| av.by Диана Довнар
| av.by Диана Довнар

"Проходить техосмотр – сложно и дорого. Коплю!" Какие ещё оправдания придумывают водители, когда их останавливает ГАИ?

С 16 по 22 июля ГАИ Минской области проводила акцию "Встречная полоса" с целью профилактики ДТП по причине нарушений правил обгона и выезда на полосу встречного движения.

В таких мероприятиях используются разные типы контроля гласный, негласный и смешанный контроль с использованием технических средств, фото- и видеофиксации, беспилотных летательных аппаратов, а также РС МОБ (Республиканская система мониторинга общественной безопасности).

Журналисты av.by отправились в рейд с ГАИ вечером минувшей пятницы – в самое подходящее, на их взгляд, время, ведь именно в вечерние часы автомобилисты в основном спешат за город.

Далее от первого лица. Автор – Диана Довнар.

С инспекторами встречаемся недалеко от выезда на трассу Р58 и отправляемся на нужную нам локацию.

rejd minsk 18 07 25 02

Спустя короткий промежуток времени ловим первого нарушителя на Audi 80. Мужчина разговаривает по телефону во время управления ТС. На требование сотрудников ГАИ об остановке водитель реагирует не сразу.

— Запрещено пользоваться мобильным телефоном во время управления транспортным средством — концентрация внимания снижается, а это повышает риск возникновения аварии. В этот раз не заметил требование служебного автомобиля, а в следующий можно просто не увидеть пешехода, — отмечает Вадим Сергеевич. — Этот водитель получил предупреждение.

— Какую административную ответственность влечёт за собой повторное нарушение в течение года?

— Штраф до двух базовых. Важно понимать, что, согласно пункту 10.4 ПДД, даже в руки нельзя брать мобильный во время управления ТС, — продолжает инспектор, показывая содержание данного пункта правил.

Отправляемся дальше, а погодные условия ухудшаются. Остановившись на одном из потенциально опасных участков, следим за дорожной обстановкой. К сожалению, в этот раз запустить имеющийся дрон на длительное время не удалось ввиду обильных осадков.

rejd minsk 18 07 25 11

Наблюдая за потоком машин, видим, что водители едут с осторожностью. Но… неожиданно появляется чёрный BMW X5, идущий на обгон в запрещённом месте.

rejd minsk 18 07 25 11

Инспекторы тут же останавливают нарушителя.

— Водитель сразу начинает оправдываться, мол, пошёл на опасный манёвр, потому что его «поджимал» автомобиль сзади…

rejd minsk 18 07 25 11

Обращаемся за комментарием к начальнику спецподразделения Шаблыко Сергею Михайловичу:

— В данном случае мы имеем дело с нарушением правил обгона, а также скоростного режима, так как водителем было допущено превышение на 40 км/ч.

rejd minsk 18 07 25 11

— Обгонял водитель сразу несколько транспортных средств. Неизвестно, смог бы он вклиниться между ними при появлении встречного транспорта. Ситуация очень опасная! — подчёркивает Сергей Михайлович.

— И какое наказание предусмотрено за подобные деяния?

— За нарушение правил обгона либо выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено правилами дорожного движения, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин с лишением права заниматься определённой деятельностью сроком до 1 года или без лишения (ч. 9 ст. 18.13 КоАП Республики Беларусь). За несоблюдение скоростного режима, а в данном случае речь идёт о статье 18.12 части 3, предусмотрено от 3 до 10 базовых величин.

Чуть погодя фиксируем ещё одно нарушение вблизи пешеходного перехода — при этом двух автомобилей одновременно: Chevrolet и Opel.

— Я начал манёвр в разрешённом месте, — объясняет свои действия водитель Chevrolet. — Но водитель авто, которое я обгонял, неожиданно начал увеличивать скорость… Вот и вышло так.

— Согласно ПДД, перед совершением манёвра водитель должен убедиться в его безопасности. И если есть вероятность того, что завершить его согласно правилам не удастся, — не следует начинать! — комментирует начальник спецподразделения ГАИ. — В данном случае расстояние до пешеходного перехода составляло менее 50 метров, асфальт мокрый — тормозной путь увеличен.

На этом наш пятничный рейд закончился. Но это ещё не всё!

Неприметная Skoda и негласный контроль

На следующий день выезжаем на дороги уже на автомобиле негласного контроля — Skoda Octavia. Внешне иномарка ничем не примечательна. Даже установленные под крышей маячки незаметны. Почти.

— Как водители реагируют на такое неприметное служебное авто, когда вы кого-нибудь останавливаете?

— По-разному! — говорит Дмитрий Александрович. — Кто-то без лишних вопросов предоставляет документы, а кто-то требует доказательства.

rejd minsk 18 07 25 21

Тем временем мы выезжаем из города и двигаемся по трассе Р58. Через несколько минут замечаем VW Passat (B3). В салоне — компания молодых людей, на заднем сиденье — непристёгнутый пассажир, а в его руках алкогольный напиток.

На Skoda включаются сигнальные маячки. Останавливаем «Пассат». И водитель, и пассажир получают предупреждение за несоблюдение правил перевозки пассажиров, так как ранее за подобное нарушение к ответственности не привлекались.

Также выясняется, что VW Passat — без техосмотра. Задаём вопрос владельцу, который как раз и оказался тем самым непристёгнутым пассажиром: почему у машины отсутствует «дазвол»?

— Машина 1992 года выпуска… Тяжело пройти техосмотр да и дороговато — коплю! — поясняет нам владелец универсала. — Технически он исправен, но вопросы по кузову есть. Вот их необходимо в первую очередь устранить.

— Как долго ездите на этой машине? — интересуемся у парня.

— Я её не покупал — в наследство от деда досталась…

— А водительский стаж какой у вас?

— За рулём с 2019 года. Открыты категории В и С.

Интересуемся у инспектора, можно ли оформить протокол на владельца ТС, а не на водителя в таком случае:

— Вне зависимости от того, где находится владелец, протокол составляется на лицо, управляющее транспортным средством. При получении права управления водитель обязан убедиться в наличии всех документов, в исправности технического состояния и т. д. — ответственность лежит на водителе.

— Как считаете, по каким причинам автовладельцы пренебрегают процедурой прохождения гостехосмотра?

— По разным. Водители старых автомобилей — зачастую ввиду технических неисправностей, в частности, тормозной системы. А ведь это безопасность! Некоторые этим пренебрегают и ездят без «дазвола» и по 5-7 лет, а кого-то дисциплинирует уплата первого штрафа.

К слову, управление транспортным средством без пройденного государственного технического осмотра на основании ч. 4 ст. 18.11. КоАП Республики Беларусь влечёт штраф в размере до 3 базовых величин (до 126 бел. руб.) или предупреждение (первое привлечение в течение года), а повторное влечёт наложение взыскания в размере от 2 до 5 базовых величин. Выходит, что дешевле пройти техосмотр, чем оплачивать штрафы.

Работаем дальше, а тем временем дождь начинает усиливаться и наталкивает нас на следующий вопрос:

— Какие рекомендации дадите водителям касательно скорости движения в подобных погодных условиях?

— Лучше снизить скорость, чтобы минимизировать риск возникновения аквапланирования. Его последствия могут быть очень серьёзными.

Тем временем заезжаем в небольшой населённый пункт. Останавливаем очередной VW Passat B3 с целью проверки документов. На этот раз у водителя всё в порядке. Допуск на участие в дорожном движении тоже есть!

— Я за рулём более 30 лет и отношусь добросовестно к соблюдению ПДД, техосмотр тоже вовремя прохожу, — делится с нами водитель.

Желаем счастливого пути и движемся дальше.

Мопед без техосмотра, россияне на Buick без номеров

Наше внимание привлекает мопед Hors. Просим водителя остановиться. Как выяснилось, не зря! Документов на транспортное средство у мужчины с собой не оказалось.

— Они остались у супруги… Забыл взять с собой! Так и расстояние — всего два с половиной километра проехать, — поясняет водитель.

Инспекторы проверяют мопед по электронной базе. В процессе выясняется, что и техосмотр у ТС не пройден!

— Недавно купил жене. Только-только на учёт поставил, а техосмотр пройти не успел… — виновато произносит мужчина.

Снова меняем локацию и останавливаем Buick Encore, на этот раз — без регистрационных знаков. За рулём гражданин Российской Федерации.

— Номера у меня есть! — выходя из автомобиля, несёт инспектору «транзиты» водитель. — Я бы их сразу поставил, да вот рамка не подходит. Не думал, что в Беларуси так серьёзно относятся к этому! Но, как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому на ближайшей АЗС куплю рамку и сразу же закреплю!

— И как вам Беларусь? Откуда приехали? — интересуемся у россиянина.

— Мы из Башкирии. А Беларусь нам очень понравилась! Люди здесь добрые, честные. Все соблюдают законы, правила ПДД, — делится своим мнением Раиль. — Очень удивило то, что, если установлен знак с ограничением 90, практически все ТС и едут эти 90 км/ч. Вот это культура! У нас, конечно, всё иначе…

— Мы впервые в РБ. Целую неделю провели в Минске. И обязательно сюда вернёмся! — получив назад документы, обращается к нам счастливый водитель.

Далее останавливаем BMW 740 (Е38) на транзитных номерах с целью проверки документов.

— Только снял с учёта! Решил продать машину, — передавая сотруднику ГАИ документы, поясняет водитель.

— Мощная у вас машина! Наверное, так и провоцирует превысить скорость, — обращаемся к водителю, глядя на шильдик «740».

— Ну, раньше такое бывало… Особенно когда только-только сел за руль BMW. А сейчас стараюсь не превышать и ничего не нарушать! — с улыбкой отвечает мужчина.

Желаем ему счастливого пути и останавливаем следующее авто — Mercedes GLS. Водитель предоставляет документы инспектору, а мы подмечаем интересную надпись на обложке: «Я люблю ГАИ»!

— И как, помогает? — спрашиваем у водителя.

— Со 100-процентной уверенностью не могу сказать! Редко останавливают инспекторы. Я в основном езжу как пассажир на заднем сиденье, — отвечает мужчина.

Что же, с документами у водителя полный порядок. Прощаемся и просим инспекторов вернуть нас поближе к МКАД. Наш совместный рейд с применением негласного контроля окончен.

rejd minsk 18 07 25 02

// Фото Алиса Зацаринная

Читатели АвтоГродно сообщают, что на трассе М6 установили систему измерения средней скорости. Участок с камерами уже вве...
ГАИ Минска опубликовало видео дорожного происшествия на трассе Р-53 «Слобода-Новосады» – его участниками оказались два в...
Со стороны Литвы в белорусский пункт пропуска въехал пассажирский автобус, который сотрудники гродненской таможни решили...
Вчера мы рассказывали о том, что в Беларуси у нарушителей, попавшихся на камеру скорости, деньги будут списывать автомат...
Следите за нами в соцсетях