Принудительная эвакуация транспортных средств в стандартном понимании автовладельцев случается из-за нарушения правил дорожного движения с последующим помещением автомобиля на штрафстоянку.
На деле же бывает и так, что никакого нарушения для эвакуации и не нужно.
В законодательстве есть такое понятие, как «отбуксировка транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку». Если совсем просто, это когда машину эвакуируют в любое удобное место и оставляют там, рассказывает Евгений Грачев из ABW.
Отбуксируют, но не накажут
Согласно инструкции «О порядке принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства и помещения его на охраняемую стоянку, отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку и блокировки колеса транспортного средства», автомобиль принудительно, с использованием средства эвакуации либо без его использования, перемещают с места его нахождения на расстояние, которое позволит устранить его как препятствие, на место, где он не будет мешать движению, работе транспортных средств оперативного назначения и (или) транспортных средств дорожно-эксплуатационной, коммунальной служб.
Т.е. ПДД при этом могут быть и не нарушены водителем. Просто его автомобиль мешает, например, работе пожарной бригады или дорожным службам, осуществляющим ремонт дороги.
Используется для этого в основном эвакуатор, за услуги которого собственник транспортного средства платить не должен, так как нарушений с его стороны нет.
![evakuatsia pravila 02](/images/2025/02/evakuatsia-pravila-02.jpeg)
Интересно, что в документе не уточняется, как можно эвакуировать машину «без использования средств эвакуации». Возможно, имеется в виду, что ее могут просто отодвинуть в сторону пару крепких мужчин.
Решения об отбуксировке транспорта без помещения его на специализированные автостоянки могут принять старшие по должности сотрудники милиции, КГБ, пограничной службы, Следственного комитета, таможни, МЧС, уполномоченный медицинский работник бригады скорой медицинской помощи, должностное лицо дорожно-эксплуатационной или коммунальной службы и т.д.
При этом должен быть проведен внешний осмотр транспортного средства на предмет установления видимых повреждений в присутствии не менее двух совершеннолетних лиц. При возможности проводится фото- или видеосъемка, что отражается в акте осмотра. Исключение – проведение аварийно-спасательных работ, когда жизни или здоровью людей грозит опасность. В таких случаях при осмотре присутствие двух совершеннолетних лиц не требуется.
Акт осмотра составляется в двух экземплярах. Первый остается у лица, принявшего решение об эвакуации, второй помещается на лобовое стекло автомобиля в упаковке, чтобы документ не испортился атмосферными осадками. Как правило, речь идет про обычный файл для бумаги формата А4.
Важно! Машина не может быть отбуксирована в место, где остановка или стоянка запрещена. Это запрещено.
Блокировка колеса
Существует еще такое понятие, как «блокировка колеса транспортного средства».
Блокировка колеса транспортного средства – использование сотрудником Государственной автомобильной инспекции, органов пограничной службы, должностным лицом таможенных органов технических средств для блокировки колеса транспортного средства, исключающей возможность движения транспортного средства, в случаях нарушения водителем этого транспортного средства правил остановки или стоянки транспортных средств, а также для предотвращения нарушения режима в пунктах пропуска при наличии оснований полагать, что он может быть нарушен.
![evakuatsia pravila 01](/images/2025/02/evakuatsia-pravila-01.jpeg)
А вот эта мера применяется вследствие нарушения ПДД. Если обратиться к ПИКоАП, то в статье 8.12 указано, что блокировка колеса автомобиля может быть использована при нарушении ч. 3–4 ст. 18.18 КоАП, а это:
- остановка или стоянка грузового автомобиля, автобуса, колесного трактора, самоходной машины, прицепа с нарушением правил дорожного движения (ч. 3);
- действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения (ч. 4).
Таким образом, речь идет про грузовые автомобили, автобусы, тракторы в случаях нарушения их водителями правил остановки или стоянки. У легковых авто блокировка колеса специальными устройствами не предусмотрена.
Блокировке подлежит переднее левое колесо, а при невозможности его блокировки – любое колесо, доступ к которому наиболее удобен.
О блокировке незамедлительно информируется оперативно-дежурная служба территориального отдела милиции по месту выявления нарушения. В случае, если блокируется не переднее левое колесо транспортного средства, принимаются меры по информированию его собственника (владельца) об этом.
Снятие блокировки колеса осуществляется сотрудником ГАИ в присутствии собственника (владельца) транспортного средства или уполномоченного им лица по первому требованию.
Так что не всегда транспортные средства перемещаются из точки А в точку Б с помощью эвакуатора. И не всегда только вследствие нарушения ПДД.
А что с нарушениями?
Напомним, за что точно могут применить принудительную эвакуацию, причем на охраняемую стоянку, что означает, что придется оплатить и услуги по хранению авто, и услуги эвакуатора:
- ст. 18.14 КоАП «Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления»;
- ст. 18.15 КоАП «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача права управления такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования);
- ч. 1–4 ст. 18.18 КоАП «Нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, а также иных правил дорожного движения», в результате чего создано препятствие для дорожного движения или возникла угроза безопасности граждан».
Нарушители с газовыми баллонами и метеозондами задержаны в приграничье с Литвой.
Специалисты "Ремстройавтодора" установили остановочный павильон на улице Магистральной.