В календаре фестивалей Беларуси остается все меньше дат для автомобилистов и мотоциклистов, не за горами конец сезона. Но эти выходные выдались особенно насыщенными. Одно из ярких события - фестиваль «Золотая миля» под Минском, куда отправились и участники из Гродно.
Основная часть экспозиции была посвящена автомобилям.
Больше всего любителей советского автопрома: стройными рядами выстроились «Москвичи», «Волги» и «Жигули», рассказывает Onliner.by.
«После $10 000 считать перестал». Волга ГАЗ-21 с семейной историей
Этот свежепокрашенный ГАЗ-21 — с историей. Владелец забрал его у своего же дяди, который смог позволить себе автомобиль еще в 70-х. Чтобы восстановить семейное авто, нынешний хозяин вложил в него как минимум $10 000: «А потом и считать перестал».
— Когда-то дядя купил его новым в 1966 году, — рассказывает нынешний владелец авто Денис. — Он работал водителем на заводе, возил начальника. А потом уехал на заработки за границу, там и смог накопить деньги на приобретение машины.
Я знал его отношение к автомобилям, поэтому забрал машину без лишних вопросов и начал реставрацию. Полностью разбирал авто, поменял все навесные кузовные элементы, перебрал двигатель… Сейчас здесь все новое. Делал все сам, кроме покраски. Это первая моя выставка, очень хотелось посетить.
«Приехал из Германии как гуманитарная помощь». Яркий Volkswagen Transporter Т2
Этот фургон 1970 года выпуска, навевающий воспоминания о хиппи, изначально был пожарным, в Беларусь попал как гуманитарная помощь из Германии в начале 90-х. Он находился в части МЧС под Борисовом. Там выполнял скорее парадно-декоративные задачи. Позже его продали с аукциона и он попал в руки к минчанину Павлу.
— Я его купил в 2009 году. Сегодня я впервые выехал на нем в люди. Основные работы производились в Латвии у специалистов, которые занимаются «Жуками» и старыми «Транспортерами».
Отремонтировали кузов и ходовую, перебрали двигатель (мотор оппозитный и с воздушным охлаждением), не сделан только салон. На одометре у авто всего лишь 40 000 километров пробега.
Павел рассказывает: когда-то на подобных бусиках вместе с друзьями-архитекторами колесили по разным фестивалям. Мечтали: каждый купит по такому авто и вместе поедут в путешествие. Сейчас ту компанию довольно сложно вместе собрать, но Павел не теряет надежд.
— Сколько вложено денег в проект? Точно не скажу: по ощущениям больше $10 000 и меньше $20 000.
Брутальный пикап ИЖ-2715
А вот, например, более редкий «зверь» — ИЖ-2715 1996 года выпуска в кузове пикап. Варился, красился, тюнинговался — и превратился не в лебедя, но гадким утенка точно не назовешь.
— Это был «каблучок», но по документам он пикап, — рассказывает Антон, который представляет проект на фестивале. — Нашли его в деревне под Минском. Состояние было не худшее, но и не отличное. Из него планировали сделать вездеход: он был на высокой подвеске, с большими колесами и подрезанными арками. Пришлось все это восстанавливать.
Что делали? Переваривали, перекрашивали, ставили фендеры, увеличивали колеса, покупали резину специальную. Залом переделывали частично. Аутентичности не придерживаемся, стараемся привносить что-то свое.
— Чтобы избавиться от специфического запаха, сидения поставили производства нашей мастерской. Панель заменили. Кстати, запускается авто теперь с кнопки. Убрали все старые обшивки, переделали дверные карты. Сделали подлокотник.
Под капотом 1,5-литровый родной двигатель. Но поставлена бесконтактная система зажигания. Поборолись с системой охлаждения: установили электровентилятор, новый карбюратор от более поздних «Жигулей», нулевой фильтр сопротивления. Аккумулятор перенесли в салон.
Лежачий велосипед и тандем от ММВЗ. Частная коллекция редких велосипедов
Мотоциклов на фестивале — несколько десятков. В топе Jawa, «явоводы» заняли, наверное, половину от общего байкерского пространства. Есть «старички» из 50-х и не только.
Эту частную коллекцию представил семейный дуэт из-под Дзержинска — Александр и Алексей Клим. Отец и сын скупают и дают вторую жизнь раритетным велосипедам — редким и не очень. В их коллекции около ста «экспонатов». Многие еще в процессе восстановления.
— Как я ищу раритеты? Например, еду по деревням и вывешиваю там объявления, мол, выкуплю старые велосипеды, — рассказывает Алексей.
— Причем мы стараемся оставлять велосипеды в том состоянии, в котором они были выкуплены, — дополняет отец юноши.
Больше всего споров среди зрителей вызвал лигерад (лежачий велосипед) от ММВЗ. «Это инвалидка?» — задавались вопросов некоторые посетители. Но нет: этот экспериментальный «зверь» из 80-х создан для гонок.
— Я за ним ездил в Могилеве, покупал у начальника металлобазы. Его принес какой-то мужчина и попросил продать. Здесь рычажное управление, нет педалей, толкательный механизм. До какой скорости на нем реально разогнаться? Думаю, не больше 50 км/ч. Катался ли я? Даже дрифтил! — смеется Алексей.
— А вот первая модель Минского мотовелозавода, — указывает Алексей на В-16. — Она выпускалась с 1947 года года, перед нами экземпляр 49-го. До 1951 года его изготавливали еще на немецком оборудовании.
Среди экспонатов нашлось место тандемам — велосипедам на два человека. Вот, например «Аист» с незамысловатым названием «Дуэт» 2000 года.
— Таких велосипедов было выпущено всего 10 штук, это экспериментальная модель Минского велозавода конца 90-х — начала 00-х. Тандем — это удобно. Можно ездить на большие расстояния и не уставать, — рассказывает Алексей.
— А сами ездите на велосипедах?
— Да, мне сын подогнал модель велосипеда, которая была выпущена в количестве 10 штук к чемпионату мира в 2013 году, — хвастается Александр. — Кто кого заразил любовью к велосипедам? Скорее сын меня. Помню, еще в школе он сам пошел и записался в секцию. Профессионально занимался, участвовал в соревнованиях… Сейчас работает мастером на велосипеде.
Осторожно: ностальгия. А какая из этих советских машинок была у вас?
Дмитрий из Гродно привез на выставку чуть более миниатюрную коллекцию — он собирает детские педальные машинки, мотороллеры и мини-карты. В общем, все, о чем когда-то мечтали советские дети.
Ажиотаж охватил не только маленьких гостей фестиваля, но и взрослых, которые смогли немного окунуться в ностальгию.
—- Когда-то мне попалась одна такая игрушка. Стал докупать — теперь в коллекцию около 20 разных моделей, — рассказывает Дмитрий. — Некоторые восстанавливал, как, например, мотороллер — запчасти для него высылал друг из Казахстана. Храню сейчас все в теплом подвале, но планирую оборудовать гараж. Мой маленький сын увлечение, конечно, поддерживает.
К слову, малыш в это время наматывал круги по площадке на педальной машинке «Гомсельмаша», которая выпускалась до 2006 года. Скрипит, но едет хорошо, отмечает Дмитрий.
— У меня у самого в детстве был мини-карт «Зайчик», но я на нем почти не ездил. Растет ли коллекция в стоимости со временем? Все со временем растет, особенно редкие игрушки.