В январе был подписан Указ «Об автомобильных перевозках пассажиров», предусматривающий в числе прочих изменений создание «Реестра автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении», куда будут включаться сведения о перевозчиках, транспортных средствах, водителях, диспетчерах.
Как это отразится на рынке такси, смогут ли перевозчики оперативно выполнить новые требования, скажется ли это на качестве оказываемых услуг и ценах?
Указ «Об автомобильных перевозках пассажиров»
С текстом указа можно ознакомиться по ссылке.
Создание «Реестра автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении» станет определяющим фактором в формировании новых условий сферы пассажирских перевозок, пишет Onlíner. В реестр будут включаться сведения о перевозчиках, транспортных средствах (автобусах, легковых автомобилях, автомобилях-такси), водителях, диспетчерах перевозок в нерегулярном сообщении, диспетчерах такси. При этом включение в реестр сведений с 1 августа по 31 октября 2024 года будет осуществляться без взимания государственной пошлины. Оператором и владельцем реестра определяется Транспортная инспекция.
Помимо этого, для иностранных диспетчеров указом устанавливается обязанность создания на территории Беларуси юридического лица. Комментируя это, в «Яндекс Go» уже подчеркивали, что соответствуют заявленным требованиям: доступ к сервису предоставляется белорусским юридическим лицом, а информационный ресурс находится в национальном сегменте интернета и прошел соответствующую регистрацию.
Еще одно новшество: перевозчик будет обязан при выполнении заказа обеспечить видеофиксацию в салоне авто. Полученные данные должны будут храниться и передаваться в порядке, устанавливаемом Совмином.
Подчеркивается, что нормы документа направлены на обеспечение безопасности автомобильных перевозок, создание условий для добросовестной конкуренции, повышение качества оказываемых услуг и дальнейшее совершенствование правоотношений в сфере автомобильных перевозок пассажиров.
«Яндекс Go»: «Это приведет к значительному росту цен на поездки»
Своим виденьем ситуации с Onlíner поделился Кирилл Свинцов, руководитель «Яндекс Go» в СНГ.
Кирилл Свинцов, руководитель «Яндекс Go» в СНГ
— Указ предусматривает создание реестра для водителей, автомобилей, перевозчиков и диспетчеров. Считаете ли вы, что это повысит прозрачность отрасли?
— Смотря что понимать под прозрачностью. Онлайн-сервисы, в том числе «Яндекс Go», повышают прозрачность отрасли перевозок пассажиров. Мы стали первой платформой, которая начала выполнять обязательства по подаче всей налоговой отчетности. Вывели на новый уровень начатую Uber инициативу — исполнение соглашения с Министерством по налогам и сборам о взаимодействии в борьбе с нелегальным оказанием услуг пассажирских перевозок в Республике Беларусь.
Само по себе наличие реестров — это хорошая инициатива. Они помогают провести ревизию, все упорядочить и на основе анализа принять меры, которые пойдут на благо отрасли и ее участникам. Однозначно, предложенный Минтрансом реестр повысит информационную прозрачность рынка перевозок. Но реестр по указу по сути предусматривает возврат лицензирования, отмененного в 2017 году. Кроме того, требования к участникам ужесточились, а это всегда риск повышения коррупционной составляющей, потому что одна ведомственная организация получает возможность прекращать коммерческую деятельность всех участников рынка перевозок.
— С другой стороны, водители обязаны предоставлять документы, подтверждающие их обучение и стаж для вхождения в реестр. Может быть, это положительно скажется на безопасности перевозок?
— Водительский стаж, безусловно, влияет на качество обслуживания и безопасность. Именно поэтому наши партнеры следят за наличием необходимых документов. Со своей стороны, мы учитываем отзывы пассажиров о поездках, постоянно запускаем в Беларуси новые технологии безопасности и видим, что аварийность действительно снижается. Это подтверждает и статистика Госавтоинспекции. Ключевые требования (водительское удостоверение, состояние транспортных средств и т. п.) все эти годы действуют и так.
А использование реестра для лицензирования отрасли искусственно препятствует сохранению объема рынка, а также вхождению новых участников в эту сферу. Во-первых, перевозчики, которые осуществляют перевозки индивидуально, должны будут пройти процесс включения в реестр дважды, что подразумевает двойную нагрузку при подготовке пакета документов. Во-вторых, водители представляют довольно сменяемую категорию работников. Для большинства водителей работа с заказами является временной или же источником дополнительного дохода. Поэтому велик риск того, что количество водителей критически снизится из-за высокого порога входа в сферу перевозок. Ну а частая сменяемость водителей и госпошлина за каждое внесение изменения о водителях, уплачиваемая перевозчиками, могут привести к тому, что реестр не будет представлять собой полную и актуальную базу данных.
— Как вы думаете, качество перевозок возрастет в целом? Повысятся ли требования к транспортным средствам?
— Мы не видим, как реестр может повысить качество перевозок. Если план — уменьшить количество занятых в отрасли водителей, а затем строго контролировать качество услуг, то тогда да, качество перевозок возрастет. Но возникает вопрос, как контролировать тех, кто не пойдет в реестр или кого исключат из него. Работать с нашей платформой они не будут.
К слову, о качестве перевозок: в указе есть раздел, который, по сути, запретит заказ машины определенного класса комфорта с личным водителем. Хотя статистика нашего сервиса показывает, что спрос на поездки повышенного класса, наоборот, постоянно растет. Но со дня появления реестра перевозчики обязаны будут прекратить оказывать премиальный сервис.
— Как вы считаете, какие меры могли бы поддержать рынок, обелить его?
— В ходе всего процесса мы старались донести до регулятора (Минтранса), что нужен сбалансированный подход в регулировании рынка. Однако реестр получился достаточно жестким. Боимся, что это приведет к негативным последствиям для отрасли. Любое регулирование должно быть сбалансированным. Необходимы прозрачные и обоснованные критерии для попадания в реестр. Также большая автоматизация его ведения, чтобы исключить человеческий фактор.
К сожалению, регулятор так и не предоставил возможность появления водителей со статусом самозанятых. На наш взгляд, практика налога на профессиональный доход отлично зарекомендовала себя во многих странах СНГ — как наиболее подходящая для исполнителей, работающих с цифровыми платформами. Подобные налоговые режимы для водителей и курьеров уже внедрены или внедряются в России, Казахстане, Армении, Кыргызстане и Узбекистане. Этот режим помогает водителям вести учет автоматизированно и достаточно просто, что в целом способствует обелению отрасли.
—Как быстро, по вашим прогнозам, перевозчики смогут выполнить требования указа — предоставление документов, обеспечение видеофиксации и т. д.? Достаточно ли для этого времени, не ждет ли отрасль кризис из-за того, что кто-то не сумеет, не захочет, не успеет выполнить новые требования?
— Требования к включению в реестр, к сожалению, чрезмерные, что скорее сузит рынок, вызовет дисбаланс между спросом и предложением. И это приведет к значительному росту цен на поездки.
Взять, к примеру, требование непрерывной видеофиксации, обращенной в салон. Среди ее очевидных плюсов то, что при спорных ситуациях гораздо проще водителю отстоять свою позицию, имея видеозапись. Но есть и обратная сторона. Требование хранить и передавать данные означает, что подразумевается современное и дорогостоящее оборудование. Видеокамеры, закупка оборудования с большими мощностями, его обслуживание для сбора, хранения, передачи и другой обработки персональных данных являются необоснованно высокими расходами и трудно реализуемыми для большинства перевозчиков.
Кроме того, среди оснований для исключений из реестра много факторов, которые могут случиться из-за технической ошибки. Например, неоднократное представление в налоговые органы недостоверной информации о выполненных перевозках. Массив данных огромный, запрашиваемые сведения обширные, технические ошибки в выгрузке могут произойти, а из-за них исключают. Если в реестр попасть достаточно сложно, то вот исключение из него будет происходить быстро.
Официальные заявления
Вице-премьер Анатолий Сивак в конце прошлого года подчеркивал, что нет никакого антагонизма между государственными и частными перевозчиками. По его словам, от недобросовестных игроков на рынке в равной степени страдают и частники, работающие по установленным правилам.
— Важно, чтобы эти изменения принесли плюс для населения. В результате реализации указа добавится больше маршрутов в сегменте регулярных перевозок. На конкурс будут выставляться дополнительные маршруты. Видим необходимость внести коррективы в работу такси. Это нерегулярная перевозка. Там тоже существует масса проблем, — приводит слова вице-премьера БелТА.
Прогнозируется также, что с принятием указа наказание за нарушения станет еще более жестким.
— В этом случае мы вас исключаем из реестра. А если они не в реестре, то этим самым их деятельность признается незаконной. И тогда следует норма законодательства об изъятии орудия совершения преступления. Сегодня транспортная инспекция арестовывает транспортное средство, и начинается с перевозчиком длительный судебный процесс. А там уже работает норма — фактически, по законодательству изымается транспортное средство. Это заставляет соблюдать законодательство, — отмечал Анатолий Сивак.
Министр транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович в феврале — то есть уже после подписания указа — отметил, что в этом году в транспортной отрасли будет сделан акцент на безопасности и повышении конкурентоспособности.
— Работу следует направить на повышение эффективности транспортного обслуживания, постоянное улучшение качества перевозок, развитие транспортной инфраструктуры, обеспечение безопасности предоставляемых транспортных услуг, экономию, импортозамещение и эффективное использование ресурсов, — подчеркнул он.
В Министерстве транспорта и коммуникаций предполагают, что принятие указа создаст для субъектов на рынке перевозок равные условия.