В сильные морозы 7 читателей АвтоГродно устроили тест-драйв электрического Chevrolet Bolt. Тогда в комментариях нам писали: "Ваша электричка и от розетки не отъедет". Поводы для беспокойства были - утром термометр показывал -20°С. Что ж, может хоть один читатель сможет прокатиться? Встречаемся на парковке "Тринити".
Этот автомобиль для тест-драйва предоставила компания America Motors, офис которой недавно открылся в Гродно, а Bolt стал одним из первых электрокаров, приобретенных компанией из-за океана. Месяц электромобиль эксплуатирует сотрудник компании Андрей. Он с коллегой Константином и сегодня будет с нами рядом.
У Chevrolet Bolt батарея на 60 кВт•ч и электромотор на 204 л.с. Привод передний. Заявлен запас хода в 380 километров - это вдвое больше, чем у популярных конкурентов VW e-Golf, BMW i3 и Nissan Leaf I. А еще и разгон хороший - 7.1 сек до 100 км/ч. В общем, это одни из лучших показателей для электромобилей бюджетного уровня.
Визуально Chevrolet Bolt похож на минивэн: на это намекают высокая крыша и пологое ветровое стекло. На самом деле, это крупный хэтчбек. Дизайн - весьма скромный, без привычной футуристичности для электрокаров. Зато техническое оснащение и "фишки" - на уровне.
- Перед вами Chevrolet Bolt в самой простой комплектации. Но здесь полный комплект подушек безопасности, ксенон, бесключевой доступ, климат, круиз, обогревы зеркал, камера заднего вида, датчик света, мультимедиа с Android Auto и Apple CarPlay, - рассказывает Андрей из America Motors.
- Мы как-то тестировали близнеца Opel Ampera-e, у него была система удержания в полосе.
- Есть и очень технологичные версии Chevrolet Bolt. Например, сейчас мы заказали второй Chevrolet Bolt, у которого уже будет камера кругового обзора, кожаный салон с обогревом, порт быстрой зарядки. В зависимости от пакета опций, могут быть Chevrolet Bolt с датчиками слепых зон, той же системой удержания в полосе, автоматическим дальним и ближним светом, акустикой BOSE и так далее.
Качество салона - приемлемое. Пластик твердый, но все элементы плотно подогнаны друг к другу. В принципе, как в любом другом автомобиле бюджетного сегмента.
Когда садишься в салон, внимание сразу привлекает большой дисплей - чуть более 10 дюймов, яркий и с высоким разрешением. Далеко не в каждом автомобиле с ДВС такой встретишь. В его меню множество настроек. Например, можно активировать "детский режим" и ограничить максимальную скорость электрокара. Есть меню, где выставляются оценки за стиль вождения и выстраиваются графики расхода электроэнергии.
Во время нашего теста на экране было анимированное меню с запасом энергии: на нем во время разгона появлялись стрелки от батареи к двигателю, а при замедлении - от двигателя к батареям. Наблюдать забавно.
На ручке переключения режимов езды можно выбрать "D" или "L".
Режим "L" - максимальная рекуперация - электромобиль замедляется за счет двигателя, который начинает работать в режиме генератора и заряжать батарею.
Езда в этом режиме дарит совершенно непривычные ощущения. При отпускании "газа" электромобиль существенно замедляется, пассажиры даже начинают "клевать" вперед. Замедление предсказуемое. Педалью тормоза можно не пользоваться.
Например, наши читатели проезжали по 6-7 километров мимо светофоров и "лежачих" и в среднем за круг лишь дважды пользовались педалью тормоза.
Сзади места не очень много, для двоих взрослых - нормально, но третьему будет не комфортно. Хотя в Chevrolet позиционируют Bolt как пятиместный автомобиль в виду отсутствия по центру тоннеля.
Старт. Фиксируем заряд батареи
Фиксируем пробег электромобиля до начала теста - 40 713 км. Позже так будет проще перепроверить компьютер. Сейчас он показывает, что Chevrolet проедет 200 км на одном заряде. А если очень постараться - то и 245 км. К слову, со времени подключения к розетке Chevrolet проехал 15 км.
- Возможность проехать 200 км при минус 13ºС впечатляет, - обращаемся к Андрею.
- Сейчас опираться на прогнозы компьютера не стоит. При такой низкой температуре электромобиль еще не эксплуатировался. Компьютер делает расчеты исходя из предыдущей поездки, но тогда было около нуля. Примерно к концу тест-драйва мы увидим более реальные значения, - говорит Андрей.
А вот статистика использования батареи обновляется в реальном времени.
На экране мы видим, что только 53% энергии затрачивается на движение. 36% "съедает" система отопления, а 11% уходит на обогрев самой батареи.
В этом меню показан расход электричества на коротких отрезках и среднее значение
Первым за рулем Chevrolet Bolt оказывается Максим. Он уже больше года владеет Tesla Model X.
- Давайте начнем с плюсов, - обращаемся к Максиму.
- Мне нравится, что рекуперация работает примерно так же, как в Tesla, и даже более агрессивно. Компьютер разделяет потребители энергии - видно, сколько тратим заряда на обогрев и движение, в Tesla такого нет. Здесь меню на русском, что тоже приятно. Управляемость Chevrolet Bolt вполне хорошая. Пробег от одного заряда тоже впечатляет. Если она летом на батарее в 60 кВт•ч проезжает 400 километров, то это очень круто. Но сегодня мы в этом не убедимся. В целом, за короткий тест мне электрокар понравился.
- А из минусов что заметили?
- Нет багажника спереди и мне немного тесновато на водительском месте. В этой версии нет порта быстрой зарядки, оцениваю это как минус, но если живешь в частном доме, то можно особо не переживать. Еще отмечу здесь наличие классического селектора выбора режимов езды и кнопку "Старт-Стоп" - это лишнее, я отвык. В Tesla - сел и поехал, - говорит электромобилист.
Ирина, Renault Twingo, думает о покупке электромобиля:
"Мне понравилось, что электромобиль тихий и быстро ускоряется. С удовольствием бы пересела на такой Bolt со своего Twingo. Единственное, что меня останавливает, это мысль о зарядке. Не представляю как это организовать, проживая в многоэтажке. Минусов в Chevrlet не нашла".
Юрий, Ford Fusion 1.5 ecoboost 2017 (ранее Ford Moneo II и III):
"Впечатлили подхват на низах и постоянная тяга без провалов. Если научиться ездить одной педалью, то получается очень комфортное передвижение. Несмотря на то, что тут греет тэн, в салоне очень комфортно, воздух не сухой. В салоне очень тихо, для города идеальный размер автомобиля. Именной в этой комплектации огорчает отсутствие быстрой зарядки".
Владислав, VW Tiguan и Polo, Skoda Kodiaq, Rapid и Yeti, Toyota Yaris:
"Впечатляют запас хода и отличная динамика, он точно быстрее 90% соседей по потоку. Вопросов к качеству сборки нет. Хорошо, что в базовой комплектации уже есть все необходимое, а ведь еще есть "жирные" пакеты, в которых опций больше, чем нужно обычному автомобилисту.
Настораживает наблюдать за запасом хода - в мороз он "тает" на глазах. Также меня заботят вопросы обслуживания и ремонта, если вдруг что-то случится. И интересна ликвидность на вторичке, когда пробег у нее будет не 40 000 км, как сейчас, а 150 000, например".
Илья VW Passat B7 и Роман Ford Focus I:
"Отметим динамику разгона даже на заснеженной дороге и плавность хода. Во время разгона нет ни малейших толчков, что ощущается на машинах с АКПП. Дизайн вполне современный, поинтереснее Nissan Leaf первого поколения, в салоне тоже приятнее. Рано или поздно все будем ездить на таких".
Валерий, VW Touareg:
"Для своего класса автомобиль хороший, но каких-то эмоций после себя не оставляет. Подвеска показалась сильно зажатой, нагруженной. Я так понимаю, что вес приближается где-то к двум тоннам, как у крупного кроссовера. Шумоизоляция не очень, но так как двигателя не слышно - в салоне вполне комфортно. Ну и дорожный просвет можно было бы сделать побольше".
От себя дополним: клиренс у Bolt действительно небольшой - 12 см. Вес - 1620 кг. Возможно, эмоций от вождения не осталось потому, что погодные условия были не очень хорошими.
Под крышкой капота не багажник, а электродвигатель и электрические компоненты. К слову, они, как и батарея, произведены компанией LG, что говорит о надежности. На форумах пользователи Bolt пишут, что судя по деградации батареи, ее должно хватить на лет 10.
Bolt заряжается от однофазной сети и может потреблять максимум 7 кВт*ч. Таким образом зарядка до полной батареи займет 8-9 часов.
Здесь же замечаем сразу три емкости с антифризами - батареи Bolt имеют водяное охлаждение, а не воздушное, как у многих электрокаров.
Адаптеры. В них нужно разбираться владельцам электричек
Багажный отсек маленький, состоится из двух "этажей". На нижнем замечаем целый комплект адаптеров. Это та новая тема, в которой теперь придется разбираться владельцам электромобилей.
- Они все нужны для зарядки Chevrolet Bolt? - обращаемся к Андрею?
- Нет, но могу рассказать, для чего какой нужен.
Это оригинальное зарядное, устройство адаптированное под нашу вилку и нашу сеть. С его помощью как раз таки и заряжается Chevrolet Bolt.
Это более продвинутое зарядное устройство - есть возможность регулировки силы тока от 10 до 32 Ампер, а также возможность смены вилки для сетей в 220 В и 380 В.
Это переходник для подключения к станциям на 7 кВт*ч 32А.
А это переходник для быстрой зарядки CCS1 - CCS2 на 150 Aмпер.
Анализируем пробег в мороз
Спустя полтора часа тест-драйвов на одометре зафиксировался пробег в 40 760 километров. Наши читатели проехали 47 километров и бортовой компьютер прогнозирует запас хода еще на 128 километров. Напомним, сначала он обещал 200 км пути. Получается, ошибся на 25 км.
Средний расход электроэнергии на 100 км пути составил 34,3 60 кВт•ч. Из опыта Андрея и нашего теста аналогичного Opel, при -2...-3 ºС расход составлял 21-22 кВт•ч. А летом, судя по сообщениям с форумом, этот показатель снижается до 13-17 60 кВт•ч.
- Уверен, 180 километров при минус 15 °С Chevrolet Bolt проедет. Обновленный прогноз компьютера реален, ведь теперь в нем учитывается интенсивный обогрев салона и батареи, достаточно агрессивный стиль вождения, - говорит Андрей.
И это очень хороший результат.
Когда салон и батарея прогрелись, затраты на поддержания тепла значительно снизились: с 36% до 31% и с 11% до 4% соответственно.
Любопытная "фишка": фонари Chevrolet Bolt находятся на крышке багажника и если ее поднять, то сразу включатся фонари на бампере - так что если водитель Bolt воспользуется багажником на трассе, автомобиль будет заметен. Указатели поворотов сразу решили сделать на бампере.
Сколько стоит?
"Как ощущения, сколько может стоить?" С таким вопросом мы обратились к каждому из участников теста и большинство назвали цену в 18 000 USD. Меткое попадание. Стоимость таких электрокаров начинается от 16 500 USD.
Вердикт
Как бюджетный электромобиль, Chevrolet Bolt произвел отличные впечатления. Запас хода - один из лучших показателей в классе. Динамика - тоже. Качество сборки - достойное. Еще бы чуть больше места в багажнике и версию с быстрым портом - бесспорно, был бы отличный вариант.
Но почему Chevrolet Bolt не получил заметного распространения? Например, как BMW i3, который все чаще встречается на улицах Гродно? Ответ подсказывает Андрей.
- Все дело в бренде. Упомянутый BMW i3 покупают намного охотнее из-за логотипа и более яркого дизайна. Хотя, если посмотреть рационально, у BMW i3 меньше запас хода, дорогие шины, дорогостоящий кузовной ремонт в виду обилия композитных материалов и отсутствия центральной стойки. При этом стоимости BMW i3 и Chevrolet Bolt практически совпадают. Более того, модификация BMW i3 REX с бензиновым генератором и запасом в 200 километров стоит еще дороже и требует дополнительного обслуживания бензинового генератора. Chevrolet Bolt по своим параметрам приближается к Tesla Model 3, но здесь еще больше проигрывает из-за шильдика Chevrolet. Это не эмоциональная покупка, однозначно, - рассуждает Андрей.
***
Благодарим компанию America Motors за предоставленный автомобиль.
Консультации по покупке любой техники из США можно получить в чате Viber или по телефонам:
+375 (33) 911-2020 МТС
+375 (29) 187-2020 А1
+375 (33) 913-2020 МТС
+375 (29) 176-2020 А1
На тест-драйв АвтоГродно записалось 60 человек и всех мы не смогли пригласить. Если вам очень хочется почувствовать, что такое езда в режиме рекуперации и какова отдача от педали "газа", то Андрей согласился провести тест-драйв отдельно для нескольких читателей АГ. Звоните по номерам выше.