Есть ли смысл покупать суперкар и сдавать его в аренду в Беларуси? Подобная бизнес-модель процветает в соседней Польше и дальше - в западных странах. Ее решил повторить обычный парень из Гомеля - Виталий. Для этого он приобрел Ferrari 360 Modena. А на выходных привез машину в Гродно для ремонта. Корреспондент АвтоГродно отправился на встречу и задал Виталию личные вопросы.
Путь к Ferrari
Путь Виталия к Ferrari начался с лет десяти, когда он стал замечать автомобили этой марки в соревнованиях "Формула 1", в фильмах "Скала", "Шоугелз" и про Джеймса Бонда. Позже по чернобыльской программе он ездил в Италию, где по счастливой случайности его 200 метров прокатили на Ferrari 456M GT.
- После той поездки я помню, как целый день у меня с лица не сходила улыбка, а на утро натурально болели "ямочки" на щеках. Эта поездка для меня была круче, чем первый раз с девушкой. Она зародила во мне мечту иметь Ferrari, - рассказывает АвтоГродно Виталий.
Летом 2014 года Виталий отдыхал в Риме, где заметил молодого парня на Ferrari 458 Spider. На стекле того автомобиля была вывеска, что рядом с авто можно делать фото за деньги. Они разговорились, и Виталий узнал секреты бизнеса - как устраивать тест-драйвы по Риму.
- Эта модель бизнеса показалась мне интересной. А что, если применить ее в родном Гомеле? Захотелось рискнуть. Как раз осенью этого года обвалился российский рубль и наши сограждане поехали к соседям за автомобилями. Я решил пригнать оттуда Ferrari. Против были все: от жены и родителей, до друзей и знакомых. Поддержала только сестра. В итоге, еду в Москву. Там осматриваю Porsche 911 и Ferrari 360 с механической коробкой. Разум кричал "Бери Порше", а сердце - "Хочу только Феррари". Ее харизме равных нет и разум пасовал. Страшно ли это? Да, страшно, но это как открыть новые двери, к которым и подойти-то не удается большинству. Это поступок. И у меня смелости равно как и безрассудства хватило, - говорит наш собеседник.
Технические характеристики
Виталий привез в Беларусь Ferrari 360 Modena 2000 года выпуска. У нее бензиновый атмосферный V8 3,6 л мощностью 400 л.с. Механическая коробка и привод на заднюю ось. Ferrari набирает 100 км/ч за 4,5 секунды.
Компоновка - среднемоторная, что дает автомобилю идеальную развесовку и управляемость. Говорят, что дизайн автомобилю придал ветер - 360 Modena интенсивно тестировалась в аэродинамической трубе.
Приезд в Беларусь и первые "хейтеры"
АвтоГродно: "В Беларуси многие сайты написали о твоем бизнесе и в комментариях от людей сквозили недопонимания".
Виталий: "Да, мне казалось, что по приезду в Беларусь, меня встретят с открытым сердцем, что окружающие тоже порадуются за сбывшуюся мечту. Но вокруг появилось много зависти и особенно хейтерства в интернете. Мой бизнес основан на том, что мои клиенты покупают незабываемые эмоции, я продаю им радость. Но один из первых журналистов сделал акцент на фотографиях, хотя главное - это поездки за рулем Ferrari. Ради хайпа мою историю умышленно исказили".
АвтоГродно: "Прошло шесть лет, отношение людей меняется?"
Виталий: "Никак не меняется. У нас люди смотрят и думают: "папка накрал". Никому я не объясню, что когда купил Ferrari, то жил в двухкомнатной панельке и получал и по 300 долларов, когда вокруг были более высокие зарплаты. У меня отношение к хейтерам стало нейтральным. Мне главное, что я и мои клиенты получаем огромное удовольствие от автомобиля. Я для таких работаю. А такое завидное отношение, оказывается, есть и в Англии, в США и в других обеспеченных странах".
Что касается расценок на услуги Виталия, то они следующие: 10 рублей стоит фотосессия с автомобилем (фотографирует Виталий), а час тест-драйва - 200 рублей, заправляет владелец.
Виталий: "Всякий, кто садится за руль, проходит у меня устное собеседование, своего рода "Идиотен-тест". Если человек едет пассажиром, то он просто кайфует, а я для него стараюсь по максимуму раскрыть тайные радости Ferrari! Довольны всегда, и шесть лет тест-драйвов показали, что управлять Ferrari - это совершенно непривычные и позитивные эмоции. Она дарила кайф как профессиональным раллистам, так и владельцам более быстрых турбированных авто. Тут спасибо атмосферному V8 и идеальной управляемости".
АвтоГродно: "Какой случай аренды запомнился больше всего?"
Виталий: "Однажды позвонил какой-то мужчина и спросил: "Вы Феррари? Мой загородный дом будут фотографировать, пускай на лужайке невзначай постоит "Феррари". Часто машину берут молодые люди, чтобы покатать своих девушек, либо ребята программисты приезжают на тест-драйв целыми компаниями и для них неожиданно раскрывается вся красота мира автомобилей. Я помню все эти прекрасные эмоции".
АвтоГродно: "А отказывать приходилось?"
Виталий: "Только один раз. Мы проводим тест-драйвы час и десять минут. Час люди ездят спокойно, а последние десять минут хотят ее "отжарить" на последние деньги. Это я прекращаю, однажды человека пришлось высадить".
Обслуживание Ferrari в реалиях Беларуси
Виталий говорит, что регулярно проходит полное ТО Ferrari. В год пробег автомобиля составляет около 10 000 км, масло льет 5w40 Shell Helix Ultra, мотор вмещает 9,75 литра.
Все запчасти покупает за границей. Ценники следующие:
Комплекст сцепления - 1800 USD
Шаровая опора - 190 USD за штуку + пыльник 50 USD (нужны 2 шт)
Сайлентблоки - 90 USD за штуку (нужно 16 штук)
Подушка коробки - 80 USD
Тормозные диски - 380 USD
Тормозные колодки - 50 USD
Уже менялся диск сцепления, сальник коленвала, подшипник первичного вала, выжимной подшипник.
- Когда пришло время менять ГРМ, я знал лишь то, что за сиденьями есть люк и для этого нужно разобрать весь салон. С заменой свечей, помпы, двух ГРМ, роликов и сальников провозились на автосервисе четыре дня. Теперь, наверное, сделали бы за день, - вспоминает Виталий.
Фото с бортжурнала Виталия
К слову, в тот раз запчасти для ТО и работа обошлись в 2 000 USD.
Шины у Ferrari - расходный материал. Особенно задние. В среднем на задней оси покрышки живут 2 сезона. Виталий покупает комплекты как летней, так и зимней резины - в новогодние праздники автомобиль выезжает на улицы, чтобы вновь дарить радость.
Салон у Ferrari 360 Modena простой и удобный. Здесь место только на двоих, сразу за спинками сидений чувствуется атмосферный V8, который передает легкую вибрацию водителю и пассажирам.
Руль - очень отзывчивый, и маневрировать на 360 Modena - одно удовольствие. Выраженные боковые поддержки сидений плотной удерживают водителя, что только повышает азарт от вождения.
По центру приборной панели - тахометр. Виталий говорит, что эмоции начинаются свыше 5 000 оборотов.
В этом году автомобиль отметит свое двадцатилетие. Но при этом в салоне ничего не потрескалось и не затерлось. Правда, и пробег не астрономический - до 100 000 км.
Водителя и пассажира определенно радует вид сзади:
АвтоГродно: "У тебя же дома еще два автомобиля на повседнев. А может ли Ferrari быть машиной на каждый день?"
Виталий: "Девушки ходят на высоком каблуке не каждый день, такая обувь должна быть к месту и случаю. Так, и Ferrari. У нее клиренс 13 сантиметров, двери большие и расположены низко. Не на каждой парковке выйдешь из-за руля, а на некоторых АЗС из-за высокого бордюра дверь вообще не откроешь. Плюс дорогое обслуживание".
АвтоГродно: "Ferrari для наших дорог?"
Виталий: "Она жестковата, на ямах это чувствуется даже на моих шинах и порой бампером можно зацепить дорогу. Но лежачие все проходит без проблем, даже с пассажиром. В целом, дороги в Беларуси для нее приемлемы".
АвтоГродно: "Расход топлива свыше 20?"
Виталий: "В городе на механике я могу уложиться в 15 литров. Обычно ближе к 20. За городом порядка 12 литров. Езжу на АИ-98".
Для чего Виталий привез Ferrari в Гродно?
За шесть лет эксплуатации на кузове автомобиля стали появляться сколы. В основном, из-за зимы. Ferrari требует ухода. Виталий решил, что в Гродно ему помогут лучше всего. Поэтому машина прибыла на целый комплекс услуг и остается в нашем городе до апреля.
Машину уже взяли в работу, а Виталий уехал домой в Гомель. Перед гродненскими специалистами стоят следующие задачи:
- Полный разбор
- Пескоструйная обработка тех мест, где уже появилась коррозия
- Обработка реактивными и эпоксидными грунтами
- Окраска проемов
- Окраска кузова
- Сборка
- Химчистка салона
- Полировка кузова
- Полировка стекол
- Консервация лакокрасочного покрытия
Гродненские мастера будут постоянно контактировать с Виталием и отправлять ему фотоотчеты.
Денис, гродненский мастер: "Нас с партнерами ждет непростая работа. У Ferrari сложная форма, много изгибов. Почти весь кузов цельный - переднее крыло переходит в часть бампера и дальше в следующее крыло. Плюс красный цвет. Технически, это сложно. Но мы справимся".
АвтоГродно: "Окупить автомобиль удалось?"
Виталий: "Самое интересное, что эта машина уже помогла мне здорово сберечь деньги. Через 25 дней после ее покупки обвалился на 40% и белорусский рубль, в котором я хранил сбережения. Это, раз. Во-вторых, каждый год этот автомобиль прибавляет в цене. Я слежу за западным рынком, где такие автомобили хотя бы есть в продаже и замечаю прирост в ценах до 6 000 USD ежегодно. Если говорить об эффективности бизнеса, то реальность не совпала с ожиданиями, и это не странно. Ни один бизнес-план, задуманный летом 2014, уже не был актуален в 2015. У нас люди любят скорость, любят красивые автомобили, но решиться подарить себе эту радость готов не каждый. Два года я уже не работаю в Гомеле, все чаще выезжаю на тест-драйвы в Минск, там услуга набирает обороты".
АвтоГродно: "Наши друзья из польской прокатной компании Devil Cars уже несколько лет не могут привезти свои суперкары на SunDay, потому что у них каждые выходные расписаны - за услугами тест-драйва стоит очередь, их автомобили каждые выходные отправляются сразу на несколько польских гоночных трасс. У нас такое будет возможно?"
Виталий: "Я верю, что это придет и к нам, что в нашей стране тоже появятся трассы и автоспорт станет востребованным. Пока же я единственный в Беларуси с такой услугой".