| ABW.BY Евгений Грачев
| ABW.BY Евгений Грачев

Почему авто из Кыргызстана не поставили на учет в ГАИ? Иногда под словом "дешевле" скрывается большое "но" 

В стремлении купить машину по самой доступной цене многие потенциальные автовладельцы заглядываются на зарубежные рынки.

Там действительно можно найти варианты подешевле, чем у нас. Но при этом почти всегда находятся какие-то "но".

Речь в статье пойдет о трех важных вещах:

1. Какие подводные камни могут быть при покупке авто в Кыргызстане
2. Отказ в регистрации основан на актах законодательства
3. Без снятия с учета в Кыргызстане поставить авто на учет в Беларуси нельзя?

Павел искал машину по объявлениям в интернете. А там, конечно, предложений очень много. Его особенно заинтересовало одно, так как цена на искомое авто в нем была гораздо ниже, чем у других аналогичных вариантов, рассказывает ABW. Что было дальше?

В регистрации отказать!

«Не так давно я купил машину, – рассказал Павел. – В заинтересовавшем меня объявлении предлагалось приобрести новую машину из Китая, но на территории Кыргызстана. Внимание акцентировалось на том, что для граждан Беларуси и России это выходит гораздо дешевле, чем на их рынках.

Я позвонил по указанному номеру, расспросил о деталях. И хотя собеседник говорил много, понял я не все: растаможки, какие-то платежи, разные схемы. Но главное – доступная цена.

Я согласился и купил новую китайскую машину у гражданина Кыргызстана. К ним в страну автомобиль был ввезен напрямую из Китая. Мы заключили договор купли-продажи, который я подписал и отправил по почте на адрес продавца. Внес предоплату.

Когда автомобиль прибыл на белорусскую таможню, я оплатил стоимость машины полностью, как и договаривался с продавцом.

Но таможенные органы не спешили отдавать мне машину – была проверка легальности моего приобретения. На это ушло почти полтора месяца. Тем не менее документы по уплате утилизационного сбора у меня в итоге приняли, ЭПТС был зарегистрирован (ранее машина на учете не стояла), и транспортное средство было выпущено в свободное обращение – именно так официальным языком мне сказал представитель таможни.

Далее я предоставил в МРЭО ГАИ Минска документы для постановки автомобиля на учет. Их приняли, но сказали мне ждать решения. Как и таможню, что-то их смутило.

В итоге я получил отказ в регистрации машины: со слов инспекторов ГАИ, договор купли-продажи был неправомерен. Как показала их проверка, якобы он не был зарегистрирован в Кыргызстане. Я пытался объяснить, что купил машину напрямую от физлица, а потому регистрация нужна только у нас. И почему тогда таможня дала добро? Меня не стали слушать – отказ!

Помогите разобраться, что не так. Ведь по таким же договорам гонят машины из Европы и Америки. Разве нет?»

Как ввезенная машина стала нелегальной

«Купил новую машину» – в данной ситуации с юридической точки зрения это уже спорное утверждение. Все-таки автомобиль приобретался по договору купли-продажи у физического лица.

Постановлением правительства Кыргызской Республики «О вопросах регистрации транспортных средств, установок и оборудования» установлено, что право собственности на транспортное средство регистрируется уполномоченным органом, который после совершения всех необходимых процедур выдает регистрационные знаки на автомобиль и документы к нему.

То есть на автомототранспортные средства, принадлежащие физическим лицам, выдаются свидетельства о регистрации транспортного средства. Почему в нашей истории этого документа не оказалось? Судя по всему, гражданин Кыргызстана, фактически ввозивший автомобиль на территорию своей страны, просто не удосужился поставить машину на учет, как того требуют местные законы. А должен был. И поставить на учет, и потом снять ее с учета, и получить транзитные номера, предварительно зарегистрировав в ГАИ договор купли-продажи. Процедуры те же, что и у нас.

При этом автомобиль все же прибыл в Беларусь. В соответствии с Положением о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия их с учета и внесения изменений в документы, связанные с государственной регистрацией транспортных средств (далее – Положение) регистрация автомобиля осуществляется на основании заявления физического лица при предоставлении документов, среди которых – свидетельство о регистрации с отметкой о снятии машины с учета, выдаваемое государством – членом ЕАЭС (Евразийского экономического союза), подтверждающее снятие такого транспорта с учета, а также документы, подтверждающие законность приобретения транспортного средства – для транспортного средства, приобретенного (полученного) на территории ЕАЭС (п. 13 Положения). Напомним, что Кыргызстан – страна – член ЕАЭС.

У Павла свидетельства о регистрации, конечно, не оказалось. А документ, подтверждающий законность приобретения машины, он же договор купли-продажи, по факту является филькиной грамотой, поскольку не был зарегистрирован в установленном законом порядке.

Тогда почему документы приняли в нашей ГАИ? Потому что обязаны были это сделать. Но далее, в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах административных процедур» (далее – Закон), была проведена проверка, по результатам которой в регистрационных действиях заявителю отказали на основании того, что в регистрирующий орган (ГАИ) не предоставлены необходимые документы. Такой отказ предусмотрен ст. 25 Закона (дословно): «…если заинтересованным лицом предоставлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства».

Что делать?

Теперь перед Павлом стоит действительно трудная, но разрешимая задача – легализовать машину на территории Беларуси. Для этого он должен совершить с ней все необходимые регистрационные действия на территории Кыргызстана. А именно:

- поставить автомобиль на учет;
- снять его с учета;
- зарегистрировать договор купли-продажи;
- получить «транзиты».

Стоит ли говорить, что пройти вышеперечисленные процедуры в Кыргызстане – это дополнительные затраты как временные, так и денежные. И наверняка влетят нашему герою в копеечку. Итоговую стоимость машины предугадать сложно.

7-9 февраля в Смолевичском районе Минской области пройдут масштабные соревнования мотоциклистов "Enduro four seasons", к...
Фактов, связанных с оформлением гражданами на свое имя дорогих авто, становится все больше, констатируют в налоговых орг...
Владелец нового автомобиля должен проходить определенные процедуры в рамках гарантийного обслуживания в соответствии с т...

Что делать, если номера на автомобиле сильно выцвели, покрылись ржавчиной или повреждены?

Следите за нами в соцсетях