| ABW Владимир Фалалеев
| ABW Владимир Фалалеев

Некоторые автовладельцы будут обязаны "дотаможить" приобретенные автомобили, уплатив увеличенный утильсбор

То, чего так опасались покупатели и компании-продавцы, все же случилось: за машины, прибывшие в Беларусь через Кыргызстан по «левой» цене с заниженными таможенными платежами, придется доплатить.

В некоторых случаях суммы могут быть весьма внушительными.

Как напомнил ABW.BY, в марте был нанесен первый удар по покупателям, приобретающим автомобили у официальных продавцов: постановлением Совета Министров Беларуси №185 были существенно повышены ставки утилизационного сбора для юридических лиц, ведь суммы уплаченного утильсбора включаются в итоговую стоимость автомобиля.

Очередная порция адреналина, которую получили компании по пригону авто и их клиенты, прилетела с выходом постановления Совмина от 18 июня 2024 года №432, которое внесло коррективы в порядок взимания утильсбора в отношении автомобилей, ввезенных из стран ЕАЭС.

По своей сути утилизационный сбор – это не налог на автомобиль, а фактически платеж за то, что вы (или кто-то по вашему поручению либо компания по собственной инициативе) ввозит в Беларусь автомобиль. В пополнении бюджета нет ничего плохого, но, полагаем, автовладельцы были бы рады среди расходных статей видеть что-то имеющее отношение к автомобилям.

Рассказывает Владимир Фалалеев.

Откуда дровишки?

Начнем издалека. То, что при импорте автомобилей в Кыргызстан из стран, не входящих в ЕАЭС, их стоимость существенно занижается, а региональные таможенные органы на это просто закрывают глаза, было известно давно. И инвойсы успешно занижались, и порой заявленная стоимость уменьшалась более чем наполовину. И это при том, что в других государствах – членах ЕАЭС в силу разных причин это технически невозможно.

Самые лояльные таможенные правила среди всех стран ЕАЭС открывали лазейку ввезти автомобиль с минимальными платежами. Именно такая система, а точнее – полное отсутствие системы контроля цен, позволила в определенный момент стать Кыргызстану одним из основных импортеров автомобилей в таможенное пространство EAЭC: согласно данным Национального статистического комитета Кыргызстана, в 2023 году из 61 страны мира в Кыргызстан было ввезено 184 789 автомобилей, что в 1,8 раза больше, чем за предыдущие 5 лет.

Сколько веревочке ни виться…

Первой страной, которая ввела заградительные пошлины, стала Россия. Еще 14 февраля 2024 года стало известно, что недоплаченные суммы таможенных платежей, возникшие из-за разницы в оценке автомобилей в России и стране ввоза авто на таможенную территорию ЕАЭС, будут взиматься в виде увеличенного утилизационного сбора. И машины из Кыргызстана, которые стало невыгодно везти в Россию, поехали в другие государства, в том числе и Беларусь.

Многие предполагали, что аналогичные меры примет и Беларусь, поэтому введение заградительной пошлины в виде утильсбора, учитывающего разницу сумм растаможки при ввозе автомобиля на таможенную территорию ЕАЭС и аналогичной суммы согласно белорусскому законодательству, по большому счету, не было неожиданностью. Но «сюрприз» все же был.

Обидно другое: в результате нововведений пострадали прежде всего конечные покупатели: подавляющее большинство транспортных средств, ввезенных в Беларусь через Кыргызстан, предназначалось именно для личного пользования, ведь перепродажа в Россию из-за доначисления утильсбора потеряла всякий смысл.

Машина вроде есть, но ее как бы и нет

Как оказалось, белорусов, ввозивших авто через Кыргызстан, сейчас поставили перед фактом: им необходимо подтвердить законность ввоза транспортного средства на таможенную территорию EAЭС. Для этих целей владельцы таких авто получают требования разместить автомобиль в пункте таможенного оформления. Неподчинение требованию грозит наложением штрафа от 2 до 100 базовых величин, общественными работами или административным арестом (ст. 24.3. КоАП). Подчиняясь требованиям, привозят, оставляют и… не знают, как забрать.

«Проводится проверка» – такова суть ответа на обращения автомобилистов, вынужденных стать пешеходами. И все бы хорошо, только вот такие проверки проводятся не день и не два – иногда срок нахождения автомобиля на СВХ исчисляется месяцами. В распоряжении редакции ABW.BY находится обращение читателя в Минскую региональную таможню с просьбой прояснить, когда ей вернут автомобиль, который она предоставила в МРТ в мае 2024 года.

«До настоящего времени данное транспортное средство мне не возвращено, о результатах проверки законности ввоза автомобиля на территорию Республики Беларусь не сообщается, что препятствует реализации права собственности, гарантированного Конституцией Республики Беларусь».

В ответе региональной таможни есть ссылки на законодательные акты, согласно которым транспортное средство находится в зоне таможенного контроля, но нет главного: когда проверка закончится и владелец сможет поставить авто на учет.

Неужели таможенные органы Кыргызской Республики работают настолько медленно, что не могут быстро подтвердить достоверность предоставленных документов? Или, может, дело в почтовой связи? Согласитесь, почти два месяца ожидания – это уже перебор. И это при том, что такая вынужденная стоянка платная: 9 рублей в день.

Заплатить сейчас или поставить на учет через год

Можно было бы предположить, что удержание автомобилей связано с тем, что изменения, внесенные в постановления Совета Министров от 01.06.2019 №437 и от 30.12.2022 г. №951, вступают в силу 1 июля, но эти изменения будут распространяться на автомобили, с даты ввоза которых прошло менее года и в отношении которых не был предоставлен расчет утилизационного сбора.

«Для целей настоящего постановления критерием при определении ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых (ввезенных) с территории государств – членов Евразийского экономического союза, с даты выпуска таможенным органом которых в иных государствах – членах Евразийского экономического союза до момента представления в Республике Беларусь документа, отражающего исчисление и уплату утилизационного сбора, прошло менее одного года, является заключение о независимой оценке транспортного средства, выданное юридическим лицом, осуществляющим оценочную деятельность».

В соответствии с п. 3 ст. 306-1 Налогового кодекса Республики Беларусь, в отношении транспортных средств, ввезенных с территорий государств – членов Евразийского экономического союза и подлежащих государственной регистрации на территории Республики Беларусь, применяются ставки утилизационного сбора, действующие на дату представления расчета утилизационного сбора в таможню.

Новый порядок начисления утильсбора будет применяться как к еще не ввезенным в Беларусь автомобилям, так и к уже ввезенным, но по которым утильсбор еще не уплачен.

Т.е. все автомобили, стоимость которых при растаможке в других странах ЕАЭС была занижена или не соответствует стоимости, определенной независимым оценщиком, и в отношении которых до настоящего момента утильсбор не уплачен, «зависнут на СВХ как минимум до 1 июля. Для их «удержания», как было сказано выше, основания найдутся.

И это, к слову, касается не только автомобилей, ввезенных через Кыргызстан. Если у таможенных органов Беларуси возникнут какие-то сомнения и эти сомнения подтвердятся, владелец будет обязан «дотаможить» авто, уплатив увеличенный утилизационный сбор.

Помните старую шутку «даже когда вас съели, у вас есть два выхода»? Так и в сложившейся ситуации: можно или заплатить утильсбор по новым ставкам, или поставить ввезенный автомобиль во дворе «отстояться», дождаться, когда пройдет год с момента выпуска автомобиля в свободное обращение (ввоза в Беларусь), и уже тогда предоставлять автомобиль на независимую оценку. Но привезти машину и смотреть на нее из окна дома в течение года – так себе идея. Да и ждать с моря погоды тоже не вариант: мало ли что за год изменится?

Известный гродненский бизнесмен Станислав Семашко рассказал о планах реконструкции здания бывшего Дома быта в историческ...
Компания "БЕЛДЖИ" объявила отзывную кампанию "Замена компонентов системы вентиляции топливного бака BELGEE S50 (Geely Em...
Гражданин России пытался незаконно вывезти из страны 56 тысяч долларов США, теперь ему грозит наказание вплоть до лишени...

В воскресенье, 16 ноября, около 11 часов вечера в Гродно, на проспекте Янки Купалы, произошло серьезное ДТП.

В ночь с 16 на 17 ноября на границе Беларуси и Польши открываются пункты пропуска "Брузги - Кузница" и "Берестовица - Бо...
В Гродно открылся новый магазин “Автозапчасти на Ольшанке”. Он работает около месяца и является единственным в городе, г...
Государственный пограничный комитет Беларуси выпустил заявление о том, что регистрация в зонах ожидания перед пунктами п...
Министр транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович рассказал, что за последние два года годах на дороги в Беларуси было ...
Следите за нами в соцсетях