АвтоГродно начинает серию статей про интересных и значимых для Гродно людей. Сегодня мы в гостях у основателя одного из самых известных гродненских автосервисов - у Владимира Ромашкевича. Его сервис работает уже более 20 лет - это СТО "Автодоктор". Наш герой рассказал, как пришел к большой станции и что делает после того, как выходит из помещений мастерской.
Мы встречаемся с Владимиром на улице напротив двухэтажного здания автосервиса, которому в этом году исполняется 22 года. При нас в помещениях СТО в ремонте находилось 14 автомобилей. На станции работает 15 сотрудников.
А ведь Владимир думал, что никогда не будет заниматься ремонтом машин.
Как судьба "затащила" в сферу ремонта автомобилей
— Расскажите, как вы пришли к ремонту автомобилей?
— Сильных судьба ведет, а слабых тащит. Меня судьба затолкала. Я закончил школу. До армии оставалось полгода и я решил поработать в ГАПе на улице Пучкова. Зашел, огляделся, ужаснулся и сказал: «Никогда не буду ремонтировать машины. Это ужас: какая грязь, какой шум, это не моё». В конце концов меня судьба пинками к этой теме и подвела. В начале 90-х было сложно с работой. Начал гонять машины. И как-то пригнал неисправный автомобиль, мне самому пришлось его ремонтировать. Причем ремонт был довольно сложным(автоматические коробки тогда ещё никто не делал). И когда я все же отремонтировали машину, почувствовал моральное удовлетворение, меня зацепило. Так я начал заниматься ремонтом автомобилей, стал работать как предприниматель, — рассказывает АвтоГродно Владимир Ромашкевич.
«Если человек хочет получить знания – он их получит»
— Мне было интересно заниматься чем-то сложным, что никто не делает. Есть такое выражение «смелость города берет». В молодости я был наглым, смелым и дал объявление в газету – «ремонт инжекторных машин». Тогда на инжекторные машины смотрели как на космический корабль. Их боялись – и в ремонт не брали. Так появилась первая работа. Было очень сложно, приходилось в гараже чуть ли не ночевать. Параллельно учился на заочном отделении Новополоцкого института по специальности "Конструирование и производство радиоаппаратуры". Как видите, к автомобилям мое образование имеет весьма отдаленно отношение. Хотя и эти знания очень пригодились. В современных автомобилях много электроники.
Начальные знания по устройству автомобилей на самом деле получил в школьном УПК (учебно-производственный комбинат). Если человек хочет получить знания – он их получит. У нас очень хороший был учитель. Ветеран войны, уже в возрасте. Устройство автомобиля он очень хорошо объяснял.
Как говорится «будьте осторожны – мечты сбываются». О постройке автосервиса я начал мечтать, как только понял, что ремонт автомобилей это моё. Проекты сам себе рисовал. Они начали сбываться через какое-то время. Это ведь вторая мастерская, которую я делал своими руками. Первая была на переулке Куйбышева. Купил там старое здание и построил мастерскую на 5 машин: яма, подъемник. Название придумал клиент. Я его помню в лицо, а где он сейчас – не знаю. Можно сказать, что крестный папа «Автодоктора». Вообще, ремонтом машин занимаюсь с 93-го года – без малого 30 лет.
Я работал, копил деньги, продолжал строить планы…
Ездил в Смоленск на учебу, три или четыре раза. Но на самом деле за 2-3 дня много информации невозможно почерпнуть. Так что был немного разочарован. Но все-таки для себя сделал вывод: если получаешь на курсах десять процентов новой информации – это очень хорошо. Основная учеба происходит, когда начинаешь работать руками. Не могу сказать, что курсы дали много, но для начала, чтобы хоть какую-то уверенность в себе получить, завести знакомства и получить возможность посоветоваться по поводу проблемы, подойдет.
«Отдал последние деньги за голые стены»
— В 2006 году купил здание на переулке Победы. Оно было заброшенное, протекала крыша, окна выбиты, ворота со щелями, нет воды, отопления. Я рисковал, на самом деле, очень сильно. Отдавал последние деньги до копейки за голые стены, которые невозможно было использовать. Но мне очень повезло, я нашел арендатора, это был спасательный круг. За плату от аренды я восстанавливал это здание: сделал кровлю, поменял ворота, окна, покрасили стены, плитку положили. Мы сделали приемлемое помещение для работы. Въехали сюда в 2012 году.
— Много было автосервисов в то время, когда вы начинали?
— Когда мы открывались, то автосервисов было очень мало. Весь сервис практически был в гаражах. Постепенно они начали выходить на поверхность. До сих пор большая часть машин ремонтируется в гаражах нелегально. А это значит не платятся налоги. Я считаю, что это не очень хорошо. Здоровый мужик должен работать, платить налоги. Американцы гордятся тем, что они платят налоги, почему мы не должны?
— Каким сегодня стал автосервис?
— В начале у нас было так много работы, что о культуре обслуживания думали мало. Да и мы были некрасивые, грязные, грубые. Времена меняются, и стоит думать о комфорте клиентов, поэтому стараемся сами меняться и автосервис менять. Вот недавно сделали ремонт в столе заказов, сын приглашал дизайнера. Считаю, что неплохо получилось. Стараемся меняться, быть красивыми и вежливыми. Одновременно расширяем нашу компетентность. Раньше я занимался бензиновыми машинами, но потом решил, что нужно двигаться дальше и начал заниматься дизельными автомобилями. Сегодня делаем почти все, за исключением покраски и кузовщины.
— Какими видами работ гордитесь больше всего?
— Однозначно – это дизельная топливная аппаратура. В частности форсунки. Считаю, что делаем неплохо. Форсунками начал заниматься одиннадцать лет назад. Упор делаем на восстановление старых форсунок, так как стоимость новых, к сожалению, большинству наших граждан не по карману. А бэушные бывает еще хуже родных. Таким образом мы конкурируем ценой, стараясь не уступать в качестве.
Владимир рассказывает, что проходил курсы Bosch по ремонту форсунок в Смоленске, а также по ремонту насос-форсункок и пьезо-форсункок Siemens. Раньше ездил в Украину, там очень хорошая школа.
— В Белой Церкви делают оборудование для ремонта форсунок. В Херсоне есть очень сильная мастерская. Но не надо посыпать голову пеплом – мы тоже много чего умеем и у нас тоже есть чему поучиться. Раз в год ездим на выставку «Автотехника» в Москву: общаемся с коллегами, делимся опытом, — говорит гродненец.
«Запчасти чистыми руками собираются на салфетке»
Заходим в цех для работы с форсунками. Владимир рассказывает про оборудование.
— Здесь размещен стенд для проверки форсунок. Работаем со специализированной программой, где находится база данных по форсункам. Оборудование ультразвуковой чистки предназначено для мойки перед сборкой форсунки. Затем чистыми руками и на салфетке. Работа требует идеальной чистоты, почти стерильности, как в медицине.
Также используем микрометры для регулировки параметров форсунок. С их помощью можем отрегулировать зазоры с точностью до тысячных долей миллиметра.
Владимир показывает два стенда для форсунок заводского производства. И два, которые смастерил сам. Первый для проверки, а второй для ремонта. Каждый из них в заводском исполнении стоил бы по несколько тысяч долларов. К слову, в ремонте форсунок основной из инструментов – микроскоп, только с его помощью можно найти многие неисправности.
— Важное значение для персонала имеют бытовые условия. Я это хорошо прочувствовал еще на прошлом месте на переулке Куйбышева. Там были проблемы с отоплением, места не хватало и приходилось часто работать на улице, в том числе и зимой в мороз. Но для меня это был и хороший опыт: я привык к морозу.
«Раньше работал по 12 часов, теперь надеюсь на молодых»
— Чему вы удивляетесь на работе?
— Техника развивается очень быстро. Иногда чувствую, что не хватает знаний. Благо, что есть интернет и всегда есть возможность нырнуть в сеть чтобы поискать там решение технических проблем. Да и парни мои тоже зачастую выручают. Все с опытом. Молодежь эффективнее работает, чем я. Раньше работал по 12 часов, бегал, все горело в руках, еще и ночь мог поработать. Сейчас работаю меньше, надеюсь на своих ребят.
Есть проблема в последнее время – платежеспособность клиентов. Иногда приезжают на неисправной машине, находишь проблему, озвучиваешь цену, а тебе говорят, что нет денег. Но это бывает не часто.
Приятно удивляет, когда работники проявляют инициативу и решают проблему без меня. Многие процессы завязаны на мне. Может быть, это и неправильно. Сын сейчас подключился и львиную долю работы взял на себя – мне это приятно. Когда-то мне помогал отец со строительством мастерской. Теперь я передаю свой опыт и знания сыну.
Сын Владимира - Павел
— Так с вами работает ваш сын?
— Да, причем уже очень давно, он втянулся в эту работу уже более 10 лет назад, когда мы были на Куйбышева. Сначала нам было тяжело взаимодействовать. Но потом мы научились работать вместе и сегодня я полностью ему доверяю. Он любит автомобили и свою работу. В 16 лет под присмотром, но все же смог собрать первый двигатель. Вообще можно сказать, что наш автосервис – семейный бизнес, в бухгалтерии работает моя жена.
«Если не езжу на конюшню три недели – лошади начинают сниться»
Наш собеседник считает, что нельзя все время посвящать работе, нужно уметь отдыхать. Иметь какое-то увлечение. Свое он нашел 15 лет назад. Он занимался в тренажерном зале «Рубикон» и директор этого зала организовывала поездки посетителей на природу для активного отдыха. Одна из таких поездок была на конюшню в Большие Эйсмонты. Так у Владимира появилось хобби.
— Тогда с нами было человек тридцать и десятерым из нас так понравилась езда верхом, что мы начали постоянно заниматься. Начали с манежа, а затем были одни из самых приятных воспоминаний в жизни – туристические походы верхом: костер, палатки, гитара.
Сейчас Владимир ездит заниматься с лошадьми на усадьбу «Острово».
Каждое воскресенье стараюсь выехать покататься верхом. Если не езжу на конюшню три недели – лошади начинают сниться. Я все бросаю и уезжаю к лошадям. Есть любимица – Багира. Это лошадь не для учебной езды, она – воплощение мощи благородства и грации. Как «Феррари» в мире автомобилей. С ней ещё справиться нужно – это и есть большое удовольствие.
— Кстати, привыкнув к морозу на работе, теперь, когда катаюсь верхом на лошади, могу и при 25 градусах мороза провести несколько часов в седле. Так что во всем есть свои плюсы, — улыбается гродненец и показывает зимнюю фотографию из личного архива.
Кроме лошадей у нашего собеседника есть и второе хобби – мотоциклы. Они, правда, на втором месте.
— Как вы пришли к мотоциклам?
— Мотоциклами занимаюсь всего лишь три года. Так получилось, что к нам в "Автодоктор" устроился на работу парень Дима. Он байкер всю жизнь, с детства в мототеме. И он меня «укусил». Купил я мотоцикл в тайне от домашних. Жене рассказал, только когда надо было ехать в Минск на таможню забирать его. Супруга, мягко говоря, была не в восторге. Но пришлось смириться. Кстати до сих пор так ни разу не покаталась со мной.
Ездить очень далеко не люблю . Ведь, на самом деле, мотоцикл и комфорт вещи не совместимые. Много грохота, шума, ветер, но в этом есть своя прелесть. Романтика в чистом виде. Стараюсь на работу на мотоцикле ездить, а если на конюшню – двойное удовольствие. Появился новый круг общения. Байкеры – люди не ординарные, интересные и общительные. Иногда езжу на мото-фестивали.
Ради удовольствия Владимир недавно собрал своими руками трицикл. Правда, во время недавних поездок двигатель вышел из строя, теперь гродненец собирает новый мотор:
«Личные автомобили служат не менее 8 лет»
— Полюбив лошадей и мотоциклы, какое у вас отношение к автомобилям, которыми вы ежедневно занимаетесь?
— К автомобилям отношусь без особого трепета. Это вещь утилитарная. За статусом не гонюсь. Но все же предпочтение отдаю марке AUDI и Volkswagen. В 90-е ездил на Жигулях, потом был VW Golf 2, затем AUDI A6. Сейчас уже 12-ый год езжу на VW Touareg. Все машины служат мне не менее восьми лет. Выбор делаю в основном из соображения практичности и простоты в обслуживании.
«То, что отложено на завтра – не делается никогда»
— Что бы вы посоветовали молодым ребятам, которые только идут в ремонт автомобилей?
— Профессия довольно сложная и ответственная. Современные автомобили с каждым годом все сложнее. Прежде чем идти в профессию, как говорится, потренируйтесь на своей машине. Если понравится, надо получать профильное образование. Недавно приглашали прочитать лекцию в "колледж имени Счастного". Очень понравилось. Там есть все условия чтобы получить профессию.
Также хотелось бы посоветовать работать здесь и не уезжать за границу. Это самое главное. Очень много друзей и родственников уехали или уезжали на заработки. Но жизнь забирает другим. Кто-то привёз деньги, но потерял жену. Кто-то потерял родителей. Они ушли в мир иной в одиночестве, не дождавшись детей, а кто-то потерял детей, для которых родной родитель, за годы отсутствия, стал каким-то не родным. Кто-то потерял здоровье и просто умер преждевременно.
— То есть вы даже не думали о релокации?
— Мне предлагали уехать, говорили, что с моими знаниями и навыками можно хорошо зарабатывать за границей. Но всех денег не заработаешь. Да меня и здесь все устраивает. Когда бывал за границей (по работе или на отдыхе) никогда не чувствовал себя комфортно. Я там чужой и все там чужие. Нельзя жить ради денег – это скучно. Жить нужно ради людей, ради близких, ради общения. Настоящие ценности – это друзья, любовь, уважение окружающих. Кто-то без этого может прожить, а я не хочу.
Кроме того, есть такое уже не модное понятие – патриотизм. Я хочу, чтобы здесь было хорошо жить, и в силу своих скромных возможностей делаю для этого, что могу.
Для молодых, ищущих себя, хочу посоветовать не сдаваться. Редко бывает в жизни, чтобы все шло как по нотам. Приходится и спотыкаться. Надо вставать и идти дальше. Не стоит бояться. И опускать руки.
Ставьте амбициозные цели, достигайте их и не бойтесь мечтать.
И никогда ничего не откладывайте на завтра. То, что отложено на завтра – не делается никогда.
// Автор материала Евгения Дежиц
(с) АвтоГродно
// Перепечатка материала и его фрагментов с разрешения редакции