Весенне-летний сезон в самом разгаре – и естественно, улицы и дороги наполнились любителями активного отдыха на самых разных видах мобильного транспорта.
ГАИ предупреждает, что сейчас с особым вниманием будет контролировать соблюдение водителями правил дорожного движения.
В редакцию ABW.BY обратился читатель, который недоумевает, как Госавтоинспекция сможет контролировать скорость, например, электросамоката (моноколеса, гироскутера и т.д.), движущегося по пешеходной дорожке. И главное: даже если превышение скорости будет зафиксировано, как водителя модного гаджета смогут наказать? Ведь по ПДД он – пешеход!
«Мы всей семьей пользуемся электросамокатами, часто катаемся по велодорожкам и тротуарам города. Недавно услышал по телевизору от представителя ГАИ о том, что сейчас лица, передвигающиеся на средствах персональной мобильности, под особым контролем. Мол, они будут проверяться на соблюдение скоростного режима, правил проезда пешеходных переходов, пересечения проезжей части и т.п. Кроме того, прозвучала рекомендация спешиваться при переезде пешеходного перехода, хотя пока что ПДД этого не требуют. Интересно: самокатчиков будут «ловить» за превышение скорости радаром? Или как? И вообще, за что и как могут наказать любителя электросамоката?»
Основные правила
Напомним, что до принятия изменений в ПДД те, кто передвигается на самокатах, действительно являются пешеходами, а пешеход – это физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся на самокате, роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед, мотоцикл, а также передвигающееся на средствах персональной мобильности (электросамокат, моноколесо и т.п.).
То есть лицо, управляющее электросамокатом, – это пешеход, а значит, на это лицо распространяются требования главы 4 ПДД «Права и обязанности пешеходов».
Основные из них:
- пересечение проезжей части на электросамокате должно осуществляться по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – в предусмотренных для пешеходов местах со скоростью идущего шагом пешехода;
- при использовании электросамоката двигаться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствий для пешеходов;
- передвигаться на электросамокате со скоростью не более 25 км/ч.
Запрещено:
- управлять электросамокатом не держась за руль, а также в состоянии алкогольного или иного опьянения;
- перевозить на электросамокате лиц вне мест для сидения, предусмотренных его конструкцией;
- управлять электросамокатом лицам в возрасте до 14 лет (за исключением пешеходных и жилых зон).
В темное время суток «электросамокатчикам» следует обозначать себя светоотражающими элементами, а на самом электросамокате должна быть установлена фара. Наличие шлема – мера рекомендательная, но не обязательная.
Что касается рекомендации ГАИ спешиваться при пересечении проезжей части, хотя правила этого не требуют, тут все просто: ПДД говорят о том, что на электросамокате пересекать проезжую часть дороги нужно с соблюдением п. 150 ПДД, где говорится «велосипедист обязан…». И на самом деле при пересечении проезжей части дороги велосипедист вправе не спешиваться. То есть ему предоставляется выбор. Это же относится и к электросамокатам. Рекомендовать – не значит требовать, но ГАИ имеет на это полное право. К слову, мы эту рекомендацию поддерживаем.
Пешехода накажут за скорость?
Накажут и не только за скорость. Как было сказано выше, лицо на электросамокате – это пешеход, а следовательно, участник дорожного движения, и на него распространяются требования ПДД. В том числе их п. 18.5.1, запрещающий передвигаться со скоростью свыше 25 км/ч.
Конечно, это не будет ответственность, предусмотренная при нарушении скоростного режима автомобилями. Но есть такая статья в КоАП, как 18.20 – «Нарушение ПДД пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)».
Так вот, за превышение скорости на электросамокате накажут по ч. 1 ст. 18.20 КоАП – от 1 до 3 базовых величин (на момент публикации 1 б.в. – 42 белорусских рубля).
И да, «пьяный руль» для любителей электросамокатов тоже предусмотрен. Если пешеходом (лицом на СПМ) нарушены ПДД в состоянии алкогольного или иного опьянении, а равно если это лицо отказалось от освидетельствования, предусмотрен штраф от 3 до 5 базовых величин.
Если нарушение ПДД электросамокатчиком повлекло создание аварийной обстановки, то штраф составит от 3 до 8 базовых величин (ч. 3 ст. 18.20 КоАП).
Что такое аварийная обстановка? Если, например, другие пешеходы будут разбегаться в стороны, то есть они изменят направление движения (или совершат иные действия) для обеспечения своей безопасности.
Если нарушение ПДД повлекло причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, а также если оставлено место ДТП, предусмотрен штраф от 5 до 20 «базовых».
ГАИ предупреждает
Из сообщения Госавтоинспекции: «Вместе с потеплением становится актуальной проблема безопасного участия в дорожном движении лиц на средствах персональной мобильности и велосипедистов. При этом отмечается их широкое распространение как в личном пользовании, так и в прокате.
В первом квартале текущего года в стране зарегистрировано 5 ДТП с участием передвигавшихся на средствах персональной мобильности лиц, в которых 1 человек погиб и 4 получили ранения».
ЧП в Гродно произошло сегодня ночью. Местный пенсионер попытался заминировать автомобиль своего соседа.