У Tesla были годы, когда с конвейера сходили партии автомобилей с серьёзными проблемами покраски. Лакокрасочное покрытие оказывалось либо слишком тонким и наносилось неравномерно, либо плохо держалось на грунте, либо верхний слой лака почти отсутствовал и никак не защищал кузов. В некоторых случаях владельцы – особенно в холодных странах – жаловались, что краска буквально слезает при обычной мойке.
Особенно много таких случаев зафиксировано в Норвегии. Многие владельцы подали на Tesla в суд, требуя полной перекраски за счёт производителя, и эти разбирательства до сих пор продолжаются. Среди тех, кто разочаровался в качестве покраски, оказался и Lars Inge Orstavik – один из самых известных юристов страны, он работает в одной из ведущих адвокатских контор.
С его Tesla Model 3 уже в первые годы эксплуатации стала облазить краска. Когда он приехал в сервис Tesla, ему заявили: «Мы ничего не можем сделать – это, скорее всего, камни с дороги поцарапали краску».
После 4 лет эксплуатации эстетическое состояние автомобиля стало плачевным: под плохо нанесённой краской пошла массовая коррозия. Там, где краска отпадала, сразу выступал рыжий металл.
Ржавчина поразила крышку багажника, капот, крылья, нижние части дверей. Юрист снова обратился в сервис Tesla, потребовав устранить коррозию и перекрасить машину. Ответ последовал неожиданный: компания предложила компенсировать… 20 000 норвежских крон (примерно 1700 евро). Orstavik счёл это оскорблением и подал в суд.
Независимый сервис оценил реальные расходы на ремонт в минимум 65 000 крон (около 5600 евро). Tesla отказалась платить, заявив, что не признаёт такие затраты обоснованными.
Спустя год судебных разбирательств окружной суд в регионе Hordaland вынес решение: краска на этой Tesla была нанесена с серьёзными заводскими дефектами, а коррозия стала прямым следствием этих дефектов.
Норвежский адвокат Lars Inge Orstavik в суде на фоне изображения ржавчины с его Tesla:
Tesla привлекла другую юридическую фирму для защиты, но их аргументы не убедили суд. Адвокат-владелец представил заключение независимой экспертизы NAF – норвежского аналога ADAC, – где прямо говорилось, что покраска выполнена плохо.
В итоге суд обязал Tesla выплатить 87 000 крон (примерно 7500 евро) в счёт ремонта автомобиля. Плюс ещё 27 600 крон (2400 евро) – в качестве компенсации за рабочие часы самого юриста, который представлял себя в суде.
Итого – почти 10 000 евро за один случай. Tesla уже объявила, что не станет подавать апелляцию.
Но самое интересное впереди: это решение может стать прецедентом для десятков аналогичных дел, которые уже находятся на рассмотрении. Все они касаются одной и той же проблемы – некачественного покрытия на Tesla первых лет.
Напомним, несколько месяцев назад NAF провела полную инспекцию другой Tesla Model 3 после шести лет эксплуатации в Норвегии – и эксперты были в шоке от количества ржавчины:
ГАИ в выходные усилит контроль на дорогах Гродненской области.
К концу недели очереди на границе Беларуси с Евросоюзом снова выросли.