30 лет Александр Ковальчук из Гродно ежедневно ездил на автомобиле. У него в семье Toyota RAV4 и VW Polo. Вот только первый из них уже год простаивает - Александру подарили электросамокат. С тех пор он полностью изменил свои взгляды на мобильность.
АвтоГродно встретился с Александром и узнал, что происходит.
Наш собеседник был необычным автомобилистом. Он с детских лет занимается радиоэлектроникой, а с 1995 года – проектированием электронных систем всех видов транспорта, профессиональной установкой дополнительного оборудования в автомобили, комплексным тюнингом авто. За помощью обращаются как автомобилисты, так и владельцы катеров и яхт. В общем, он постоянно эксплуатировал и работал с автомобилями.
Александр: "В один момент я понял, что маршрут "дом-работа-дом" и пробки в час-пик начали выматывать. А если добавить затраты времени своей жизни на техническое обслуживание машины, то возникало ощущение, что это автомобиль нанял человека к себе на службу, а не человек облегчил себе жизнь с помощью автомобиля. Единственным удовольствием при передвижении на машине стало хорошее звучание аудиосистемы".
50 лет и ощущение полета
Сначала наш собеседник думал пересесть на велосипед. Одно «но»: слишком громоздкий. Тяжело лавировать в толпе пешеходов. Революция в сознании случилась в мае 2019 года, когда на 50 лет мужчине подарили электросамокат - Kugoo S3.
С тех пор один автомобиль простаивает. Вторым пользуется жена и дети Александра. Зато на электросамокате гродненец проехал уже 2700 км. Основной маршрут – с Вишневца на пер. Дзержинского. Это минимум 16 километров пути каждый день "дом-работа-дом".
Александр: "Я испытываю когнитивный диссонанс, когда становлюсь в пробке на машине. Поэтому предпочитаю электросамокат. Мы с ним хорошо дополняем друг друга. Я получаю одновременно и море позитива, и поддержание физической формы. Люблю движение. Это такой квест, совсем другое отношение к жизни и другое восприятие. На электросамокате испытываю ощущение полета, когда стал – и полетел, не стоишь в пробках, не ждешь, когда загорится «зеленый». Я издалека наблюдаю за светофорами, немного сбавляю темп и подъезжаю к разрешающему сигналу. Попробуйте на дороге так замедляться - засигналят!"
Есть и другие плюсы. Например, не нужно уделять много времени на обслуживание и ремонт, как это происходит с автомобилем. Заправлять и оформлять страховку на самокат тоже не нужно. Если техника хорошего качества, то ей нужна только розетка.
"ЕСЛИ МЫ НЕ НАУЧИМСЯ ЛУЧШЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ МАШИНАМИ, У НАС НЕ СТАНЕТ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НАСЛАЖДАТЬСЯ ДЕРЕВЬЯМИ И ПТИЦАМИ, ЦВЕТАМИ И ЛУГАМИ". Генри Форд.
На вопрос, как быть с высокими бордюрами, ведь Гродно еще не безбарьерная среда, Александр показал - нужно прыгать! Прыжки он выполняет легко. Недели тренировок, пара падений (с кем не бывает?) и впечатляющий результат!
Гродненец отмечает, что, когда перешёл на самокат, вообще перестал болеть простудными заболеваниями. Поездки стали ежедневными, а для холодной поры года он купил специальную экипировку.
Александр: "Это похоже на танцы, когда у тебя работают все мышцы. Я еду не НА самокате, а ВМЕСТЕ с самокатом. При этом чувствую себя очень бодро. Для того, чтобы не ощущать никакого дискомфорта во время движения, я выбрал именно легкий самокат. Он меня хорошо дополняет. Это моя «электронога». Должно быть оптимальное соотношение мощности и веса. То есть если я вешу 77 кг, то мне 350 Ватт мощности вполне достаточно. Если я возьму себе более мощный самокат, то я не буду сам активен. Мой транспорт превратится в такую же «инвалидку», как и машина. Только на двух колесах.
АвтоГродно: "Как вас встречают пешеходы?"
Александр: "Когда проезжаю мимо толпы людей, они не испытывают дискомфорта. Когда едешь на велосипеде, то пешеходы во избежание столкновения разбегаются. С электросамокатом все по-другому. Я ощущаю, что нахожусь в комфортном, гармоничном пространстве, легко вливаюсь в эту толпу и при этом никому не создаю неудобств. Я не доминирую над пешеходами, а передвигаюсь с ними на равных".
"ПОДЛИННАЯ ПРОСТОТА СВЯЗАНА С ПРАКТИЧНОСТЬЮ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬЮ". Генри Форд.
Максимальная скорость, которую набирает самокат Kugoo S3 – 30 км/ч. Есть круиз-контроль. Весит самокат 12 кг. Мощность – 350 Ватт. Заряжается с помощью быстрой зарядки чуть больше часа. Со стандартной зарядкой нужно ждать три часа.
Техническая сторона
Свой первый электросамокат Александр тут же развил - увеличил емкость батареи. Если на базовой проезжал 10 километров без подзарядки, то на обновленной - 25 км. Говорит, что китайцы экономят именно на батареях, пытаясь удешевить стоимость техники.
На первом электросамокате он проехал 2 000 километров. По итогу на колесах стерлись шины, а в прыжке был сломан опорный кронштейн. "С 77 кг веса скакать 2 000 км по бордюрам - какой самокат выдержит?"
Теперь он приобрел еще два таких же. На одном уже проехал 700 км, а из второго готовится сделать полноприводную версию. Уже купил "мотор-колесо" и ресивер.
Александр: "На некоторых улицах приходится подниматься под горку: на Большой Троицкой, возле «Рембыттехники», на Горького. При небольшой мощности сложновато преодолевать большие подъемы. Хотелось бы немного резвее двигаться на таких отрезках. Поэтому решился на небольшой эксперимент. Плюс в непогоду полный привод лучше. Но, главное, помнить про баланс сил - продолжать работать и телом".
АвтоГродно: "Какая погода вас может остановить?"
Александр: "Только дождь стеной, метель и сильный ветер. За год такой непогоды еще не было".
АвтоГродно: "Вы полностью отказались от машины?"
Александр: "Нет, конечно. Когда еду в баню, бассейн или везу тяжелые вещи, то вызываю такси. В неделю около 10 поездок на машине. Ну и, конечно, если нужно ехать в другой город, либо семью куда-то подвезти в деревню, либо забрать. Это бывает нечасто. Для меня самокат настолько удобен, что я беру его с собой в Минск и там передвигаюсь исключительно на нем".
АвтоГродно: "А что с вашим личным Toyota RAV4?"
Александр: "Стоит. Без страховок и ТО уже. Как в том выражении: "И тащить тяжело, и выкинуть жалко".
АвтоГродно: "После поездки на самокате одежда чистая? Где вы его паркуете?"
Александр: "Если ехать по лужам, то на спине может быть пару капель. Но это решается установкой дополнительных брызговиков, я же свой облегчил, минимизировав навесное оборудование. А закрепить его можно где угодно с помощью велосипедного замка с кодом. Я всегда вожу с собой сумку-чехол для транспортировки самоката в сложенном виде. Парикмахерская, кафе и подобные заведения - гардероб с розеткой. Пока ем или стригусь - дозаряжаю. Люблю, когда батарея полная. А вообще, риск кражи минимальный, да и стоимость его невысокая, чтобы грузиться".
АвтоГродно: "Невысокая, это сколько?"
Александр: "У меня самый дешевый и самый популярный за 450 рублей. Его вполне достаточно для старта, хотя диапазон популярных моделей - до 2 000 рублей".
Александр: "Нужно попробовать втянуть электросамокат в свою жизнь. Я влюбился сразу. Движение – это жизнь. А как можно не любить жизнь?"
Общалась и записывала Наталия Морозова. Фотографии Сергея Морозова.
// Перепечатка с разрешения редакции
Читайте также:
Изобретатель из Гродно построил электровелосипеды Pavetra и уехал развивать их в Израиль