С 23 апреля в Беларуси начал действовать Указ № 108 «О страховании», который предусматривает новшества при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, или так называемой «автогражданке».
О самых важных изменениях Office Life рассказала начальник управления методологии обязательного страхования и международных связей Белорусского бюро по транспортному страхованию Раиса Александрович.
Как изменились лимиты ответственности по «автогражданке»
Если говорить простыми словами, то лимит ответственности — это максимальная сумма, которую страховая компания может выплатить потерпевшему в ДТП по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств вне зависимости от количества наступивших по этому договору страховых случаев.
После того как страховые взносы и выплаты по таким договорам «отвязали» от евро и установили в базовых величинах, лимиты ответственности выросли почти на 40%. Теперь они составляют 1150 базовых величин (48,3 тыс. рублей в 2025 году), включая 460 БВ, которые страховая компания может выплатить в качестве расходов на погребение погибших в результате ДТП.
— Раньше лимит ответственности по договорам страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств составлял €10 тыс. С 23 апреля он составляет уже около €14 тыс. в эквиваленте. То есть лимит увеличился значительно, — говорит Раиса Александрович.
А что с договорами комплексного внутреннего страхования?
В просторечии комплексное внутреннее страхование — это «мини-КАСКО», когда одновременно страхуется и гражданская ответственность автовладельца, и его автомобиль. Как правило, в отношении транспортного средства оно покрывает риск — повреждение машины в ДТП.
По таким договорам размер максимальной выплаты в отношении застрахованного транспортного средства установлен такой же — 1150 БВ. Но здесь появилось важное нововведение. Теперь в случае ДТП деньги на ремонт своего авто его владелец получит, только если было столкновение с другим или другими транспортными средствами.
По европротоколу увеличили выплаты, но есть нюанс
Размер выплат в случае оформления извещения о ДТП (так правильно называется европротокол) существенно увеличился — до 150 базовых величин (6,3 тыс. рублей). В пересчете на евро — это около 1800. До сих пор было €800.
Правда, одновременно с этим уточнены условия, при которых можно будет воспользоваться таким способом оформления ДТП. К сожалению, страховые компании периодически сталкивались с попытками использовать европротокол в случае бесконтактного ДТП, когда, например, один автомобиль «подрезал» другой, в результате чего тот врезался в бордюр или что-то еще. Хотя на самом деле все могло быть иначе, проверить это было сложно.
— Поэтому теперь использовать извещение о ДТП можно только в случае, если имел место контакт (столкновение) транспортных средств. Естественно, участвовать в ДТП должны не более двух транспортных средств. Во всех остальных случаях придется вызывать сотрудников ГАИ, — подчеркнула Раиса Александрович.
Выплаты за ДТП с животными. нужно ли смотреть на дорожные знаки?
С 23 апреля в Беларуси вступило в силу важное новшество для автовладельцев. В случае ДТП с участием диких животных водитель и собственник автомобиля, если он находился в нем в момент происшествия (а также их наследники), могут получить возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью. Лимит — тот же, что и при обычных авариях (1150 базовых величин).
Это интересно, потому что ранее ничего подобного обычная «автогражданка» не предусматривала. Как рассказали в Белорусском бюро по транспортному страхованию, это связано с ростом количества ДТП с дикими животными. Их сейчас ежегодно фиксируется около 4 тыс.
Выплаты будут производиться Бюро за счет гарантийного фонда, который имеет целевое назначение. Поэтому никаких дополнительных сборов с автовладельцев не будет — достаточно действующего полиса «автогражданки». Что касается других пассажиров, если они пострадали в таком ДТП, то они тоже получат возмещение, только от страховой компании, где была застрахована гражданская ответственность владельца транспортного средства, участвовавшего в ДТП.
Что особенно ценно — такая выплата не будет зависеть от вины водителя, в том числе от того, находилось ли место аварии в зоне действия знака «Дикие животные» или нет. И, конечно, эти выплаты не распространяются на автомобиль. Компенсацию за него после такой аварии смогут получить только те, у кого есть полис автокаско.
Законодательство изменилось. нужно ли менять страховые полисы?
— Нет, не нужно. Все оформленные договоры будут действовать до истечения своего срока. Более того, уплачивать очередные взносы по ним нужно на тех же условиях, что прописаны в договоре, — говорит Раиса Александрович.
Например, если вам нужно внести вторую часть страхового взноса по «автогражданке» и она прописана в евро, то вы будете платить именно в евро по курсу Нацбанка. А если вы заключаете новый договор сейчас, то платить придется уже из расчета в базовых величинах.
При этом, если вы попали в ДТП до 23 апреля 2025 года, выплата страховых возмещений будет осуществляться на условиях и в объеме, которые действовали на тот момент. А если авария случилась после этой даты, то будут применяться новые лимиты возмещений и новые правила.
То же самое касается бланков извещений о ДТП (то есть европротоколов), которые выдаются при страховании всем автовладельцам. В содержание бланка с 23 апреля внесены изменения, но они не очень существенные. Поэтому новые бланки будут вводиться постепенно, после исчерпания запасов старых. То есть при ДТП можно смело заполнять европротокол старого образца, и страховая компания его обязана принять, говорят в Бюро. И если ДТП произошло после 23 апреля, то выплата будет уже в пределах нового, более высокого лимита ответственности.
Как пользоваться «союзной страховкой»?
Договор союзного страхования — новый для белорусов формат, но он может стать востребованным у жителей приграничных с Россией районов, а особенно — у международных автоперевозчиков. По сути это «автогражданка», которая действует одновременно в Беларуси и России.
Такой договор можно заключить на срок от 15 дней до года. Причем он будет заключаться только в электронном виде и храниться в базе данных Белорусского бюро по транспортному страхованию. Граждане и предприятия могут оформить такие страховки сами на сайте Бюро или путем обращения к страховщикам. В Беларуси возить с собой копию визуальной формы такого договора не нужно. А вот при поездках в Россию его придется распечатать.
— Подтверждением заключения договора союзного страхования будет являться запись в базе данных Бюро по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а на указанный страхователем адрес электронной почты поступит визуальная форма договора, которая может быть распечатана страхователем самостоятельно или страховщиком при обращении к нему страхователя, — прокомментировала Раиса Александрович.
Выплаты потерпевшим в ДТП по договорам союзного страхования будут производиться по законодательству страны происшествия. То есть если ДТП произойдет на территории Беларуси, то по российскому договору союзного страхования потерпевшим нужно будет обращаться в Белорусское бюро по транспортному страхованию, которое произведет такую выплату по законодательству Беларуси и в пределах лимитов ответственности, установленных в Беларуси.
А если авария произойдет в России, то по белорусскому договору союзного страхования потерпевшим нужно обращаться в Российский союз автостраховщиков, который назначит российскую страховую организацию для урегулирования страхового случая и выплаты потерпевшим страхового возмещения по российскому законодательству в пределах лимитов ответственности, установленных в России.
Можно заметить, что выплаты в России при ДТП значительно меньшие, чем в Беларуси. Лимит по ОСАГО на возмещение ущерба — 400 тыс. российских рублей (около €4,2 тыс.), а на возмещение вреда здоровью — 500 тыс. рублей (порядка €5,3 тыс.).
И последнее: несмотря на рост выплат, страховки не подорожают
Хотя более высокие размеры выплат по договорам автострахования уже официально вступили в силу, никаких доплат владельцам действующих полисов делать не придется. Новые договоры будут заключаться по ранее действовавшим ценам, которые просто пересчитаны в базовые величины на начало года, и пока их повышать не собираются, рассказали в Бюро.
Только для покупателей «союзных страховок» введены новые тарифы, что естественно, поскольку их продажи только начинаются. Например, физлица — владельцы легковых авто с объемом двигателя от 1200 до 1800 см³ за год заплатят за договор союзного страхования без учета корректирующих коэффициентов 3,88 базовой величины (162,9 рубля). А для тягача, принадлежащего юрлицу, такая страховка обойдется в 11,08 базовой (465,36 рубля).
Кстати, по состоянию на 24 апреля (то есть за первые сутки с начала продажи «союзных страховок») в Беларуси было заключено уже более 450 договоров союзного страхования.
С 26 по 30 апреля по всей стране пройдет профилактическое мероприятие "Пьяному и бесправному не место на дороге!".