| av.by
| av.by

«300 рублей в день заработаешь, а из них только 70 — твои…» Девушка честно рассказала о работе в такси

Белоруска Марина Котко в сфере такси работает уже шесть лет, причем бессменно в тарифе «Эконом»! В трудовой биографии девушки чего только не было: и «чёрные» таксопарки, «кидавшие» на деньги, и работа в минус, и даже проблемы со здоровьем, которые начались из-за безвылазного таксования. Полтора года назад Марина купила Тoyota Corolla и пересела с арендованного автомобиля на свой. Что поменялось?

Почему пошла в такси

Марина пошла в отца: он всю жизнь был связан с автомобилями — работал на МАЗе. Видя интерес дочери к технике, всячески поощрял её и поддерживал. Приложил руку и к тому, что водить белоруска научилась рано, ещё в школьные годы. А как только ей стукнуло восемнадцать, получила удостоверение категории B, причём с первой попытки, рассказывает историю девушки av.by.

 

— Недавно отучилась на категорию С, тоже в ГАИ всё сдала с первого раза. Думаю, это знак, что вождение — моё, — улыбается Марина. — У меня даже была мысль получить все категории, чтобы была возможность пересесть на машину любых габаритов. Начала с С, так как хотела пойти в дальнобой. Когда села в фуру, оказалось неожиданно удобно. Машина большая, всё видно, показалось даже легче, чем на легковой. Мне понравилось. Но пока решила притормозить с дальнобоем. Зато папа шутит, говорит: «Можно теперь тебя на МАЗы сажать, будешь песок возить». В любом случае не жалею, что открыла новую категорию.

Первая машина Марины — синяя Mazda 323 1997 года. На ней девушка проездила десять лет.

— Я её адаптировала для себя, украсила, на заднем лобовом стекле была большая наклейка с надписью: «Хулиганка». Рассекала на авто по Заславлю. Люблю выделяться, на самом деле и «Тойоту» бы обклеила, но это рабочая машина. Не хочется потом получать нагоняй от транспортников.

Вернёмся к такси… Сюда Марина пришла из сферы общепита, в которую попала в 15 лет. За плечами — курсы официанта, повара, бармена, администратора. И соответственно, работа по всем направлениям.

— Тот опыт мне очень помог в такси, потому что насмотрелась всякого. Была у меня и зарплата в 300 рублей, которых мне не хватало даже на то, чтобы машину переобуть. И 16-часовые смены в ночном заведении. Речь об одном «известном» кафе в Заславле. Частые лужи крови на крыльце, пьяные драки, потасовки… Из-за этого его и закрыли. Там и с зарплатой обманывали, а учитывая, что была несовершеннолетняя, вешали лапшу на уши, вместо положенных четырёх-пяти рабочих часов впахивала все двенадцать, а то и шестнадцать.

300 рублей в день, из которых только 70  твои…

В итоге, набив шишки, девушка в 22 года ушла из общепита… С новым местом работы подсобил знакомый таксист.

—  Как-то я ему сказала, что тоже хотела бы попробовать таксовать. И уже на следующий день меня поставили на смену с женщиной-водителем в его таксопарке. Когда позвонил директор и сообщил эту «чудесную» новость, у меня началась паника. Ведь говоря, что хочу попробовать, я не имела в виду сейчас же. Вообще не хотела ехать, боялась… Не умела даже приложением пользоваться. Но напрасно трусила — аж на шесть лет затянуло в такси.

Начинала Марина, как и многие таксисты-новички, с работы на «проценте». Машина закрепляется за двумя водителями, и её двигатель практически не глушится.

— Приходилось по 16 часов ездить. Бывало, и спали в машине, — вспоминает девушка. —  Только остановишься, чтобы заправиться, кофе выпить или в туалет сходить, сразу директор звонит: «Почему не на линии?»

— И из-за того, что безвылазно за рулём, еле выбираешься из машины, ноги ватные. Сначала выходишь, стоишь, опираясь на дверь, ждёшь, когда онемение спадёт. Я тогда и желудок посадила: не было времени на еду. И с коленом появились проблемы. Да и зарплата никакая: 300 рублей в день заработаешь, а из них только 70 — твои.

«Не платят приличные с виду люди. Даже старики!»

В конце концов выяснилось, что работодатель не платил налоги в госбюджет. Но когда за дело взялись компетентные органы, в пределах страны директора компании уже не оказалось.

— Это один из «чёрных» автопарков, в котором я умудрилась поработать, — говорит девушка. — Помню, трудился водитель, у которого семья и три кредита. И когда его «кинули» на 5 тысяч, было очень обидно. В моем случае суммы не столь крупные: 700 рублей в первом автопарке, 600 не заплатили во втором. После этого я пересела на арендный автомобиль и устроилась в другую фирму.

К слову, «кинуть» могут не только недобросовестные наниматели, но и пассажиры. Когда Марина работала с наличными, таких «зайцев» было хоть отбавляй.

— Многие убегали, я им кричу: «А деньги? Деньги где?» А их и след простыл. Причём не платили приличные с виду люди, даже старики! Сейчас я работаю только по безналичному расчёту и очень этому рада. Не нужен мне этот таксометр: если кто не заплатит, придётся из своих добавлять.

Тoyota Corolla, которую перекупы грамотно «зафуфлили»

Идея купить собственную машину для работы в такси у Марины зрела давно. Около года она с отцом ездила по салонам и выбирала.

— Изначально были мысли взять Lada на вторичном рынке. Но все авто оказались страшно убитыми и неоправданно дорогими. И как-то позвонил папин знакомый продавец с авторынка, сказал, что появилась Тoyota Corolla 2009 года выпуска.

— Начальная цена была 10 тысяч долларов, мы сторговались до $9 тысяч, — рассказывает Марина. — Как позже выяснилось, она не стоила таких денег: ржавые пороги, битое лобовое стекло, течь с крыши. Всё это перекупы грамотно «зафуфлили». Пришлось вложить в неё много денег, времени и сил.

— А ещё недавно мне в бок на кольце въехал один… нерусский. Составили европротокол, и… ремонт обошёлся в 5 тысяч рублей. Всё из моего кошелька.

— В страховой сказали, что цена за ремонт значительно завышена и он сильно затянут по времени. Хотя я специально делала всё на СТО, чтобы чеки были, вместо того чтобы к знакомым загнать и дешевле отремонтировать. Как итог — осталась ни с чем, хотя даже не виновата.

«За выходные можно заработать 1 000 BYN»

Все шесть лет Марина работает по тарифу «Эконом». Для неё он самый приемлемый по заработку и динамике:

— За рулём не замечаешь, как быстро летит время. Предлагали попробовать себя в «Бизнесе», но там куча своих нюансов. С одним из них я не готова мириться — это долгое ожидание заказа. Если в «Экономе» они идут друг за другом, то в «Бизнесе» ещё надо дождаться своего клиента. А ожидание меня убивает, я люблю постоянное движение.

Конкретного графика у Марины нет. Тем не менее девушка выработала приемлемый для себя темп. Её рабочее время — праздники, выходные и смена с 14:00 до полуночи в будни.

— Сейчас директор автопарка поставил планку в 5 тысяч рублей ежемесячно. Поэтому свободного времени стало меньше, постоянно за рулём. Хороший «кеш» можно получить на выходных.

— С пятницы по воскресенье по 12 часов поработал — у тебя 1 000 рублей. Обычно я выхожу в час дня и до семи утра езжу. На Новый год за 31 декабря и 1 января заработала 1 500 BYN. Коэффициенты были очень высокие — 20+. Стоили поездки от 26 рублей и выше. А ждать людям приходилось по часу, мало водителей оставалось на линии.

— Что касается заработка, то математика следующая: 17% прибыли забирает автопарк, 23% — «Яндекс Go». Вот и считайте.

В «чёрных» автопарках зарабатывала больше. Тогда с прибыли работодателю шло всего лишь 10 рублей в день, остальное — водителю.

Пьяные, чудаковатые и… бабочка в бутылке! 

Поговорим о пассажирах. За шесть лет у Марины накопилась не одна забавная история. Кадры, по словам девушки, в такси попадаются разные. Кто-то кофе угостит, шоколадку подарит, а кто-то испачкает весь салон, выгребет все конфеты с дверей и спасибо не скажет.

— Что греха таить, некоторых рвало прямо в салоне… Ох, как потом тяжело было его вымывать и избавляться от запаха! Ехал один парень с пивом и разлил его на сиденье. Всё — рабочий день закончен! Это сейчас у меня кожаные чехлы, которым не страшны такие напасти. Хотя всё равно кто-то умудрился ногтем поцарапать.

Пьяных пассажиров, несмотря на нелюбовь к ним, девушке тоже приходится часто возить. Особенно на выходных.

— Как-то один такой клиент хотел угнать машину. Была долгая поездка, он заснул. А когда приехали, еле разбудила. Я вышла из авто, чтобы его выпроводить, а он рванул на водительское место. Я за ним… Пришлось драться, как врезала ему по ноге! И бегом за руль и сматывать удочки оттуда.

А вот ещё история с пьяными. Забирала компанию граждан, выпивавших на Зыбицкой в девять утра, они дали деньги и заявили: «Будем спать!» Попросили заехать на заправку за пивом, опохмелились — ну и дальше на боковую. Отвезла их на Минское море и до десяти вечера слушала, как они храпят. Зато заработала 300 рублей. Хотя им дешевле было бы гостиницу снять.

Работала девушка и в тарифе «Доставка животных». За это время с ней тоже успела приключиться пара занятных историй:

— По этому тарифу поездка на 2 рубля дороже. Помню, приезжаю, садится человек, у него ни собаки, ни кота… Спрашиваю: «А где животное?» Мне в ответ: «Так вот же — в бутылке». А там — бабочка! Оказывается, её везли к ветеринару, чтобы пересадить крылья. Я еле сдерживала смех. К такому меня жизнь не готовила. Спрашивается, почему не заказать обычную поездку, учитывая, что всё равно пассажир держит эту бутылку в руках?!

— Везла как-то пожилую пару, старушка так горько плакала, её собака попала под поезд и умерла. Муж, вместо того чтобы утешить, всё повторял: «Да успокойся, зачем тебе эта псина?» Ещё одна женщина ехала с собакой в три часа ночи на кладбище. Непонятно, что она там забыла в такое время… Странные бывают люди. Чего только не увидишь в такси!

«И что такая красавица за рулём делает?»

— Наверняка парни с тобой нередко хотят познакомиться?

— Да, это так. Периодически оказывают знаки внимания, дарят цветы, шоколадки, тортики, спиртное — коньяк, вино. Предлагают угостить кофе. «И что такая красавица за рулём делает?» — стандартная фраза, которую часто слышишь от лиц неславянской внешности.

— Но я против. Лучше знакомиться вне работы. Хотя пару лет назад с одним пассажиром сошлись на автомобильной теме, он дальнобойщик. До сих пор общаемся. А в целом я не рассматриваю такси в качестве места для знакомств, особенно романтических.

Из ряда комических есть у меня одна история. Помню, везла пассажира подшофе. Уже приехали, человек не выходит. Я на него смотрю выжидающе, а он как выдаст: «Сколько возьмёте, чтобы грудь показать?» Смех, одним словом. Хорошо, что это был конец поездки. Удалось быстро его спровадить.

Ласточка в «ласточке»

Есть у девушки любимый пассажир — волнистый попугайчик Ласточка. Скоро потеплеет, и пташка будет гордо восседать на руле, пока Марина мчит по трассе.

— На работу я его с собой не беру, но в повседневной жизни он со мной катается. Ни разу не улетал. Он ручной, любит целоваться и обожает, когда ему массаж делают, а ещё танцует. Невероятно умная птица. Ласточка появился у меня, когда только начала работать в такси. Кличка у него тоже говорящая.

Блиц-опрос от av.by

— Насколько в такси важен рейтинг?

— У меня уже полгода держится пятёрка. Как-то ехала парочка — не знаю, может, девушка приревновала парня, — и после них рейтинг немного снизился. Хотя никакого флирта не было с его стороны. 

Но вообще, у меня сервис почти бизнес-класса. Люди часто просят подключить блютус и поставить свою музыку. Слушаем блатные песни.

— А ещё мне нравится украшать машину. На Новый год салон весь в гирляндах! Люди любят фотографировать. В дверях всегда есть конфетки. Правда, бывают такие кадры, которые все до одной выгребают. Ну да ладно, у меня всегда имеется запас.

— Замечала ли ты скептицизм у некоторых пассажиров, когда они видят за рулём девушку?

— Да! Меня очень злит, когда спрашивают: «Довезёте хоть?» Ещё постоянно удивляются тому, что девушка в такси. Хотя сейчас нас в этой сфере немало.

— Пассажиры учат водить?

— Нет, но дорогу указывать любят. И порой, слушая этих штурманов, попадаешь в такие дебри!.. Думаешь: «Лучше бы по навигатору поехала». Я подобным клиентам кол сразу ставлю.

 Как будешь праздновать 8 Марта?

— Изначально планировала работать, но… решили с сестрой, которая тоже в такси ездит, отметить и посидеть в кафе! Так что станем веселиться!

Автор текста Любовь Сагалович

6 июня с конвейера завода «БелДжи» сошел юбилейный отечественный автомобиль. Стотысячным по счету стал кроссовер Belgee ...
Сеть видеокамер республиканской системы мониторинга общественной безопасности, работающая круглосуточно, фиксирует все н...
Гудронатор для заливки швов, "тайфун" для инъекций – интересные слова для обычного человека. А для дорожников – это будн...
Представитель Министерства строительства и архитектуры Виктория Каркозова объяснила, какие принципы действуют сегодня пр...
Следите за нами в соцсетях