В последние недели все чаще возникали ситуации, когда растаможенные в Кыргызской Республике и доставленные в Беларусь автомобили наши таможенники просили оставлять на территории СВХ для проверок.
Журналисты портала av.by приступили к сбору информации и даже направили официальный запрос с перечнем вопросов в Государственный таможенный комитет.
Однако вчера, 20 июня, было опубликовано постановление Совмина Беларуси, в котором дополнили порядок исчисления утилизационного сбора.
Портал совместил уже собранный материал с пояснениями эксперта о смысле нововведений. Похоже, белорусам придётся доплачивать за «недотаможенные» в странах ЕАЭС автомобили.
Эксперт: «Суть проста и понятна: всё, что было недоплачено, выставят к доплате»
Чтобы разобраться в изменениях, журналисты побеседовали с Ильёй Колонтаем, директором компании «1-й автоброкер». Мужчина по роду деятельности брокер и занимается оформлением СБКТС, ЭПТС, списанием утильсбора для конечных покупателей в РФ, ЭПСМ, факультативно — привозом и подбором автомобилей из Беларуси.
— Вкратце: в чём суть нового постановления? Создаётся впечатление, что происходит очередная унификация с российским таможенным законодательством.
— Скорее это свидетельствует о том, что власти закрывают обнаруженные в законодательстве лазейки, которые появились после увеличения утилизационного сбора в Российской Федерации.
После августа 2023 года в Беларусь поехали искать новых собственников автомобили из Армении: сперва авто с объёмом более 3 000 см³, а после прошлого ноября и обычные машины с меньшим объёмом ДВС, но растаможенные на юридических лиц в Армении, так как и в первом, и во втором случае при ввозе таких транспортных средств в Российскую Федерацию им грозят коммерческие ставки утилизационного сбора в размере от $3 400 до $18 450 (по актуальному курсу российского рубля к доллару США).
Растаможка в Армении хоть и проходит без оценки стоимости, но, так как абсолютное большинство автомобилей оттуда импортировано со страховых аукционов, при расчёте сборов таможня ориентируется и на инвойс, и на сведения из открытых источников о выигрышной ставке лота, а для авто, импортированных из Грузии, у таможенных органов Армении имеется статистическая стоимость, максимально приближенная к реальным ценам в соседней стране. Если за автомобили из Армении волноваться не стоит, то растаможенные в Кыргызстане машины вызывают беспокойство.
— Почему именно автомобили из Кыргызской Республики волнуют? Ну, во-первых, по ним уже начались проверки в Беларуси, а не только в России. Во-вторых... как бы это сказать. Чтобы занизить стоимость автомобиля в Кыргызстане, нужно «замотивировать» отдельных лиц на сумму 200—500 долларов, после чего автомобиль с реальной стоимостью $26 400 (к примеру, новый Geely Monjaro в «топе» из Китая) начинает стоить по документам 5 000—12 000 долларов.
И именно с этой стоимости в Кыргызстане оплачивались и оплачиваются по сей день 15% таможенной пошлины и 12% НДС. Недоплаченную сумму таможенных пошлин можно легко посчитать. С недавних пор в той же Кыргызской Республике появилась растаможка по правилам ЕАЭС — по таможенным приходным ордерам (ТПО) на физлиц. Но и тут не стоит надеяться на честность — уже видел их ТПО на новые Toyota Camry с ценой $10 000 в документах. Реальный прайс такого автомобиля — $29 100 за «максималку» на 2,0-литровом моторе.
Проверить страну растаможки авто по VIN-коду можно по этой ссылке.
— Автомобили из Казахстана, если являются товаром ЕАЭС, могут «таможиться» в Казахстане по ставкам ВТО, но разница к дотаможке будет несущественна. То есть, как и в случае с машинами из Армении, переживать не стоит.
— После такого достаточно длинного пояснения про автомобили, растаможенные в странах — участницах ЕАЭС, перейдём к сути постановления Совмина Республики Беларусь от 18.06.2024 № 432. А она проста и понятна: всё, что было недоплачено, выставят к доплате.
Есть надежда, что авто, которые уже стоят на учёте, не получат доплаты, так как по общему правилу изменения законодательства не распространяются на сделки, совершённые до его изменений, но в ситуации с Кыргызстаном всё-таки очевидно: история с занижением таможенной стоимости носит массовый характер. И по-хорошему, по «духу закона» ответственность за это (с учётом масштаба занижений — уголовная, помимо историй с «мотивациями») должна лежать на должностных лицах, осуществлявших выпуск в свободное обращение таких транспортных средств, а не на физическое лицо, купившее машину. По «букве закона», исходя из постановления № 432, платить будет конечный покупатель.
— Правильно ли я понял, что, согласно изменениям, формула расчёта утильсбора аналогична российской, за исключением отдельных деталей?
— Постановление Совмина Республики Беларусь от 18.06.2024 № 432 — это максимально упрощённый аналог постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2024 № 152 (того самого, по которому была введена формула расчёта доплаты утильсбора).
Из постановления Совмина следует, что неважно, как автомобиль был растаможен (по ТПО или по ТД): если будет установлено занижение стоимости — доплачивать за автомобиль вы будете исходя из ставки 48%. Ну или по «кубикам» мотора, ориентируясь на заключение о независимой оценке вашего транспортного средства.
— Возьмём Geely Monjaro, который заехал на таможню Кыргызстана с заниженной стоимостью $10 000. С него уплатили $1 500 таможенных пошлин. Потом он приехал в Беларусь для постановки на учёт, а «в плечи» получит ещё около $11 000 по итогам независимой оценки — к «утилю» в 500 рублей.
Почему именно одиннадцать тысяч? Потому что цена топового Monjaro в Китае — $26 400, 48% от 26 400 — $12 672, от данной цифры отнимаются уплаченные в Кыргызской Республике $1 500. Возможно, от этой суммы отнимут ещё НДС, но я бы на подобное не рассчитывал, так как всё-таки это внутренний налог каждой страны — участницы ЕАЭС и в постановлении про НДС нет ни одного слова.
Если за ваш автомобиль из Кыргызстана (или другой страны ЕАЭС, где у вас каким-то чудом получилось занизить стоимость авто) вам «светит» существенная сумма к доплате, а ТС ещё не стоит на учёте в Беларуси, ваш последний шанс избежать доначисления — подождать год с момента растаможки и после этого подаваться на постановку на учёт.
— Рекомендация исходя из текста пункта 3-1: «...Критерием при определении ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых (ввезённых) с территории государств — членов ЕАЭС, с даты выпуска которых до момента представления в Республике Беларусь документа, отражающего исчисление и уплату утилизационного сбора, прошло менее одного года».
Чуть выше я говорил о «надежде» на то, что доплаты минуют уже стоящие на учёте авто, но если вчитаться в постановление, становится ясно: шансы невелики. Так как Совмин оставил оговорку в прошедшем времени — «ввезённых», а Кыргызстан более-менее активно «поехал» в Беларусь как раз с начала этого года…
Грубо говоря, да, формула практически одна — неясен лишь вопрос с НДС: будут ли его учитывать в сумме уплаченных таможенных пошлин или нет.
— Касается ли это бэушных автомобилей? Не новых «китайцев», а подержанных «корейцев», например.
— «Корея» через Кыргызстан — такая же история, как и с новым «китаем». Будут смотреть, по какой цене растаможили, и накинут всё в утильсбор, если недоплачено. Опять же, сколько накинут, станет понятно из оценки стоимости, ведь автомобили всё-таки б/у.
Трёх- и пятилетние авто там тоже было выгодно «таможить»: кыргызы набрасывали «кубики» до стандартных значений.
— Производится процедура оценки, а также запрашивается стоимость фактически уплаченных таможенных пошлин и НДС. Если устанавливается факт нарушения таможенного законодательства и потребуется доплата, то это транспортное средство не получится «дотаможить» при помощи преференций в виде Указа № 140?
— «Дотаможить» с преференциями Указа № 140 не получится: это не таможенные пошлины, а «скидок» на утильсбор нет.
— Исходя из опыта: сколько могут длиться подобные проверочные процедуры?
— Взаимодействие кыргызской стороны с коллегами-таможенниками из России происходит быстро. С недавних пор в Кыргызстан направляются запросы на уточнение стоимости, указанной в таможенной декларации, и сейчас ответы приходят максимум в течение недели. Поэтому, даже если автомобиль находился на учёте в Кыргызской Республике и таможенной декларации на машину у вас нет, ответ о таможенных платежах придёт очень быстро. Не думаю, что у таможни Беларуси, даже если они будут направлять запрос в Кыргызстан, на подсчёт и выставление доплаты уйдёт более двух недель.
— Как это отразится на рынке Беларуси?
— Никак, только пополнится бюджет Беларуси! Ну и машины из Кыргызстана, которые сейчас висят в продаже без учёта, пропадут на какое-то время с досок объявлений… Либо будут ждать год с момента растаможки, либо доплатят причитающиеся суммы.
Kia Sorento из Южной Кореи: «Стоит на СВХ, а деньги за стоянку „капают“»
От разбора нововведений с экспертом перейдём к историям читателей av.by, которые успели собрать ещё до опубликования постановления. Гомельчанин Дмитрий недавно приобрёл кроссовер Kia Sorento 2019 года выпуска в Кыргызской Республике, куда машина была ввезена из Южной Кореи, страны производства.
— Я приобрёл автомобиль в Кыргызстане, когда он там не стоял на учёте. Я планировал обратную дорогу преодолеть своим ходом, потому пришлось доплатить ещё немало (порядка $500), чтобы поставить авто на учёт в Кыргызской Республике и потом снять его, оформив «транзиты» с отметкой в техпаспорте о вывозе за пределы государства.
Везде, в том числе на вашем портале, указывается, что необходимо уплатить утильсбор, поставить на учёт — и всё, на машине можно кататься. По приезде в Беларусь я обратился на гомельскую таможню для списания утилизационного сбора.
Изначально всё вроде бы неплохо шло: предоставил ДКП, техпаспорт и декларацию на товар. Но проходит пара часов, и мне звонит брокер. Мол, мне выставили «запрос» и «требования», а в запросе указали целый список таможенных документов на автомобиль, которые мне необходимо передать в таможню. В требованиях указали также поставить автомобиль на СВХ и явиться для дачи объяснений, — рассказывает мужчина.
— Таможенных документов у меня изначально не имелось, ведь они были отданы таможенным органам КР (здесь и далее — Кыргызская Республика) продавцом автомобиля. Написал продавцу, после чего с горем пополам он прислал все имеющиеся документы — те, которые запросила у меня белорусская таможня.
Я предоставил их нашей таможне, поставил машину на СВХ, дал объяснения насчёт того, как купил и привёз кроссовер, но по прошествии четырёх дней ничего не произошло. Мой автомобиль остался на СВХ, а деньги за стоянку продолжали «капать».
Спрашивал начальника таможни, почему авто задержано и сколько это продлится. Был дан ответ: «Идёт проверка, действительно ли машина находилась в Кыргызской Республике, а также направлен запрос в кыргызскую таможню. Только от них зависит время простоя».
Я спросил: «Разве оригинальный техпаспорт и транзитные номера не подтверждают этого?» Ответа я не получил. Тогда подвернулся телефон людей, которые уже не одну машину привезли из КР. Узнал от них, что в их городе без проблем списывают утильсбор, а авто на СВХ не ставят.
— Принял решение написать отказ и остановку процедуры утильсбора, забрать автомобиль и ехать в Могилёв для прохождения процесса повторно. Подал документы — история повторяется, причём и новообретённый знакомый сталкивается с тем же.
К сожалению, непонятно, какие запросы отправляет наша таможня в таможню КР, ведь никаких чётких заявлений не делается. Может, просто у нас хотят ввести такие же требования для ввоза транспортных средств, как и в России? Потому и задерживают машины, пока не примут соответствующий закон. Я никакой информации не могу найти.
— Сегодня был на таможне в Могилёве, где спрашивал у сотрудников, почему необходима данная процедура и что они хотят ей выяснить. Никто не знает!
Хотя, кстати, при оформлении объяснений видел, что в общих документах на мой автомобиль лежала бумажка с утильсбором, причём уже с печатями. Получается, вроде как закончена процедура? Тогда почему решили поставить мою машину на СВХ?
По срокам проверки мне тоже ничего конкретного не ответили, мол, не знают. Единственное — уточнили: некоторые авто по два месяца стоят. А это же немалые деньги придётся заплатить за стоянку СВХ. Моё непонимание происходящего усилилось...
Покупали Coolray в РФ, а растаможивался в Кыргызстане: «Люди брали кредиты на приобретение таких авто»
Следующим в редакцию портала обратился читатель из Могилёва, который попросил не указывать своих данных. Рассказ мужчины отличался от истории предыдущего героя лишь тем, что его автомобиль — Geely Coolray с небольшим пробегом — был пригнан из Китая и тоже растаможен в Кыргызской Республике.
— В последних числах апреля мы поставили «Кулрей» на СВХ, при этом ранее данные машины благополучно ставились на учёт и снимались с него. Декларации принимали, а утилизационный сбор оформляли и списывали за один день. В апреле мы со знакомыми могилевчанами приобрели в России несколько автомобилей, а шесть других забрали люди из столицы — прямо с автовоза. Вместе с земляками отправились на региональную таможню, где нам сказали поставить машины на СВХ. Естественно, мы спросили, на каком основании; ответ — будет проводиться проверка.
— После этого звонили начальнику таможни, но нам не смогли дать пояснений. Просто повторили, что проводится проверка. Потом обращались на горячую линию в Минск, где пообещали дать разъяснения в письме, однако ответ ничего конкретного не содержал, — утверждает собеседник. — Вновь уточнялось про некую проверку. Честно говоря, ранее с таким не сталкивался.
Собственно, моя история с того момента так и тянется. Давали номер, куда обращаться, чтобы узнать актуальные сведения, но при этом всё равно никакого продвижения. Отвечали, мол, по другим автомобилям пришло 70% запросов, а по моему — нет. Самое интересное, что все купленные в Смоленске Geely Coolray были с одного автовоза и растаможивались на одной таможне в Кыргызстане — в Бишкеке. Даже в декларациях это указывалось! При этом за каждый день стоянки на СВХ — по 9 рублей. А мотивировать причину всё равно не могли.
К слову, все эти машины — 2023 года, то есть не новые, хотя с пробегом 150—200 километров. Одним словом, формально бэушные.
— Я общаюсь с разными людьми последнее время, и у некоторых автомобили 2017—2021 годов выпуска, но с 12 июня их тоже стали ставить на СВХ. Эти машины доставили в Бишкек, там растаможили и даже не ставили на учёт, как, собственно, раньше и делали. Грубо говоря, сдаёшь документы в белорусскую таможню, а дальше проходишь госрегистрацию по месту прописки — ничего нового.
Другое дело, когда машина находилась на кыргызском учёте: такой автомобиль официально едет в местную ГАИ, тоже разрезается техпаспорт, ставится печать, что машина снята с учёта, после чего доставляют в Беларусь. Здесь процедура повторяется в обратном порядке. По сути, ему не имели права такое делать, ведь транспортное средство стояло на кыргызском учёте. Это то же самое, что поставить на СВХ машину, снятую с российского учёта и имеющую СТС.
Такой автомобиль официально ожидает полгода постановки на учёт в ГАИ, ведь они делают запрос в Кыргызстан. А машины, которые в КР не ставились на учёт, раньше оформлялись одним днём.
— Только на нашей таможне стоит более десяти «Кулреев», а также более шестидесяти бэушных машин. Ни по одной нет движений… Не знаю, сколько их в Минске, но, насколько слышал, кыргызы приезжали автовозами продавать. Поражает неизвестность и неопределённость. Раньше с таким никто не сталкивался. Ответы вроде: «Проводится проверка» многих не устраивают, ведь её можно делать в течение пяти лет… Попробуй потом оплатить простой на СВХ! А представьте, если люди брали кредиты на приобретение таких авто, а у них семьи...
«Ввози мы с применением льготы, уже бы ездили на Geely Monjaro по столице»
Как выяснилось в процессе подготовки материала, случаи могилевчанина и гомельчанина не единичны: с редакцией портала связалась также многодетная минчанка (среди прочих белорусов). Женщина недавно через Кыргызстан ввозила новый Geely Monjaro. Автомобиль пока на списание утилизационного сбора она не отвозила и опасается, что китайский кроссовер тоже «зависнет» на территории СВХ.
— На минской таможне, в СВХ в Колядичах, задерживают машины из Кыргызстана с 30 апреля — без объяснения, сколько это продлится. Машин много, больше 50, а каждый день «капает» плата за хранение. Уже некоторые люди вызывают милицию, чтобы оценить правомерность удержания машин.
— Я имею льготу, и была возможность сэкономить на растаможке автомобиля, но решили всё-таки ввозить через Кыргызстан, — уточняет белоруска. — Ввози мы с применением Указа № 140, получили бы за $35 тысяч кроссовер, который уже катался бы по Минску. А сейчас дополнительные сложности и вопросы...
**
В минувшую среду редакция av.by направила официальный запрос на комментарий Государственному таможенному комитету Республики Беларусь. В нём сформулировала вопросы журналистов и владельцев автомобилей, с которыми удалось пообщаться ранее. Вышедшее 20 июня поставление частично ответило на некоторые из них. Тем не менее сразу после получения ответа на запрос редакция обещала дополнить этот материал его текстом.
Расчёты в Беларуси проводятся в белорусских рублях. Сумма в иностранной валюте указана как эквивалент для удобства восприятия информации.
С 31 января запускается уникальный автобусный маршрут, который соединит сразу 8 районов Гродненской и Минской областей.