось лишь четыре таких автомобиля, вспоминает он. А интерес к ним был огромный. Их все перепродали за границу за огромные деньги, а Сергей Витольдович свой приберёг:

–  Я пожалел его отдавать – это ведь моё, родное! Много на нём, конечно, не поездишь: он выпивает 20 литров на 100 километров. Но, бывало, отправляешься на нём в город – люди смотрят на тебя с огромным интересом, поднимают руку, показывают «класс», фотографируют тебя, – не без гордости рассказывает коллекционер. – Ну а что? Кругом одни иномарки новые, а тут старичок такой 70-летний едет!

Точной суммы, которую получил бы собственник за уникальный ретроавтомобиль, Сергей Мукосей не помнит, но квартиру за эти деньги можно было купить легко, а то и не одну.

– А вы знаете историю автомобиля?

– Его прежний хозяин рассказывал, что лично пригонял машину из Москвы. По его словам, какой-то генерал армии СССР пользовался. Загляните внутрь – сразу видно, что это правительственная машина, так сказать, лимузин сталинских времён. На ней ездили члены партии и руководство. Министры сидели на заднем диване, а впереди – водитель и охрана.

На этом моменте Сергей Витольдович не стесняется преподать съемочной группе урок советской истории. В 1948 году автозавод имени Молотова получил правительственное задание – разработать шестиместный легковой автомобиль. На создание лимузина давались краткие сроки. И уже в 1949-м он был представлен руководству партии. Сталин дал высокую оценку новому авто, и сразу начался его промышленный выпуск. В первую очередь ЗИМ отправлялся в номенклатурные структуры.Для этой модели были предусмотрены велюровая отделка и богатое оснащение салона: трёхдиапазонный радиоприёмник, часы с недельным заводом, электроприкуриватель с пепельницей. В 1950 году машину запустили в серию. Но стоимость её была сравнима с ценой двух «Побед» и «Москвича-400» в придачу! Так что единственные люди, способные позволить себе такой автомобиль, – это высшее партийное руководство.

– С данного образца я и заболел ретроавтомобилями. А как ещё это назвать? – смеётся мужчина. – Принялся просматривать все объявления в поисках чего-то нового, но старого, общаться с коллекционерами. В моём окружении стали появляться люди с такими же интересами. Мы начали «кучковаться», делиться информацией, вместе что-то искать.

– Сейчас всё просто: зашёл в интернет, загуглил – и вся информация в открытом доступе. А как вы искали такие машины в 1990-х годах?

– Люди рассказывали! Вот, например, водители-дальнобойщики. Они же ездят где-то всё время, замечают, возвращаются и мне говорят, мол, там и там в огороде видел такую-то машину. Всё! Я сразу отправляюсь туда. Тогда эта техника не так пользовалась спросом – многие её считали просто металлоломом. Машины стояли на участках, в гаражах и просто гнили. Это уже после перестройки к некоторым моделям пришла слава. Ну а сейчас-то особо ничего и не найдёшь – всё уже раскуплено, вытянуто и продано.  

Из трёх «Побед» собрал одну!

– А вот и моя «Победа» – главный бренд послевоенной эпохи. Машина была выпущена в 1948 году. Чтобы её собрать, отреставрировать и привести в движение, мне понадобилось три таких автомобиля. Она создана из доноров. У одной взяли руль, у другой – крыло. И так далее.

Машина скомпонована из разных деталей, но только заводских! Здесь и резина своя – «победовская», и мотор тоже свой.

– Советский Союз хитрил как мог, создавая чудо техники. По сути, двигатель «Победы» – это установка от ГАЗ-51, только с двумя отрезанными цилиндрами. В этой модели стоял мощный агрегат на шесть цилиндров, а в «Победу» такой не помещался – вот и укоротили мотор на два, – рассказывает Сергей Мукосей.

Некоторых доноров восстановленной машины пришлось тянуть буксиром – они порогами и днищем уже вросли в землю, вспоминает Сергей Витольдович. Но цель была достигнута. Перед нами – самая что ни на есть настоящая «Победа» из послевоенных времён.

– Вы когда-нибудь подсчитывали, сколько стоит ваш ретроавтопарк? – спрашивают журналисты у коллекционера.

– Нет, – с ходу отвечает мужчина. – Ещё когда ездил на выставки в Москву, видел там некоторые похожие модели. ЗИМ, например, за 100-120 тысяч долларов отдавали, «Волгу» – тысяч за 30 долларов. Ну там состояние, конечно, почти идеальное было, как на продажу. А я свои автомобили к ней не готовлю. Это всё для души, чтобы выехать в город на них, на праздники, людям показать. Если так прикинуть, тысяч сто долларов можно было бы и выручить за мою коллекцию.

К этому времени группа подходит к очередному «железному товарищу», который гордо занял своё место в линейке самых почётных и любимых автомобилей на приусадебном участке гродненца.

– Это ГАЗ-21. Но по паспорту – М-21. Первая модель «Волги-21». Кстати, единственная машина Советского Союза, которая взяла первое место на выставке автомобилей в Брюсселе. После этого она начала продаваться во многих странах. Я её купил у старого приятеля за полторы тысячи долларов. Тот тоже её долго восстанавливал – лет пять, наверное. Кто на ней ездил, мы уже вряд ли узнаем.

Сейчас в коллекции гродненского реставратора насчитывается 18 единиц ретротехники. Это и автомобили, и мопеды, и даже вот такой «прадед велосипеда», как называет его сам мужчина. Сергей Мукосей, подойдя к нему, лихо перекидывает одну ногу через деревянную раму и усаживается на кресло:

– Это я делал для выставки – «машина для ходьбы» называется. Такой вот велоход, когда ещё не было педалей, использовали при Наполеоне. Люди садились, разгоняли устройство ногами, а потом катились, сколько это было возможно. Посмотрел схему в интернете, купил колесницы, а остальное сделал сам.

Около необычного самохода припаркован военный ГАЗ-69.

– Этот автомобиль служил когда-то в полку связи, где перевозил радиостанцию. В 1980-х его списали и продали на «гражданку». Ко мне он попал только лет десять назад. Я его перекупил и принялся реконструировать. Мы с другими реставраторами разобрали полностью кузов, сняли мосты, двигатель. В результате осталась одна рама. Кузовные части были полностью зачищены и обработаны. Пришлось сделать капитальный ремонт двигателя, – вспоминает мужчина.

– А дорого стоит вообще восстановить ретроавтомобиль? — спрашивают журналисты.

– Дорого. На процесс уходит обычно раз в десять больше денег, чем на саму машину. Это раньше та же «Волга» стоила как две квартиры, а сейчас в плохом состоянии она уйдёт за 600-700 долларов. Но в неё надо будет вложить ещё тысяч пять, чтобы она была похожа на машину, чтобы смогла сама ездить и радовать людей, – говорит Сергей Витольдович. – Вот смотрите: у меня тут пять «Волг» стоит, а из них получится только одна, но полностью в родной комплектации.

В другой части двора находятся разобранные и ожидающие своего времени «Волги». Сейчас их реставрация временно поставлена на паузу, но уже к весне в личном автопарке ожидается пополнение.

– Знаете, чем ещё примечательны эти машины? Они поднимаются за бампер домкратом. Вы представляете, какой уникальный этот металл? При помощи простой жестянки может одолеть две тонны!

– Сергей Витольдович, раз уж заговорили про обслуживание. Реставрируете вы их сами, какие-то детали полируете тоже сами. Неужели никогда не обращаетесь с ними на СТО городские?

– Пойдёмте, кое-что ещё вам покажу, – говорит автолюбитель и открывает двери гаража. – Я даже бортировкой шин сам занимаюсь. А что остаётся делать? На городскую СТО приезжаешь – не берут! Станки слабые! Везу на грузовую станцию – они слишком маленькие. Вот пришлось купить своё устройство – советское. Теперь всё полностью делаю сам.

Мужчина широко улыбается и добавляет:

– Ну раз уж мы здесь – продемонстрирую вам ещё одну «звёздочку»! Вряд ли сможете хорошо сфотографировать, но хоть одним глазком увидите…

«Инвалидка Моргунова» из кинофильма «Операция „Ы“»

Сергей Витольдович открывает другую дверь в своём гараже, которую не сразу-то и заметишь. И съемочная группа оказывается в небольшом помещении.

– Вот – моя «Моргуновка»! – говорит коллекционер, приподнимая над капотом маленькой машины плотную клеёнку. – Помните её из фильма «Операция „Ы“»? Там был такой фрагмент. Какой-то мужчина не может выехать с рынка из-за перегородившего дорогу автомобиля и кричит: «Где этот инвалид?» Тогда выходит огромный Моргунов, руками разворачивает машину на 180 градусов, затем его компания усаживается в неё и укатывает.

Назвать полноценным автомобилем такое устройство сложно: под капотом у него мотоциклетный ижевский мотор. В народе авто называли «инвалидками», а когда вышла «Операция „Ы“» – «инвалидками Моргунова».

– После войны в стране было много инвалидов. Поэтому и выпускали мотоколяски для людей без ног. Выдавались они бесплатно на пять лет, затем менялись на новые, – рассказывает Сергей. – Первые экземпляры были трёхколёсными и на поворотах часто опрокидывались. Поэтому новые модели стали четырёхколёсными с откидной брезентовой крышей – словно у кабриолета. Вот этот образец выпущен в 1958 году. Нашли его под Гродно, был полугнилым, а колёса вросли в землю.  

– Сергей Витольдович, а сами вы на чём-то ездите?

– О! Я передвигаюсь на редком, но лучшем автомобиле – Volkswagen Passat 1982 года. У него не работает ни один прибор, но он ездит. Можете себе такое представить? Вот смотрите, сейчас открою капот – и вы всё увидите.

Мужчина одной рукой откатывает авто и поднимает крышку.

– Генератор, стартер, карбюратор – всё рядом и наверху. Никуда не надо лезть. Я поставил здесь газовую установку, и она «съедает» всего 3 литра. А гляньте, внутри какой просторный, салон широкий. Да и в хозяйстве он хороший помощник – тонну груза только так берёт!

На приусадебном участке Сергея Мукосея где только не стоят автомобили и мопеды! Даже в теплице. Многие из них бережно укутаны прочной плёнкой и приготовлены к зиме. Мужчина признаётся, что сейчас не лучшее время для их обзора:

– Вот летом раньше мы часто выезжали на выставки, на праздники. Там можно было и посидеть в них, и прокатиться, и сфотографироваться с ними! Сейчас период такой сложный – всё это поставлено на паузу. А автомобиль ведь как? Он должен жить каждый день, чтобы не сгнить.

– А вы ещё, мы знаем, сдавали свои авто в прокат для свадебных кортежей...

– Да, было дело. Даже как ИП оформлялся.

– И удавалось заработать что-то?

– Ну какой тут заработок? Всё, что получал, уходило на реставрацию. Если покрывал расходы, то уже хорошо. Я же говорю, это болезнь, – улыбаясь, замечает мужчина и в который раз повторяет: – Приезжайте к нам весной – всё вытянем из гаражей, увидите нашу красоту в полном формате!

Время от времени на дороги Гродно выезжают ярко-жёлтые «Жигули» — выглядит, как "капсула времени" из 80-х, со всеми...
Сезон байкеров в самом разгаре. Лихие и где-то даже немного дерзкие, громкие и смелые, они рассекают по городским улицам...
На днях официальный дилер Voyah предоставил читателям АвтоГродно для тест-драйва премиальный кроссовер Voyah Free P...
В этом году Минск радует разнообразием автомобильных фестивалей и выставок. Пожалуй, каждый месяц в Минске в этом сезоне...
В Гродно на улице Белуша работает автосалон нового премиального бренда Voyah. В шоу-руме дилер представил часть мод...
Чтобы продлить срок эксплуатации шин, нужно выполнять ряд простых рекомендаций. Своими наработками и заметками с нами по...
1 и 2 мая в Гродно можно было встретить колонну из автомобилей AUDI TT, в которой были TT от первого до последнего покол...
Наталья Коновега родом из Пружан, ей 23 года. И вот уже пять лет миниатюрная белоруска управляет трактором, лихо рассека...
Следите за нами в соцсетях