Такого автомобиля нет больше нигде в мире, только в Гродно, где Дмитрий оклеил свой ВАЗ 2104 газетами, придав машине совершенно оригинальный вид. Каждая газета здесь на своем месте и со смыслом. На капоте - кроссворды, на дверях - бабушкины рецепты, а на крыше - публикации о фестивале SunDay.
АвтоГродно встретился с Дмитрием и узнал о всех доработках автомобиля, которых оказалось очень даже и немало.
Итак, перед вами ВАЗ 2104 1990 года выпуска с бензиновым мотором 1,6 л. И это уже седьмой по счету ВАЗ Дмитрия. Он, вообще, большой фанат советской техники, чувствует ее стиль и рад добавить свой ингредиент.
- Давай с самого главного, как ты придумал идею с газетами?
- Мне эта машина досталась с проблемами по кузову, были даже сквозные отверстия от ржавчины. Как мы с другом глянули на нее, он и спрашивает: что с дырками будешь делать? А я и говорю: газетами заклею. Так, в шутке родилась идея - а почему бы и да. Прошлой зимой я провел эксперимент, взял два кузовных элемента от Жигулей и один оклеил газетой с ПВА, а другой - газетой с лаком. Оба элемента оставил под открытым небом зимовать, а весной проверил. Вариант с ПВА выглядел намного лучше, - рассказывает АвтоГродно Дмитрий.
Гродненец говорит, что к идее вернулся ближе к фестивалю SunDay. Ему очень захотелось поставить машину на выставку.
- Фестиваль приближался, и я понял, что пора действовать. Две недели ездил по всем газетным ларькам города в поиске интересных публикаций. Мне было важно, чтобы газеты несли смысл. Так я подъезжал к ларькам, просил газеты и стоял вычитывал. В конце-концов нашел все, что нужно, - поясняет собеседник.
Так, на капоте появились кроссворды - чтобы люди могли постоять и поразгадывать. На одной двери собраны бабушкины рецепты: от способов приготовления яичницы, до закатки варений. На другой - анекдоты. На крышке багажника - статьи про мотоциклистов. На крыльях - статьи про юбилей фильма "Матрица" и интервью с Иваном Охлобыстиным. В общем все то, что интересовало Дмитрия помимо мира автомобилей. Ах да, еще на крыше - статьи про фестиваль SunDay.
- При беглом поиске в интернете мы не нашли подобных автомобилей. Ты встречал?
- В прошлом году я еще не находил таких работ, а в этом встретил сразу три. Так, в России есть Жигули, у которой на крыше наклеены странички из книги по ее ремонту, в Минске нашел автомобиль, у которого багажник оклеен пленкой под газету, а еще есть статья, как в начале 2000-х годов английский художник оклеил свою машину пленкой, на которой были напечатаны вырезки из газет о его машине. Но чтобы вся в газете, наверное, моя единственная, - отвечает гродненец.
- Как клеил?
- Сначала мы с другом зачистили весь кузов, обезжирили, а потом стали наносить клей ПВА, клеить газеты и снова промазывать клеем. Вдвоем мы работали пару дней. Около 24 часов чистого времени. Так или иначе, мы успели к фестивалю ее оклеить, но я хотел поставить на нее еще расширения. Поэтому на территорию заехать не рискнул, оставил у забора.
- Реакция окружающих не подвела?
- О, это просто удовольствие! Машина всегда в центре внимания, ее рассматривают и фотографируют. На дороге порой сложно перестроиться, потому что-то кто едет рядом и изучает ее. На парковках я часто оставляю на капоте маркеры, чтобы люди могли писать на машине. Теперь она вся в автографах и записках. Есть пожелания от иностранных участников SunDay, а самый дальний автограф на ней Артура из Владикавказа, который приезжал на фестиваль на Nissan Skyline.
Летняя фотография, когда все цвета газет были еще сочными
- Какие ситуации тебе запомнились больше всего?
- Недавно оставлял ее на парковке возле Синагоги, и как раз приехали туристы из Польши. Они прямо всей компанией окружили мой автомобиль и что-то бурно обсуждали. А когда я подошел к машине, то застал на ней польские монеты и купюры. Это было очень неожиданно. Еще гродненская художница как-то долго изучала автомобиль и хочет сделать его частью выставки. Были случаи и с сотрудниками ГАИ. Например, как-то остановил инспектор и попросил пофотографировать. Он говорил, что его сын после SunDay много о ней рассказывал, - передает Дмитрий.
- Ты возишь газету уже три месяца. Как ее состояние?
- На солнце выгорели цветные фотографии и в целом она немного пожелтела. Но это было предсказуемо. Машину я не прячу в тень, постоянно мою под высоким давлением.
Газета на кузове - это только вершина айсберга. Что еще сделано?
Это не просто ВАЗ 2104 в газете, Дмитрий провел большую работу по изменению облика автомобиля.
- На автомобиль установлены расширения арок и юбка Ken&Mary style. Чтобы колеса не утопали в арках, заказаны проставки 65 мм из дюрали, легкие и крепкие, заводского исполнения. Диски R13 от BMW e21, а резина 175/50/13. Она настолько редкая, что почти не встречается в продаже. Мне чудом удалось найти 4 новые шины этого размера и продавец сразу отдал их за 100 рублей, потому что понимал, что больше за ними может никто и не прийти, - говорит Дмитрий.
Эти колеса в диаметре на сантиметров 10 меньше, чем стоковые. Чтобы на машине было комфортно ездить в городе, Дмитрий установил пятиступенчатую коробку от Нивы и в мост поставил скоростную главную пару (соотношение 3,9). Теперь он хорошо держится в потоке, а вот за городом на скорости свыше 80 км/ч обороты двигателя слишком высоки и быстрее ехать гродненец не решается.
Пока мы ехали на вторую локацию для фото, у автомобиля Дмитрия стало болтаться заднее левое колесо. Говорит, плохо поджал проставку (отвлекли во время работ). На помощь сразу отозвались ребята из сообщества Scrappers
- У автомобиля прямоточный выхлоп, который приятно постреливает. Но слышу это только я в салоне, со стороны выхлопная приятно урчит, - говорит Дмитрий.
- А занижение как сделано?
- Передние и задние пружины подпилены. Передние рычаги кастомные. Но главное - это амортизаторы от Fiat 500. Благодаря им машина все еще комфортна для меня. Нижняя точка у автомобиля - это подрамник. До него от земли 2,5 сантиметра. Мне полностью хватает, я часто вожу грузы и везде проезжаю. Раньше стояла защита днища, но просвет был еще меньше, поэтому ее снял. И выхлопную систему провел над коробкой, чтобы не задевать ничего на дороге.
Задний спойлер тоже кастомный, как у JDM-проектов
Дмитрий Марецкий, автор идеи и владелец "газетных" Жугулей
Фары ВАЗ 2104 - полностью кастом. В них установлены светодиодные линзы, а рифленое стекло заменено на гладкое. Благодаря этому толщина фары уменьшилась на 2 сантиметра и появилась возможность поставить перед фарой решетку. Кстати, она тоже кастомная, собрана из трех.
- Какие планы на автомобиль?
- До зимы доездить и поставить под навес. А весной погоню на металлолом или наоборот, полностью разберу и буду восстанавливать, но это уже не целесообразно. У меня есть еще 2105 для "повседнева" и 2108 - под отдельный проект. Мне пора сосредотачиваться на нем.
(c) Материал АвтоГродно
// Фото Кирилл Олейник (vk.com/dkirophoto)