Отсутствие растаможки при ввозе было, а для физлиц все еще остается, безусловно привлекательным бонусом покупки электромобиля.
Но если вы, воспользовавшись такой опцией, продадите свой электромобиль в течение трех лет после ввоза, ваш спокойный сон вполне может быть нарушен. Почему?
Рассказывает Андрей Ахрем c ABW.
Никак нельзя
Представим, что человек (физическое лицо) воспользовался возможностью ввезти в Беларусь электромобиль без уплаты таможенных платежей. Заполнил пассажирскую таможенную декларацию и счастливый уехал домой на своей «электричке». Лучшее, что он может сделать дальше с этим электромобилем – три года ездить на нем самостоятельно. Но зачем?
Дело в том, что ввоз товаров для личного пользования на территорию ЕАЭС с освобождением от уплаты таможенных пошлин регулируется приложением № 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107, в п. 9 которого прописано все, что касается электромобилей.

В частности, там написано следующее: «Не допускается передача прав владения, пользования, распоряжения моторными транспортными средствами с электрическими двигателями лицам, имеющим гражданство Российской Федерации и (или) постоянное место жительства в Российской Федерации.
Ограничения по пользованию и (или) распоряжению моторными транспортными средствами с электрическими двигателями действуют до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере, предусмотренном пунктом 4 таблицы 2 приложения № 2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107, но не более трех лет с даты регистрации пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой товары выпущены в свободное обращение».

В общем, ситуация следующая, и о ней неоднократно напоминали таможенные органы и прокуратура: продать в Российскую Федерацию электромобиль, ввезенный для личного пользования, можно только с уплатой таможенных платежей – 15% от таможенной стоимости автомобиля.
Важно знать, что это ограничение касается в том числе граждан РФ, имеющих вид на жительство в Республике Беларусь. Если первый белорусский владелец «электрички» продаст ее гражданину РФ с видом на жительство в РБ, тот поставит ее на учет на белорусские номера, но первый владелец при этом будет обязан уплатить таможенную пошлину – такие случаи уже были. То же самое касается и белорусов, имеющих постоянное место жительства в РФ.
Кроме того, обратите внимание на формулировку: «Не допускается передача прав владения, пользования, распоряжения». Т.е. по доверенности тоже нельзя – «прилетит» доплата.

Казалось бы, не продавай электромобиль гражданам России и спи спокойно. Но тут, скорее, наоборот – спокойный сон будет нарушен как раз в случае продажи «электрички» белорусскому покупателю. Потому что новый владелец может в дальнейшем продать или предоставить электромобиль в пользование гражданину РФ. И если это произойдет до истечения трех лет с момента ввоза, доплатить растаможку будет обязан декларант – именно тот человек, который ввез электромобиль в Беларусь.
Вот такая электромобильная ловушка. Поэтому если вы ввезли «электричку», то для собственного спокойствия ездите на ней три года. Так вы будете на 100% уверены, что вам не придется ничего доплачивать.
Важно учитывать еще один момент. Порой таможня не соглашается с указанной в инвойсе стоимостью электромобиля, считая ее заниженной. Нам рассказывали о случаях, когда декларанту предлагали вписать более высокую стоимость, которая является актуальной по мнению таможни. Как правило, покупатель «электрички» соглашается с этим предложением, так как в моменте указанная в документах сумма ни на что не влияет. Но! Если реальная стоимость электромобиля составляет, например, $20 000, а в документах таможни были указаны $30 000, то в случае продажи машины в РФ, уплатить растаможку придется именно исходя из $30 000!
С юрлицами еще дольше
С физическими лицами все понятно, а что с юридическими? Пока действовала квота на ввоз электромобилей в Беларусь без уплаты таможенной пошлины, юрлица и ИП ввозили электромобили не для личного пользования, а для внутреннего потребления. Только в этом случае все еще интереснее. Ведь для электромобилей, выпущенных в соответствии с таможенной процедурой для внутреннего потребления, установлено ограничение на продажу гражданам РФ до истечения пяти лет со дня выпуска таких электромобилей в соответствии с таможенной процедурой.
В этом случае ответственность тоже на декларанте, поэтому, как нам рассказали в нескольких компаниях, занимающихся реализацией электромобилей, в своих договорах купли-продажи они прописывают пункт, в соответствии с которым покупатель несет ответственность перед юрлицом-продавцом и обязан компенсировать сумму таможенных платежей, если приобретенный у этого юрлица электромобиль будет передан во владение или пользование гражданам РФ в течение пяти лет со дня таможенного оформления.

Таким образом, купив электромобиль, который ввезло в Беларусь юридическое лицо, воспользовавшееся тарифной льготой до исчерпания квоты, спать спокойно вы сможете, только если будете ездить на своей «электричке» пять лет. По крайней мере когда продавец не забыл прописать в договоре купли-продажи пункт, по которому вам придется компенсировать ему расходы в случае попадания электромобиля к гражданину Российской Федерации.
Естественно, это не касается электромобилей, ввезенных после исчерпания квот с уплатой таможенных платежей.
Вердикт
Привлекательность электромобилей в основном была обусловлена нулевыми таможенными платежами, которые позволяли серьезно сэкономить. Но если вы собираетесь воспользоваться предоставленной законами возможностью сэкономить, важно оценить нюансы, которые скрываются за этой экономией. Чтобы платить не пришлось позже, когда это абсолютно не входит в ваши планы. Это касается и тех, кто купил электромобили у юрлиц, и тех, кто ввозил и продолжает ввозить их для личного пользования, и так называемых вешалок – физлиц, которые после исчерпания тарифной квоты готовы оформить «электрички» на себя и формально передать их автосалонам для комиссионной продажи. Если машина каким-то образом окажется в пользовании гражданина РФ, вам придется платить. И порой немало.
Вынесен приговор двум бывшим коллегам, 45 и 56 лет, один из которых хотел заработать, а второй – сэкономить.
В Гродно продолжается реконструкция моста через реку Юрисдику. Работы на объекте стартовали в конце сентября.
6 декабря в Слонимский РОВД обратился 36-летний житель района.
После масштабной реконструкции в Гродно открылась обновленная гостиница "Неман".
236 иностранцев привлекли к административной ответственности за несоблюдение ПДД в Гродненской области.